- торговые инновации, направленные на целевые изменения в торговой деятельности, т.е. на использование различных методов ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или изыскание финансовых ресурсов в форме кредитов и займов, применение новых методов распределения прибыли и других накопленных ресурсов;
- социальные инновации, связанные с улучшением условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями;
- инновации в области управления, нацеленные на улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств информации и документации, рационализацию канцелярских работ и т.д.
Вместе с тем в литературе отсутствует единство классификации инноваций по одному и тому же признаку. Так, А.И. Пригожин [114, С. 51], А.В. Гугелев[33, С. 200] и другие авторы в зависимости от инновационного потенциала различают радикальные, комбинаторные и модифицирующие инновации. В других работах [43, С. 22] на том же основании инновации подразделяются на радикальные (пионерные, базовые, научные и т.д.), ординарные (изобретения, новые технические решения), усовершенствующие (модернизация).
В зависимости от источника появления Л.С. Барютин [8, С. 25]. различает инновации, идея которых подсказана сферой потребления (формирование общественной потребности), и инновации, идея которых подсказана научно-производственной сферой (возникновение фундаментальных научных идей). По мнению А.И. Пригожего [114, С. 49], инновации по данному признаку подразделяются на заказные и авторские. П. Друкер [38, С. 30-175] выделяет семь источников возникновения идей и т.д.
На наш взгляд, спорным является деление инноваций по степени завершенности, поскольку идея не получившая законченное воплощение в принципиально новых способах удовлетворения общественных потребностей, вряд ли может считаться инновацией. Это же обстоятельство подтверждает дискуссионность разделения инноваций на результативные и нерезультативные.
Чтобы классификация инноваций носила прикладной характер и использовалась в управлении инновационной деятельностью, в ее основу, на наш взгляд, следует положить такие признаки, как форма реализации содержания, степень новизны, характер удовлетворяемой общественной потребности, способность к распространению, приоритет появления, время реализации инновации (рис. 1.1.2).
Инновации как принципиально новые способы (средства, приемы) удовлетворения общественных потребностей принимают две основные формы: продукты (предметы, товары) и процессы.
К инновациям в форме продуктов (предметы, товары) можно отнести нововведения, воплощенные в средствах труда, предметах труда и предметах потребления.
Инновации в форме процессов составляют прогрессивные изменения в технологических, организационных, управленческих, социальных и экономических процессах.
Инновации в форме процессов ориентированы, с одной стороны, на улучшение технико-экономических характеристик выпускаемых изделий, а с другой – на создание условий для освоения и производства новой продукции. Следовательно, в составе инноваций в форме процессов могут быть выделены:
- инновации, ориентированные на улучшение технико-экономических характеристик выпускаемых изделий;
- инновации, создающие условия для освоения и производства новой продукции.
Одновременно инновации в форме процессов по совершенствованию выпускаемой продукции и созданию условий для освоения и производства новых изделий находят свое отражение в повышении технического, организационного, экономического и социального уровней предприятия.
В связи с этим инновации в форме процессов могут быть расчленены на инновации по повышению технического, организационного, экономического и социального уровней предприятия. Технический, организационный, экономический и социальный уровни имеют довольно сложную структуру, что предполагает дальнейшее деление инноваций в форме продукта и процесса. Так, инновации по повышению технического уровня производства можно подразделить на инновации совершенствующие орудия труда, предметы труда, технологические процессы и т.д. В составе инноваций по повышению организационного уровня предприятия позволительно выделить инновации по повышению уровня организации основного производства, производственной структуры, труда и управления.
Инновации в форме продукта (предмета, товара) и в форме процесса взаимосвязаны и взаимозависимы. Известно, что инновации в форме продукта весьма часто требуют инноваций в форме процессов для того, чтобы к ним адаптировалась существующая производственная база и составляющие ее техническая, технологическая, организационная и социальная системы. В то же время инновации в форме процессов могут открывать новые возможности для инноваций в форме продуктов (предметов, товаров).
По степени новизны инновации можно подразделить на радикальные (базисные) и ординарные (улучшающие). Радикальные (базисные) инновации коренным образом преобразуют возможности удовлетворения общественных потребностей, поскольку их основу составляют принципиально новые научные знания. В отличии от радикальных, ординарные инновации не затрагивают научной первоосновы традиционных способов, приемов и методов удовлетворения общественных потребностей, а совершенствуют их посредством определенных количественных и качественных изменений.
Деление инноваций на ординарные и радикальные соответствует двум главным формам научно-технического развития производства:
- эволюционной, содержание которой составляют непрерывные усовершенствования применяемых изделий и процессов, обеспечивающих их быструю адаптацию к постоянно изменяющимся общественным потребностям и новым возможностям производства;
- революционной, основой которой являются ранее неизвестные фундаментальные знания и их практическая реализация в принципиально новых способах удовлетворения общественных потребностей.
Теоретическое значение деления инноваций на радикальные и ординарные состоит в том, что оно позволяет смоделировать процесс образования внутрипроизводственных резервов, под которыми мы понимаем неиспользованные возможности развития производства более экономичными методами.
Исходным моментом [68, С. 20-21] в построении такой модели является положение о том, что объект, где реализуются инновации, представляет собой систему, состоящую из N элементов j. Каждый элемент j системы характеризуется рядом технико-экономических показателей Kij, где i = 1,2,3... n.
В своей совокупности показатели Kij определяют общий показатель К, изменение которого соответствует величине резерва. Тогда для любой системы, использующей нововведения, можно записать следующую целевую функцию:
При допущении, что система характеризуется одними и теми же показателями, имеющими разные значения, целевая функция может иметь экстремальное значение при следующих условиях:
Условие N = const, Kij ® extr, соответствует процессу образования резервов за счет ординарных инноваций, когда при неизменном числе элементов системы N улучшаются характеризующие их показатели Kij.
Условие N® extr, Kij ® extr, присуще процессу образования резервов при использовании радикальных инноваций, под воздействием которых не только улучшаются показатели отдельных элементов системы Kij, но и изменяется их общее число N, что обуславливает создание принципиально новой системы.
Инновация по своей сути включает две составляющие: удовлетворение общественной потребности, с одной стороны, и использование научных знаний в качестве основы для удовлетворения общественной потребности соответствующим образом, с другой стороны. Если второму аспекту инноваций, т.е. научной новизне решения проблемы, уделяется достаточно много внимания в научной литературе, то вопрос удовлетворения общественной потребности как неотъемлемой составляющей успешного нововведения не находит столь пристального интереса. В связи с этим считаем целесообразным изначальное отражение данного аспекта инноваций в классификации. На наш взгляд, инновации по характеру удовлетворяемой общественной потребности могут быть подразделены на две основные группы:
- инновации, направленные на удовлетворение устоявшейся (традиционной, старой) общественной потребности;
- инновации, направленные на формирование новой общественной потребности.
В свою очередь инновации направленные на удовлетворение устоявшейся общественной потребности по своей сути могут совершенствовать уже существующие способы удовлетворения общественной потребности через повышение качества выпускаемой продукции, совершенствование технологии ее изготовления и т.д. или удовлетворять устоявшуюся общественную потребность качественно новым способом (так, например, выработка электроэнергии в настоящее время осуществляется на тепловых, гидро- и атомных станциях). Поэтому будет правомерным дальнейшее деление инноваций, направленных на удовлетворение устоявшейся общественной потребности, на инновации:
- инновации, совершенствующие способы удовлетворения устоявшейся общественной потребности;
- инновации, удовлетворяющие устоявшуюся общественную потребность качественно новым способом.
Рассмотренная классификация инноваций по характеру удовлетворения общественной потребности имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Она обеспечивает своевременную расстановку акцентов на основных направлениях инновационной деятельности, что крайне необходимо для достижения стоящих перед предприятием целей, которое невозможно без общественного признания на рынке производимой им продукции или оказываемой услуги.
Именно данный подход к классификации инноваций позволяет еще в ходе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ изначально ориентироваться на создание инноваций, удовлетворяющих ту или иную общественную потребность, что в конечном итоге предопределяет коммерческий успех нововведения.
Одним из оснований для классификации инноваций является их способность к распространению. По этому признаку выделяются единичные (разовые) инновации, которые в силу своей специфики могут использоваться только в пределах одной системы, и диффузные инновации, природа и назначение которых позволяют тиражировать их в другие системы. В свою очередь, диффузные инновации могут быть подразделены на внутриорганизационные, реализуемые в рамках одной организации, и межорганизационные, применимые в нескольких организациях.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30