В качестве объекта исследования выбраны машиностроительные предприятия Нижегородской области, в силу того что именно машиностроительный комплекс в условиях любого типа экономической системы является базой, определяющей скорость реализации и распространения достижений научных исследований и разработок в промышленное производство.
В качестве материалов для проведения исследования были использованы статистические материалы машиностроительных предприятий, а также статистические бюллетени Нижегородского областного управления статистики.
В целом инновационную деятельность машиностроительных предприятий, связанную с реализацией научно-технических инноваций, характеризуют данные, приведенные в нижеследующей таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.2
Внедрение научно-технических инноваций машиностроительными предприятиями Нижегородской области в 1995-2003 гг.
1995
1997
1999
2001
2002
2003
2003 в % к 1998 г.
Всего, ед.
В % к прош. году
Всего, ед.
В % к прош. году
Всего,
ед.
В % к прош. году
Всего, ед.
В % к прош, года
Всего, ед.
В%к прош. году
Всего, ед.
В % к прош. году
Всего внедрено новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) или технологических процессов, в том числе:
292
—
245
83,9
216
88,2
202
93,5
185
91,6
204
110,3
69,9
новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг)
198
—
185
93,4
171
92,4
143
83,6
110
76,9
107
97,3
54,0
новых или усовершенствованных технологических процессов
94
—
60
63,8
45
75
59
131,1
75
127,1
97
129,3
103,2
Как видно из таблицы, последние годы преобразований в отечественной экономике не прошли бесследно. В частности, по Нижегородской области прослеживается стремительный спад инновационной деятельности, связанной с освоением технических нововведений, который отражается в ежегодном снижении общего объема их внедрения. Причем снижение общего объема внедрения инноваций происходит за счет уменьшения числа нововведений, направленных как на обновление и совершенствование технологических процессов промышленных предприятий, так и уменьшение инноваций в форме продукта.
Безусловно, положительным моментом является увеличение числа технологических инноваций в течение 2001-2003 гг. Так, в 2001 г. абсолютный прирост технологических инноваций составил 14 единиц, т.е. темп роста - 31,1%, в 2002 г., соответственно, – 6 единиц и 27,1%, а в 2003 г. – 22 единицы и 29,3%, соответственно. Общее абсолютное снижение числа инноваций в 2003 г. составило 88 единиц или 30,1% по отношению к 1999 г. В целом происходящие изменения в объемах внедрения нововведений наглядно отражает нижеследующий график (рис. 2.1.1).
Рисунок 2.1.1 Динамика внедрения научно-технических нововведений машиностроительными предприятиями Нижегородской области в 1995-2003 гг.
Наибольший спад инновационной деятельности допустили такие предприятия, как ОАО «Гидромаш», где количество инноваций сократилось с 15 в 1991 г. до 3 в 2003 г., на ОАО «Дробмаш», – соответственно, – с 8 до 1, на ОАО «Нижегородский машиностроительный завод» – с 9 до 2 инноваций. Снижение объемов инновационной деятельности, на наш взгляд, обусловлено рядом объективных причин, связанных не только с кризисным состоянием экономики и происходящими в ней преобразованиями, но и с отсутствием или нерациональным использованием резервов, имеющихся на промышленных предприятиях.
Видятся достаточно обоснованными причины затруднений в обновлении ассортимента продукции в соответствии с запросами рынка и недостаточно динамичном техническом перевооружении предприятий:
- отсутствие необходимых финансовых средств;
- отток квалифицированных специалистов из подразделений НИР и ОКР промышленных предприятии;
- ухудшение взаимосвязей с НИИ и КБ, которые ранее обеспечивали предприятия научными и конструкторскими разработками;
- отсутствие взаимодействия между потребителями продукции, маркетологами и конструкторами, технологами и экономистами;
- ощущается недостаток в новых идеях и наработках по высокорентабельным и хорошо продаваемым изделиям, которые можно было бы делать на имеющемся оборудовании, а если такие идеи есть, то наши специалисты не умеют оформить их в привлекательном для инвесторов виде, спрогнозировать рынок сбыта, доказать высокую экономическую эффективность, оценить риски и т.д.;
- психологические проблемы, связанные с внедрением новой продукции и техническим перевооружением.
Особый интерес вызывают изменения в соотношении продуктовых и технологических инноваций в их общем ежегодном объеме, произошедшие в течение рассматриваемого периода времени (табл. 2.1.3).
Таблица 2.1.3
Структура общего объема внедренных научно-технических инноваций машиностроительными предприятиями Нижегородской области в 1995-2003 гг.
1995
1997
1999
2000
2001
2003
Всего
Всего внедрено новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг) и технологических процессов, %, в том числе:
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
новой или усовершенствованной продукции (работ, услуг), %
67,8
75,5
79,2
70,8
59,5
52,5
68,0
Новых или усовершенствованных технологических процессов, %
32,2
24,5
20,8
29,2
40,5
47,5
32,0
Из таблицы 2.1.2 видно, что наметилась тенденция изменения соотношения продуктовых и технологических инноваций в их общем ежегодном объеме. Доля инноваций в форме продукта до 1997 г. увеличивалась, а доля технологических – снижалась. С 1997 г. наблюдается обратная зависимость.
Происходящая структурная перестройка в соотношении продукт- и процесс-инноваций проиллюстрирована на рис. 2.1.2.
Рис. 2.1.2. Соотношение продукт- и процесс-инноваций в 1995-2003 гг.
На наш взгляд, можно выделить две основные причины наметившихся преобразований. Во-первых, прослеживается воздействие важнейшего фактора рыночной экономики, активно влияющего на инновационную деятельность, - конкуренции. Очевидно, что именно конкуренция между отечественными товаропроизводителями, а также поступление на российский рынок продукции зарубежных фирм заставляет предприятия активно изыскивать рыночные сегменты с неудовлетворенным или плохо удовлетворенным спросом, осуществлять переориентацию выпуска продукции в соответствии с изменениями требований потребителей, что в конечном итоге ведет к увеличению продуктовых инноваций. Во-вторых, в условиях ограниченности финансовых ресурсов, по всей видимости, предпочтение отдается менее затратным продуктовым инновациям. Так, если мы рассмотрим структуру по типам инноваций в 2001 году, то затраты на приобретение технологических инноваций машиностроительных предприятий составили 0,8% (315,9 тыс. руб.), а на продукт-инновации - 10921,6 тыс. руб. (28,7%), при небольшой численной разнице инноваций каждого типа.
Наряду с тенденцией увеличения доли технологических инноваций, прослеживается тенденция уменьшения доли продукт-инноваций. В целом, рост объемов инноваций, связанных с технологическими процессами, сам по себе означает положительные последствия для промышленных предприятии. На наш взгляд, существует подход, адекватно отражающий роль технологии в деятельности предприятия. Так, для японцев технология сама по себе не представляет особой ценности, она является средством достижения целей, которые они определяют из соображений рыночной стратегии. Поэтому, с одной стороны, тенденция роста технологических инноваций, наряду с тенденцией уменьшения нововведений, ориентированных на внедрение новой продукции, отражает приоритетное направление инновационной деятельности промышленных предприятий, определяемое изменениями в отечественной экономике. Но, с другой стороны, по России в машиностроении износ основных фондов составляет 45%, более 60% станков имеют возраст свыше 10 лет. Причем происходит уменьшение числа единиц оборудования сроком эксплуатации до 5 лет: если на 1.01.86 г. его доля составляла 16.1%, то на 1.01.02 г. – 4,7%, и наоборот, происходит увеличение доли оборудования со сроком эксплуатации свыше 20 лет, которая составила соответственно за тот же период 32,1% и 49,5%. На наш взгляд, это довольно тревожный симптом, так как застой или необоснованное снижение технологического уровня промышленного предприятия может отрицательно сказаться на его дальнейшей деятельности, в виду того что в долгосрочной перспективе именно от него зависит способность предприятий выдерживать ускорение темпов обновления продукции, что особенно важно для такой отрасли промышленности, как машиностроение. Конечно, для более правильных и точных выводов о необходимости и последствиях структурной перестройки инновационной деятельности требуется более глубокий анализ положения на каждом конкретном предприятии, выявление его наиболее узких мест и на этой основе определения целесообразности выбора того или иного направления инновационной деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30