В результате новых долларовых вливаний в мексиканскую экономику кризис не был затяжным. Резкое падение производства в 1995 г. на 6,6% сменилось уже в следующем году приростом в 5,2%, а в 1997 т., по оценкам ЭКЛАК, отмечен самый высокий за последние 16 лет рост ВВП на уровне 7%. Инфляция, составившая в 1995 г. 52%, снизилась в 1997 г. до 17%.[30]
Большое значение в плане восстановления внутрифинансовой стабилизации имело превышение, начиная с 1995 г., экспорта над импортом, что способствовало росту платежеспособности Мексики. Быстро восстановились ее позиции и на международном рынке капиталов. В 1997 г. страна разместила здесь правительственные облигации долгосрочных займов на сумму в 9 млрд додл.. Это позволило ей в том же году произвести досрочные выплаты по задолженности казначейству США и МВФ, а также по банковским обязательствам, выпущенным в 1996 г. В результате государственный долг сократился со 111,6 млрд долл. в 1996 г. до 99 млрд в 1997 г., а общая задолженность снизилась соответственно со 160 до 156 млрд долл.[31]
Макроэкономические показатели свидетельствуют о том, что экономика Мексики вошла в стадию относительной стабильности. Вместе с тем довольно трудно предсказать, насколько длительной она окажется. С точки зрения обслуживания внешнего долга настораживает тот факт, что хозяйственная структура страны остается уязвимой по отношению к конъюнктуре международного финансового капитала. Наметившаяся тенденция превышения экспорта над импортом оказалась нестабильной, продемонстрировав с 1995 по 1997 г. снижение положительного торгового сальдо с 8 до 1,4 млрд долл., несмотря на то, что в торговле с США в 1997 г. это сальдо составило 13 млрд долл. в пользу Мексики.[32]
В целом, видимо, можно говорить об определенных позитивных результатах массированного внедрения модели открытой рыночной экономики. Вместе с тем главным фактором развития страны до сих пор остается внешнее финансирование. Это означает, что, как и в 80-е годы, Мексика продолжает развиваться в кредит. Острота долгового кризиса была снята прежде всего за счет пролонгирования сроков погашения ранее полученных кредитов. Однако в целом данная проблема весьма далека от решения и продолжает висеть тяжелым грузом на мексиканской экономике, усиливая зависимость страны от внешних факторов.
3.2. Организация финансовых пакетов для стран Юго-Восточной Азии.
Азиатский финансовый кризис, затронувший в 1997-1998 гг. Таиланд, Индонезию, Малайзию, Южную Корею и, в меньшей степени, Филиппины, был кризисом краткосрочной частной задолженности, увеличившим сверх критического уровня дефицит платежного баланса и вызвавшим обвал регионального финансового и фондового рынков. Кризис показал опасность завышения курсов национальных валют и сохранения при любых условиях их привязки к подорожавшему в 1996-1998 гг. американскому доллару. Он высветил структурные и технологические слабости экономики азиатских НИС, исчерпавших резервы стратегии "догоняющей индустриализации".
Для преодоления финансового кризиса в Азии с помощью МВФ и под его давлением разработаны меры финансового, экономического и социального характера. Претворение в жизнь рекомендаций МВФ позволило добиться определенных успехов, но в то же время имело негативные социально-экономические и политические последствия. Меры, принятые в азиатских странах для их преодоления, представляют собой вторую составляющую программы выхода из кризиса. Третьей составляющей стала экономическая дипломатия азиатских государств, нацеленная на обеспечение внешних условий преодоления кризиса. Четвертой - поиск руководством и общественностью азиатских стран ответов на два вопроса: кто несет ответственность за финансовый обвал и какова приемлемая цена финансовой стабилизации?
Философской основой политики финансового оздоровления в Азии стала концепция усиления роли государства в стабилизации национальных финансовых рынков при использовании косвенных методов финансового регулирования без прямого административного вмешательства.
Реализация мер по преодолению азиатского финансового кризиса поставила перед мировым сообществом ряд фундаментальных вопросов;
- остались ли у азиатских НИС резервы для продолжения ускоренного развития или их ожидает длительная стагнация производства?
- каковы наиболее уязвимые места взаимодействия валютного и фондового рынка развивающихся стран с реальной экономикой?
- какие угрозы несет развивающимся обществам глобализация мировых финансовых рынков и мировой экономики?
- как оценить роль МВФ в погашении азиатского кризиса и, более широко, в регулировании мировой экономики?
- есть ли способы предотвратить расползание финансового кризиса и не настало ли время для глобального регулирования мировых финансовых потоков в интересах стабильности национальных экономик и мировой экономики в целом?
Эти фундаментальные вопросы имеют непосредственное отношение к России. Как представляется, России трудно будет найти выход из нынешней кризисной ситуации (независимо от того, каким будет ее правительство) без учета экономического опыта азиатских НИС и без ответа на эти вопросы - применительно к российским реалиям.
Финансовые меры по преодолению кризиса, разработанные азиатскими НИС совместно с МВФ, включают:
- отказ от привязки национальных валют к доллару и предоставление обменным курсам возможности упасть до "естественного уровня";
- повышение ставки рефинансирования ради укрепления национальной валюты;
- проведение жесткой фискальной политики для уменьшения дефицита государственного бюджета;
- урегулирование проблем частной задолженности национальных финансовых и хозяйственных институтов посредством (а) переговоров с иностранными партнерами о реструктуризации долга и (б) финансовой помощи национальному частному сектору со стороны государства (в том числе на средства, полученные от МВФ) в погашении внешнего долга;
- оздоровление банковской системы путем (а) ликвидации "безнадежных" банков или их национализации с последующей продажей крупным национальным или иностранным финансовым институтам, (б) слияния, под диктовку правительства, проблемных, но потенциально жизнеспособных банков с более крепкими, (в) списания "плохих" частных долгов и их приобретения государством с последующей река-питализацией. Для оздоровления банков в НИС созданы специальные государственные агентства по оценке надежности финансовых институтов и разработке и осуществлению мер против слабых и "плохих" банков. Частные финансовые институты должны стать прозрачными для контроля со стороны государства и международных финансовых организаций;
- полное выполнение обязательств банков перед физическими лицами;
- открытие финансового рынка для иностранного капитала в целях развития конкуренции и интернационализации национальных экономик;
- осуществление на практике реального, а не только декларируемого принципа независимости центральных банков:
- предотвращение перегрева (необоснованного вздувания цен на акции и землю) национального фондового рынка и рынка недвижимости.
Основанные на рекомендациях МВФ меры социально-экономического характера предполагали:
- свертывание дорогостоящих экономических проектов и отмену государственных субсидий на любые товары;
- изменение взаимоотношений в треугольнике "бизнес - профсоюзы - политическая власть", направленное, с одной стороны, на борьбу с коррупцией, клановыми (в Южной Корее и Таиланде) и семейными (в Индонезии) финансовыми льготами, а с другой - на отмену системы пожизненного найма и развитие государственного социального страхования,
- реформирование внутрикорпоративных связей (особенно в Южной Корее) с тем, чтобы устранить сложившуюся систему перекрестного кредитования внутри промышленно-финансовых групп и тем самым заблокировать появление "плохих" кредитов.
Негативными побочными последствиями реализации рецептов МВФ стали спад производства, массовые банкротства мелкого и среднего бизнеса, крах системы здравоохранения и социального обеспечения, рост безработицы, сокращение импорта, сужение внутреннего спроса, падение жизненного уровня, усиление социальной и политической напряженности. Ответные действия руководства азиатских НИС концентрировались на следующих мерах:
- снижение вопреки давлению МВФ ставки рефинансирования. Малайзия, дабы не усложнять доступ национальных производителей к заимствованиям, вообще отказалась от кредитов МВФ. Южная Корея сразу же начала торг и, стабилизировав курс национальной валюты, добилась от МВФ согласия снизить ставку рефинансирования с первоначальных 25% до 10%. Центральные банки в большинстве НИС на деле остаются под контролем правительства;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15