Роль Международного валютного фонда в мировой валютной системе

В результате новых долларовых влива­ний в мексиканскую экономику кризис не был затяжным. Резкое падение производ­ства в 1995 г. на 6,6% сменилось уже в следующем году приростом в 5,2%, а в 1997 т., по оценкам ЭКЛАК, отмечен самый высокий за последние 16 лет рост ВВП на уровне 7%. Инфляция, составившая в 1995 г. 52%, снизи­лась в 1997 г. до 17%.[30]

Большое значение в плане восста­новления внутрифинансовой стабилизации имело превышение, начиная с 1995 г., экспорта над импортом, что способствова­ло росту платежеспособности Мексики. Быстро восстановились ее позиции и на международном рынке капиталов. В 1997 г. страна разместила здесь прави­тельственные облигации долгосрочных займов на сумму в 9 млрд додл.. Это позволило ей в том же году произвести досрочные выплаты по задолженности казначейству США и МВФ, а также по банковским обязательствам, выпущенным в 1996 г. В результате государственный долг сократился со 111,6 млрд долл. в 1996 г. до 99 млрд в 1997 г., а общая задолженность снизилась соответствен­но со 160 до 156 млрд долл.[31]

Макроэкономические показатели свидетельствуют о том, что экономика Мексики вошла в стадию относитель­ной стабильности. Вместе с тем до­вольно трудно предсказать, насколько длительной она окажется. С точки зре­ния обслуживания внешнего долга на­стораживает тот факт, что хозяйствен­ная структура страны остается уязви­мой по отношению к конъюнктуре международного финансового капита­ла. Наметившаяся тенденция превыше­ния экспорта над импортом оказалась нестабильной, продемонстрировав с 1995 по 1997 г. снижение положительного торгового сальдо с 8 до 1,4 млрд долл., несмотря на то, что в торговле с США в 1997 г. это сальдо составило 13 млрд долл. в пользу Мексики.[32]

В целом, видимо, можно говорить об определенных позитивных результа­тах массированного внедрения модели открытой рыночной экономики. Вмес­те с тем главным фактором развития страны до сих пор остается внешнее финансирование. Это означает, что, как и в 80-е годы, Мексика продолжает развиваться в кредит. Острота долгово­го кризиса была снята прежде всего за счет пролонгирования сроков погаше­ния  ранее полученных кредитов. Одна­ко в целом данная проблема весьма далека от решения и продолжает висеть тяжелым грузом на мексиканской эко­номике, усиливая зависимость страны от внешних факторов.

3.2. Организация финансовых пакетов для стран Юго-Восточной Азии.

Азиатский финансовый кризис, затронувший в 1997-1998 гг. Таиланд, Индоне­зию, Малайзию, Южную Корею и, в меньшей степени, Филиппины, был кризисом краткосрочной частной задолженности, увеличившим сверх критического уровня дефицит платежного баланса и вызвавшим обвал регионального финансового и фондового рынков. Кризис показал опасность завышения курсов национальных ва­лют и сохранения при любых условиях их привязки к подорожавшему в 1996-1998 гг. американскому доллару. Он высветил структурные и технологические слабости эко­номики азиатских НИС, исчерпавших резервы стратегии "догоняющей индустриали­зации".

Для преодоления финансового кризиса в Азии с помощью МВФ и под его дав­лением разработаны меры финансового, экономического и социального характера. Претворение в жизнь рекомендаций МВФ позволило добиться определенных успе­хов, но в то же время имело негативные социально-экономические и политические последствия. Меры, принятые в азиатских странах для их преодоления, представ­ляют собой вторую составляющую программы выхода из кризиса. Третьей состав­ляющей стала экономическая дипломатия азиатских государств, нацеленная на обеспечение внешних условий преодоления кризиса. Четвертой - поиск руково­дством и общественностью азиатских стран ответов на два вопроса: кто несет от­ветственность за финансовый обвал и какова приемлемая цена финансовой стаби­лизации?

Философской основой политики финансового оздоровления в Азии стала кон­цепция усиления роли государства в стабилизации национальных финансовых рын­ков при использовании косвенных методов финансового регулирования без прямого административного вмешательства.

Реализация мер по преодолению азиатского финансового кризиса поставила перед мировым сообществом ряд фундаментальных вопросов;

- остались ли у азиатских НИС резервы для продолжения ускоренного разви­тия или их ожидает длительная стагнация производства?

- каковы наиболее уязвимые места взаимодействия валютного и фондового рынка развивающихся стран с реальной экономикой?

- какие угрозы несет развивающимся обществам глобализация мировых фи­нансовых рынков и мировой экономики?

- как оценить роль МВФ в погашении азиатского кризиса и, более широко, в регулировании мировой экономики?

- есть ли способы предотвратить расползание финансового кризиса и не на­стало ли время для глобального регулирования мировых финансовых потоков в ин­тересах стабильности национальных экономик и мировой экономики в целом?

Эти фундаментальные вопросы имеют непосредственное отношение к Рос­сии. Как представляется, России трудно будет найти выход из нынешней кризисной ситуации (независимо от того, каким будет ее правительство) без учета экономиче­ского опыта азиатских НИС и без ответа на эти вопросы - применительно к россий­ским реалиям.

Финансовые меры по преодолению кризиса, разработанные азиатскими НИС совместно с МВФ, включают:

- отказ от привязки национальных валют к доллару и предоставление обмен­ным курсам возможности упасть до "естественного уровня";

- повышение ставки рефинансирования ради укрепления национальной валю­ты;

- проведение жесткой фискальной политики для уменьшения дефицита госу­дарственного бюджета;

- урегулирование проблем частной задолженности национальных финансовых и хозяйственных институтов посредством (а) переговоров с иностранными партне­рами о реструктуризации долга и (б) финансовой помощи национальному частному сектору со стороны государства (в том числе на средства, полученные от МВФ) в по­гашении внешнего долга;

- оздоровление банковской системы путем (а) ликвидации "безнадежных" бан­ков или их национализации с последующей продажей крупным национальным или иностранным финансовым институтам, (б) слияния, под диктовку правительства, проблемных, но потенциально жизнеспособных банков с более крепкими, (в) списа­ния "плохих" частных долгов и их приобретения государством с последующей река-питализацией. Для оздоровления банков в НИС созданы специальные государст­венные агентства по оценке надежности финансовых институтов и разработке и осуществлению мер против слабых и "плохих" банков. Частные финансовые инсти­туты должны стать прозрачными для контроля со стороны государства и междуна­родных финансовых организаций;

- полное выполнение обязательств банков перед физическими лицами;

- открытие финансового рынка для иностранного капитала в целях развития конкуренции и интернационализации национальных экономик;

- осуществление на практике реального, а не только декларируемого принци­па независимости центральных банков:

- предотвращение перегрева (необоснованного вздувания цен на акции и зем­лю) национального фондового рынка и рынка недвижимости.

Основанные на рекомендациях МВФ меры социально-экономического харак­тера предполагали:

- свертывание дорогостоящих экономических проектов и отмену государст­венных субсидий на любые товары;

- изменение взаимоотношений в треугольнике "бизнес - профсоюзы - полити­ческая власть", направленное, с одной стороны, на борьбу с коррупцией, клановыми (в Южной Корее и Таиланде) и семейными (в Индонезии) финансовыми льготами, а с другой - на отмену системы пожизненного найма и развитие государственного со­циального страхования,

- реформирование внутрикорпоративных связей (особенно в Южной Корее) с тем, чтобы устранить сложившуюся систему перекрестного кредитования внутри промышленно-финансовых групп и тем самым заблокировать появление "плохих" кредитов.

Негативными побочными последствиями реализации рецептов МВФ стали спад производства, массовые банкротства мелкого и среднего бизнеса, крах систе­мы здравоохранения и социального обеспечения, рост безработицы, сокращение импорта, сужение внутреннего спроса, падение жизненного уровня, усиление соци­альной и политической напряженности. Ответные действия руководства азиатских НИС концентрировались на следующих мерах:

- снижение вопреки давлению МВФ ставки рефинансирования. Малайзия, да­бы не усложнять доступ национальных производителей к заимствованиям, вообще отказалась от кредитов МВФ. Южная Корея сразу же начала торг и, стабилизировав курс национальной валюты, добилась от МВФ согласия снизить ставку рефинанси­рования с первоначальных 25% до 10%. Центральные банки в большинстве НИС на деле остаются под контролем правительства;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать