Роль Международного валютного фонда в мировой валютной системе

С момента создания МВФ постоянно добивается от стран-членов устранения валютных ограничений и множественности валютных курсов. Однако значи­тельная часть развивающихся, а также восточноевро­пейских стран все еще не имеет возможности устано­вить в полном объеме свободную конвертируемость своих валют.

В-пятых, МВФ участвует в регулировании между­народных валютно-кредитных отношений путем пре­доставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функции координатора международ­ного кредитования. Частные коммерческие банки рас­сматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий рас­ширению их кредитной деятельности в странах-заем­щиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного прави­тельства расцениваются частными банками как пока­затель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приоб­ретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ. с одной сто­роны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов — с другой[20].

МВФ наряду с другими международными органи­зациями активно участвует в урегулировании внешнего долга развивающихся стран, стран Восточной Европы, России, других государств СНГ. Что касается ТНК и ТНБ, то они поддерживают мероприятия МВФ лишь в той мере, в какой его кредитная политика отвечает их собственным интересам, обеспечивая регулярность платежей стран-должников. Поэтому эффективность регулирования спекулятивных перемещений кратко­срочных капиталов, координации процесса выравнива­ния диспропорций в международных платежах, целена­правленного воздействия на международную ликвид­ность в ряде случаев ослабляется противодействием частных компаний и банков.

В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процес­сам в целом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен, денежном об­ращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капита­лов, состоянии платежных балансов, официальных зо­лотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовло­жений, движении валютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке. Страны-члены обязаны беспрепятственно предостав­лять Фонду эти сведения и консультироваться с ним по вопросам их макроэкономической и валютной полити­ки.

МВФ осуществляет надзор за макроэкономической и валютной политикой двумя путями. Одним из них являются предусмотренные Статьей IV Устава кон­сультации с правительственными учреждениями стран-членов. Другой путь — это регулярные (дважды в год) обсуждения доклада «Мировой экономический обзор». Такие обсуждения представляют собой анализ гло­бальной экономической ситуации в многосторонней перспективе. МВФ занимается также оказанием технической помощи странам-членам и предоставлением им разнообразного набора консультационных услуг.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широ­кого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кре­дитных отношений, авторитетного центра междуна­родного кредитования, координатора межгосударст­венных кредитных потоков и гаранта платежеспособ­ности стран-заемщиц. Одновременно он начинает иг­рать важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым зве­ном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласова­ния национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирую­щим мировым валютным институтом, накопил боль­шой и полезный опыт[21].

Конечно, как и всякая международная организация, МВФ является ареной не только партнерства, но и соперничества национальных экономических и полити­ческих интересов. США лишились возможности моно­польно определять политику Фонда. Они вынуждены согласовывать свою линию поведения с главными го­сударствами Западной Европы и Японией. Одновре­менно в МВФ усиливается влияние развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, отстаи­вающих свои интересы. Начинают активнее заявлять о себе и бывшие страны — члены СЭВ, особенно Россия и другие государства СНГ. Из этого вытекает потреб­ность в более эффективном механизме сопоставления, учета и примирения конфликтных интересов в рамках МВФ к выгоде всего мирового сообщества, необходи­мость совершенствования как институциональных структур Фонда, так и реализуемых им программных политических установок

2.3. Политика надзора и оказание технической помощи.


В первые годы все страны, вступая в МВФ, обязались применять один и тот же метод расчета стоимости своей валюты. Это была так назы­ваемая паритетная система. В то время Соединенные Штаты выражали стоимость доллара в золоте. Цена одной унции золота составляла ровно 35 долларов. Золотое содержание доллара обеспечивалось правительством США, которое в случае надобности обменивало золото на доллары именно по этому курсу. Вступая в МВФ, все остальные члены также должны были выражать стоимость своей валюты в золоте, а поскольку, если каждый из двух предметов равен третьему, то они равны между собой, стоимость всех валют для большего удобства было принято котировать в долларах США. Государства-члены поддерживали стоимость своих валют в пределах 1 процента данного паритета, и, если они считали, что изменение курса отвечает их экономическим интересам, они обсуждали предлагаемые изменения с другими странами в рамках МВФ и должны были получить их согласие на такие изменения. Система паритетной стоимости имела то значительное преимущество, что курс валют оставался стабильным и предсказуемым. Это было весьма удобно для международных инвесторов, дилеров и туристов, но со временем проявились и некоторые недостатки системы. Изменение паритетной стоимости валюты представляло собой огромную проблему для прави­тельства, связанную со значительным политическим риском, и каждое изменение паритетной стоимости одной из основной валют грозило общим кризисом системы. Паритетная система достаточно успешно применялась в течение приблизительно 25 лет. Однако она была отменена в начале 70-х годов, когда золотые запасы США оказались недостаточными для удовлетворения спроса всех желающих обменять доллары на золото: возможность получить унцию золота за 35 долларов представлялась слишком заманчивой сделкой.

После отмены паритетной системы государства-члены МВФ решили, что каждая страна будет иметь право самостоятельно выбирать метод определения стоимости валюты. Единственное требование - страны не должны больше определять стоимость валюты в золоте и должны точно информировать других членов, по какому методу устанавливается стоимость валюты. Существуют самые разнообразные методы. Многие крупные промышленно развитые страны используют плавающий валют­ный курс: деньги стоят столько, сколько за них готовы платить участ­ники рынка. Другие страны привязывают курс валюты к одной из основных валют или группе валют, и тогда, например, при росте стоимости доллара США растет и курс их валют. Многие европейские страны поддерживают курс своей валюты по отношениям к другим валютам группы в определенном заранее установленном диапазоне[22].

Может сложиться впечатление, что переход от паритетной системы к нынешней системе открытого обмена означает подрыв влияния МВФ. Но это не так, поскольку нынешний подход требует еще более активного участия МВФ в определении экономической политики государств-членов, влияющей на валютный курс. При переходе к нынешней системе страны-члены просили МВФ не только включить в сферу своей деятельности вопросы обменного курса, который в конечном итоге является лишь отражением широкого круга экономических мер, а рассматривать все аспекты экономической жизни стран-членов, которые сказываются на стоимости валюты, и объективно оценивать развитие экономики всех членов. Словом, нынешняя система предполагает большую транспарентность политики государств-членов и предоставляет более широкие полномочия МВФ. Данная деятельность МВФ именуется «надзором», или контролем за политикой членов в отношении обменного курса. Осуще­ствление надзора основывается на той посылке, что твердая и после­довательная внутренняя экономическая политика обеспечивает стабиль­ность обменного курса, а также развитие и процветание мировой экономики.

Проводя периодические консультации с государствами-членами, МВФ получает информацию, позволяющую судить, насколько ответственно и открыто действует страна, определяя условия купли и продажи ее валюты правительствами и гражданами других стран, а также информацию об общем экономическом положении страны. Эти консультации дают к тому же возможность МВФ содействовать отмене ограничений, которые вводятся странами в отношении прямого перевода национальной валюты в иностранную. В первые годы существования МВФ такие периодические консультации были обязательны только для членов, установивших ограничения на обмен валюты, но с 1978 года они проводятся со всеми членами[23].

Обычно консультации проводятся ежегодно, но Директор-распоряди­тель может предложить дополнительные обсуждения, если страна начи­нает неожиданно испытывать серьезные экономические трудности или считается, что она придерживается практики, противоречащей интересам других членов. Каждый год в столицу страны направляется группа из четырех или пяти сотрудников МВФ, которые проводят около двух недель, собирая информацию и проводя дискуссии с представителями правительства по вопросам государственной экономической политики. Первый этап консультаций связан со сбором статистических данных по экспорту и импорту, уровню заработной платы, ценам, занятости населения, процентным ставкам, денежной массе в обращении, инвести­циям, налоговым поступлениям, бюджетным расходам и другим аспектам экономической жизни, влияющим на обменный курс валюты.

Второй этап заключается в проведении обсуждений с высокопоставленными государственными лицами для определения эффективности экономиче­ской политики в течение предыдущего года и ожидаемых изменений в следующем году, а также прогресса, достигнутого страной в устранении возможных ограничений на валютный обмен. По завершении совещаний группа возвращается в штаб-квартиру в Вашингтоне и готовит подробный доклад персонала для обсуждения на Исполнительном совете. В обсу­ждениях, естественно, участвует исполнительный директор, представ­ляющий страну. Он поясняет экономическое положение страны и заслушивает оценки ее экономических показателей другими исполни­тельными директорами. Резюме обсуждения, часто содержащее пред­ложения по преодолению экономических недостатков, затем передается правительству страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать