Стратегия упрощения налоговой системы с одновременным снижением налоговых ставок и сведением к минимуму исключений с одновременным повышением эффективности и "прозрачности" государственных расходов представляется нам целесообразной и единственно верной для долгосрочного решения данной проблемы.
Реформа системы социального обеспечения.
В числе обсуждаемых и согласовываемых с Фондом мер видное место занимает реформа системы социальной защиты в России. Необходимость изменения существующей системы обусловлена такими проблемами переходного периода, как возросшая безработица, сложности исполнения государственного бюджета и др. Вопросы социальной защиты осложняются неполнотой и искаженностью имеющейся информации о группах населения, нуждающихся в помощи. Это является следствием наличия теневой экономики, трудностями учета деловой активности, а следовательно уровня доходов, и т. д. Хотя вышеперечисленные проблемы в той или иной степени встречаются во всех странах, они наиболее характерны именно для переходного периода.
Предлагаемые Фондом пути проведения реформы социального обеспечения основываются на опыте других стран с переходной экономикой. Так, в исследовании экономистов Кеянг Чу и Санджив Гапта предлагаются три группы мер. Первая группа связана с реформированием структуры социальных льгот и критериев для их получения. Основными мерами в этой группе выступают повышение пенсионного возраста и снижение пенсий для работающих пенсионеров. Такие меры проводит, в частности, Эстония: пенсионный возраст ежегодно увеличивается на 6 месяцев для достижения планового уровня в 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Даже на фоне таких мер политика Эстонии вызывает нарекания у экспертов МВФ, поскольку позволяет включать время обучения в университете в трудовой стаж[39].
Вторая группа мер озаглавлена как "мобилизация финансовых ресурсов" и предусматривает, в основном, расширение налогооблагаемой базы и включение в нее элементов трудового вознаграждения, ранее не облагавшихся налогами.
Третья группа мер носит название "снижение административных расходов". Для такого снижения предусматривается повысить эффективность целевой социальной помощи, однако конкретных механизмов для этого не предлагается.
Вопрос об осуществлении вышеуказанных мер в России стоял на повестке дня во время переговоров директора-распорядителя МВФ Мишеля Камдессю с Правительством России в апреле 1997 г.
Нужно, однако, отметить следующее: даже если признать вышеназванные меры в принципе уместными, нельзя не обращать внимание на низкий жизненный уровень значительной части населения России, что делает такие меры для него особенно болезненными. Представляется, что данное обстоятельство, очевидно, не учитывается МВФ при разработке его рекомендаций. Хотя МВФ опирается при этом на имеющийся международный опыт решения аналогичных проблем, в т. ч. опыт других стран с переходной экономикой. Ясно, что перенести его на российские реалии без существенных корректировок невозможно вследствие, как правило, более сложной социальной ситуации, во многом порожденной как безответственным принятием во многом невыполнимых бюджетных планов, так и неудовлетворительным исполнением доходной части бюджета, низкой бюджетной дисциплиной и т. д. Необходимо принимать во внимание и такие российские особенности, как высокий удельный вес лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, глубокая имущественная дифференциация населения, традиционная ориентация общества на патернализм государства. По этим характеристикам Россия значительно отличается от стран Восточной Европы. В этой связи приходится констатировать недостатки традиционно механистического подхода МВФ к решению социальных проблем.
Недавно, впервые с начала экономических реформ, тема коррупции в высших эшелонах российской власти зазвучала с высоких трибун международных организаций. До сих пор проблема коррупции в России никогда не поднималась дипломатами высокого уровня, традиционно отличающимися сдержанностью и осторожностью в своих высказываниях и оценках. Для уяснения проблем экономического развития России этот факт весьма существенен. По мнению экспертов Фонда, основа коррупции в России лежит в излишнем вмешательстве государства в экономику. Так, М. Камдессю отмечает, что «там, где государственное регулирование бесконечно, и бесконечно сложно, и где субсидии и налоговые освобождения доступны немногим избранным - там стимулы поиска специальных выгод и личного обогащения становятся ненормально высоки, так же как и возможности их предоставлять». Многие западные экономисты исходят из того, что роль государства состоит прежде всего, в обеспечении условий для саморегуляции рынка, а именно - в создании законодательной базы, применимой ко всем экономическим субъектам, обеспечении свободной конкуренции, безопасности ведения бизнеса и пр., а также в перераспределении национального дохода в соответствии с принятой концепцией социальной политики. В России же, согласно широко распространенному убеждению, государство не создает правового "игрового поля", а напротив, препятствует ведению честного бизнеса[40].
Выход, следовательно, заключается, прежде всего, в устранении излишней зарегулированности российской экономики, в ограничении вмешательства государства в деловую активность экономических субъектов, в обеспечении одинаковых правил для всех, что, в свою очередь, существенно снизит возможности для коррупции. Ясно, что такая политика может воплотиться в жизнь только при соответствующем стремлении высших эшелонов власти.
Реформирование внешнеторговой политики.
В области внешнеторговой политики России усилия МВФ направлены, главным образом, на устранение протекционизма во внешней торговле и недопущение государственного субсидирования экспортноориентированных отраслей. Необходимо отметить, что сфера внешнеторговой политики России и ранее являлась объектом пристального внимания Фонда. Так, в 1996 г. Россией были отменены экспортные пошлины на нефть и газ, что в значительной степени произошло под влиянием МВФ[41].
Отказ от протекционистской внешней политики, на наш взгляд, имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности российской продукции. Проблема протекционизма теоретически достаточно глубоко исследована; доказано, что протекционистские барьеры приводят к уменьшению национального дохода и его неоправданному перераспределению в пользу одних в ущерб другим слоям населения.
Политика протекционизма, тем не менее, оправдана для создания новых отраслей, при условии адекватных инвестиционных усилий государства, направленных на создание материальных условий для их конкурентоспособности, и временности применения протекционистских барьеров. На наш взгляд, для проведения такой политики необходимо, во-первых, наличие четких планов правительства по реформированию защищаемой отрасли и наличие реальных возможностей достижения ею конкурентоспособности и, во-вторых, ясное представление о периоде применения протекционистских мер. В России эти условия не выполняются, поэтому протекционизм приводит только к общему ухудшению экономической ситуации в стране.
В условиях низкой управленческой культуры, бюрократизированности госаппарата и отсутствия четких временных рамок реформирования неблагополучных отраслей недопустимость политики протекционизма можно проиллюстрировать на примере функционирования уже упоминавшейся автомобилестроительной промышленности. Поддерживаемая государством на протяжении всей истории ее существования, эта отрасль не ощущает необходимости реагировать на конкуренцию со стороны зарубежных производителей и до сих пор стояла в стороне от достижений научно-технического прогресса.
Напротив, примером высокотехнологической отрасли, выросшей с нуля в условиях жесточайшей мировой конкуренции, является сборка компьютеров и бытовой техники в России. По оценкам экспертов, продукция, собираемая в России, является достаточно конкурентоспособной и даже превосходит аналоги, произведенные в передовых странах Юго-Восточной Азии. Отрасли по сборке компьютеров, бытовой техники, производству программного обеспечения и ряд других являются яркими примерами того, что высокотехнологичная отрасль может быть создана только в условиях конкуренции извне.
Необходимо отметить, что усилия Фонда, направляемые на неприменение протекционизма в России, приобретают исключительно важное значение в свете будущего вступления России в ГАТТ/ВТО. Реформирование сферы внешней торговли при поддержке такой авторитетной организации, как МВФ, будет способствовать скорейшему принятию России в ВТО.
Заключение.
В результате выполненного дипломного исследования мы можем сделать следующие выводы и заключение.
Быстрые изменения, происходящие в 90-е годы, поставили перед МВФ наиболее сложные задачи за всю его историю. В то же время 50-я годовщина Бреттонвудсской конференции привлекла дополнительное внимание к МВФ, чья деятельность и механизмы должны соответствовать новому мировому порядку интегрированных глобальных рынков капитала. Гибко реагируя на изменение задач и условий, МВФ продолжает оставаться исключительно эффективным орудием решения международных финансовых вопросов.
С начала 90-х годов МВФ проводит широкую кампанию по оказанию помощи государствам Центральной Европы, странам Балтии, России и другим государствам бывшего Советского Союза в осуществлении трудного перехода от централизованно планируемой к рыночной экономике. Значительные усилия направлены на предоставление информации и кадров для создания финансовых и экономических структур (центральных банков, налоговых систем, конвертируемой валюты, тарифных режимов), необходимых для функционирования системы свободного предпринимательства. МВФ принял активное участие в урегулировании финансовых кризисов стран-членов. Он предоставил крупную денежную помощь Мексике и ряду стран Азии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15