Таким образом капитал МВФ складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Квота выступает важным звеном во взаимоотношениях стран-членов с МВФ. Она определяет: 1) сумму подписки страны на капитал МВФ; 2) возможности использования ресурсов Фонда: 3) количество голосов, которыми страна располагает в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. Поэтому квоты распределяются неравномерно. До 1978 г. 25% квоты оплачивались золотом, ныне — резервными активами (СДР и конвертируемой валютой но согласованию страны с МВФ); 75% суммы подписки национальной валютой. Пересмотр квот производится раз в пять лет. С 1947 г. квоты пересматривались девять раз. В результате повышения квот и увеличения числа стран-членов капитал Фонда увеличился с 7,7 млрд. в 1947 г. до 146 млрд. СДР (свыше 200 млрд. долл.) в 1994 г., т.е. в 19 раз[13]. Однако увеличение ресурсов МВФ существенно отстает от роста совокупного мирового ВВП и еще в большей мере от динамики международных платежей по текущим операциям платежного баланса.
В связи с изменением удельного веса и значения отдельных стран—членов МВФ в мировой экономике увеличение квот стран-экспортеров нефти, в первую очередь Саудовской Аравии, а также ФРГ, Японии и некоторых других стран, опережало возрастание квот остальных стран. На долю промышленно развитых стран приходится 60,6% суммы квот, в том числе США - 18,2%, ФРГ — 5,6, Японии - 5,6, Великобритании —- 5,1, Франции — 5,1, Италии — 3,1 и Канады — 2,9% в конце 1993 г. Доля стран ЕС равна 26,7%; развивающихся стран - 29,0%: стран, входивших ранее в СЭВ (Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Монголии, Польши, Румынии, республик бывшего СССР, Словакии. Чехии), а также Албании, Китая и республик бывшей Югославии, -10.4%[14].
В дополнение к собственному капиталу Фонд имеет возможность привлекать заемные средства. В соответствии с этим в январе 1962 г. «группа десяти» (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада. Нидерланды, США, ФРГ, Франция, Швеция, Япония), а также присоединившаяся к ним в 1964 г. Швейцария заключили Генеральное соглашение о займах, вступившее в силу с 24 октября того же года. Оно предусматривало предоставление кредитов Фонду (на постоянно возобновляемой основе) до 6 млрд. долл. в национальных валютах государств-участников, «чтобы предотвратить или преодолеть расстройство мировой валютной системы». МВФ, в свою очередь, может предоставлять эти средства взаймы на 3-5 лет другим странам-членам. Это соглашение первоначально было заключено на четыре года, затем неоднократно продлевалось. В ходе очередного его пересмотра в декабре 1983 г. участники Соглашения договорились увеличить лимит кредита до 17 млрд. СДР (23,3 млрд. долл.). 5 января 1993 г. МВФ продлил Генеральное соглашение о займах в прежнем объеме на пять лет — до декабря 1998 г. Необходимость увеличения кредитных операций потребовала от МВФ в 80-е годы расширения источников заемных средств с целью укрепления его финансовой базы. Фонд получал займы у казначейств и центральных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и некоторых других стран, а также БМР. К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал.
Глава 2. Основные направления деятельности.
2.1. Предоставление кредитов на реализацию экономических программ.
В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) — предоставление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция (operation) — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами — казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку (purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.
Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.
МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на рыночных ставках.
По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Как правило, эта операция, означающая возмещение полученного ранее кредита, осуществляется в течение срока от 3/4 до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством-членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду.
Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны. При этом если Фонд использует часть внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитовую позицию». Резервная доля и кредитовая позиция вместе составляют резервную позицию страны-члена в Фонде (Reserve Position in the Fund). В пределах резервной позиции страны-члены могут получать средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Использование этой позиции не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть полученные валютные средства.
Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. МВФ предъявляет стране, прибегающей к кредиту, определенные требования, причем степень их жесткости по мере перехода от одной кредитной доли к другой постоянно нарастает. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном кредите. Такие соглашения стали практиковаться с 1952 г. Что же касается выделения Фондом средств в счет верхних кредитных долей, то оно почти во всех случаях производится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах[15].
Соглашения о резервном кредите, или соглашения «стэнд-бай» (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту oб МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подобная практика предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии. С начала 50-х и до середины 70-х годов соглашения о резервных кредитах заключались на срок до года, с 1977 г. —- до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением масштабов дефицита платежных балансов[16].
Главным назначением кредитов «стэнд-бай» является в настоящее время кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения этого соглашения страной-получателем кредита контролируется с помощью специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев, предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны-заемщицы. Созданная в 1974 г. система расширенного кредитования дополнила резервную и кредитные доли. Она предназначена для предоставления валютных средств странам-членам на более длительные периоды времени и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено Уставом в рамках обычных кредитных долей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15