Синергетика: различные взгляды

Рассмотрим, например, систему уравнений химической кинетики, описывающую редкую       ситуацию: досконально известный механизм m-стадийной реакции (m - число  элементарных актов), в которой принимает участие п веществ. Алгоритм выписывания  динамической системы по схеме реакции однозначно определен [31]. В таких системах  "химического типа" удалось установить существование довольно сложных режимов  (например, каталитический триггер или каталитический осциллятор). В то же время  известно, что далеко не всякую динамическую систему с полиномиальной правой частью можно интерпретировать как описывающую некую гипотетическую химическую реакцию: некоторые концентрации в случае произвольно заданной системы могут становиться отрицательными. 

Возникает вопрос: всякую ли динамическую систему с полиномиальной правой частью  можно промоделировать системой типа химической кинетики? Ответ (положительный) был получен М. Д. Корзухиным [18], доказавшим теорему об асимптотической воспроизводимости любого режима, осуществимого в системах с полиномиальной правой  частью, системами типа химической кинетики (быть может, с большим числом "резервуарных" переменных, концентрации которых в ходе реакции считаются       неизменными). 

Вместо заключения. Мы умышленно не остановились в лекции ни на "универмаге моделей", ни на перечислении существующих методов решения уравнений и задач определенных типов, считая, что и то и другое слушатели сумеют почерпнуть из других  лекций. Свою задачу мы видели в том, чтобы, не впадая в излишний педантизм, очертить контуры возникающего нового направления, обратить внимание на основные идеи и понятия. 

Свою лекцию мы бы хотели закончить словами Л. И. Мандельштама: "В сложной области нелинейных колебаний еще в большей мере, чем это уже имеет место сейчас,  выкристаллизуются свои специфические общие понятия, положения и методы, которые войдут в обиход физика, сделаются привычными и наглядными, позволят ему разбираться в сложной совокупности явлений и дадут мощное эвристическое оружие для новых исследований. 

Физик, интересующийся современными проблемами колебаний, должен, по моему мнению, уже теперь участвовать в продвижении по этому пути. Он должен овладеть уже существующими математическими методами и приемами, лежащими в основе этих  проблем, и научиться их применять" [32]. 

   ЛИТЕРАТУРА


1. Манделъштам Л. И. Лекции по колебаниям. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 503 с. 

2. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. Wi с. 

3. Synergetics. А Workshop / Ed. by И. Hakell. 3rd ел. В. etc,, 1977. 277р. 

4. Synergetics far from equilibrium/Ed. by A. Pacault, С. Vidal. В. etc,, 1978. 

5. structural stability in physics/ Ed. by W. Guttinger, H.Eikenmeier. В. etс., 1978. 

6. Pattern formation by dynamic systems and pattern recognition / Ed. bv H. Haken B.etc. 1979. 305p. 

7. Dynamic of synergetic systems/ Ed. by H. Haken. В. etc., 1980. 271 p. 

8. Choaos and order in nature /Ed. by H.Haken. B. etc. 1980. 271 p. 

9. Словарь no кибернетике. Киев: Гл. ред. Укр. сов. энцикл., 1979. 621 с. 

10. Улам С. Нерешенные математические задачи. М.: Наука, 1964. 161с. 

11. Nonlinear partial differential equations. N. Y.: Acad. press, 1967, p. 223. 

12. Николае Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М.: Мир, 1979.      512 с. 

13. Гленсдорф П., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры, устойчивости и      флуктуаций. М.: Мир, 1973. 280 с. 

14. Гапонов-Грехов А. В., Рабинович М. И. Л. И. Мандельштам и современная теория  нелинейных колебаний и волн.- УФН, 1979, 128, № 4, с. 579-624. 

15. Васильев В.А., Романовской Ю. М., Яхт В. Г. Автоволновые процессы в распределенных кинетических системах.- УФН, 1979, 128, № 4, с. 625-666. 

16. Академик Л. И. Мандельштам: К 100-летию со дня рождения.- М.: Наука, 1979, с. 107. 

17. Бурбаки Н. Архитектура математики.- В кн.: Математическое просвещение. М.: Физ-матгиз, 1959, вып. 5, с. 106-107. 

18. Жаботинский А. М. Концентрационные автоколебания. М.: Наука, 1974. 178 с. 

19. Баренблатт Г. И. Подобие, автомодельность и промездуточная асимптотика. Л.: Гидрометеоиздат, 1978. 207 с. 

20. Эбелинг В. Образование структур при необратимых процессах. М.: Мир, 1979, с. 13-14. 

21. Романовский Ю. М., Степанова Н. В., Чернавский Ц. С. Математическое моделирование в биологии. М.: Наука, 1975. 343 с. 

22. Turing А. М. The chemical basis of morphogenesis- Phil. Trans. Roy. Soc. London В, 1952, 237, p. 37-72. 

23. Нейман Дж. фон. Теория самовоспроизводящихся автоматов. М.: Мир, 1971. 382 с. 

24. Рабинович М. И. Стохастические автоколебания и турбулентность.- УФК, 1978, 125, №1, с. 123-168. 

25. Mandelbrot В. В. Fractals. San Francisco: W. Н. Freeman and Co. , 1977. 365 p. 

26. Хоффман У. Система аксиом математической биологии.- В кн.: Кибернетический сборник. М.: Мир, 1975, вып. 12, с. 184-207. 

27. Математические проблемы в биологии: Сб. статей. М.: Мир, 1962, с. 258. 

28. Гарднер М. Математические досуги. М.: Мир, 1972, с. 458. 

29. Эйген М., Винклер Р. Игра жизнь. М.: Наука, 1979, с. 53. 

30. Аладъев В. 3. Кибернетическое моделирование биологии развития.- В кн.: Параллельная обработка информации и параллельные алгоритмы. Таллин: Валгус, 1981, с.211-280. 

31. Вольперт А. .0., Худяев С. И. Анализ в классе разрывных функций и уравнения  математической физики. М.: Наука, 1975. 394 с.

32. Андронов А. А., Витт А. А., Хайкин С. Э. Теория колебаний: Предисловие к первому   изданию. М.: Физматгиз, 1959, с. 11-12. 



СИНЕРГЕТИКА И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ТЕХНИКЕ,

ЭКОНОМИКЕ И СОЦИОЛОГИИ 

Гуманитарная страница Анатолия Пинского 


Научный коллектив кафедры систем автоматического управления ТРТУ под руководством профессора А.А.Колесникова проводит исследования в области синергетических систем управления.  Развит принципиально новый подход к синтезу систем управления нелинейными многосвязными  объектами, основанный на концепции введения притягивающих (инвариантных) многообразий-аттракторов.

На основе синергетического подхода осуществлен прорыв в трудной проблеме синтеза систем управления широким классом нелинейных многомерных объектов, что позволило впервые разработать общую теорию и методы аналитического конструирования систем скалярного, векторного, разрывного, селективно-инвариантного, многокритериального и терминального управлений нелинейными  динамическими объектами различной физической природы, в том числе и с учетом ограничений на координаты и управления.

Теория и методы синтеза синергетических систем были использованы для решения крупных прикладных задач управления, в том числе: 

- впервые в мировой энергетике решена известная своей сложностью проблема синтеза многосвязных систем согласованного управления электромеханическими процессами в  турбогенераторах, которые принципиально превосходят существующие системы и обладают  предельными свойствами;

- разработан новый метод синтеза систем векторного управления общим классом  манипуляционных роботов по их полным нелинейным моделям движения.

Аналогичные результаты получены также в задачах управления нелинейными электроприводами, движущимися объектами и др.

"Информационный джинн", стремительно ворвавшись в современное общество, резко снизил "время полураспада знаний". Это непосредственно касается и сферы образования и, конечно, концепции ее информатизации. 

С 1993 года прошло немногим более четырех лет, а уже остро ощущается необходимость актуализации концепций системной интеграции информационных технологий в высшей школе (редакция 1993 года), информатизации высшего образования Российской Федерации (утверждена 28 сентября 1993 года) и развита сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской  Федерации (утверждена 31 марта 1994 года). 

Работа по актуализации этих концепций выполнена в Государственном научно-исследовательском институте системной интеграции совместно с вузами и другими организациями по поручению Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Разработана единая концепция информатизации общего  профессионального образования.  В настоящей публикации редакция этой единой концепции приводится в изложении. 

1. Цели, задачи и основные направления информатизации сферы образования России.  Сегодня перед Россией стоит проблема переосмысления национальной хозяйственной деятельности, а главное изменений, которые в ней возможны и мыслимы. На все пространство ныне существующей экономической деятельности необходимо должным образом наложить пространство идей. Решение этой проблемы по плечу только населению, имеющему высокий образовательный уровень, соответствующий современным требованиям. 

Общество объективно живет в режиме развития, подчиняется законам развития. Идея развития - это идея энергичная, перспективная, беспроигрышная. Для России эта идея сама по себе имеет преимущество, и она мобилизует все прочие преимущества, все еще имеющиеся у страны, в том числе потенциал образования. 

В Концепции информатизации высшего образования Российской Федерации (1993 г.) было объявлено, что стратегическая цель информатизации образования состоит в глобальной рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования НИТ, радикальном повышении эффективности и качества подготовки специалистов до уровня, достигнутого в развитых странах,  т.е. подготовки кадров с новым типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества. 

В результате достижения этой цели в обществе должны быть обеспечены массовая компьютерная грамотность и формирование новой информационной культуры мышления путем индивидуализации образования. 

Эта цель информатизации образования по своей сути является долгосрочной и потому продолжает сохранять свою актуальность. 

Глобальная цель информатизации сферы образования является многофакторной, включающей в себя целый ряд целей и подцелей. 

Сегодня главная цель информатизации состоит в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.  Кроме главной цели путем информатизации образования необходимо обеспечить достижение следующих подцелей:

     повышение качества образования;

     увеличение степени доступности образования;

     повышение экономического потенциала в стране за счет роста образованности населения (человеческий капитал);

     интеграция национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать