Другим направлением реализации является рассмотрение непрерывного профессионального образования как системы образовательных процессов (образовательных программ), направленных на обеспечение становления и дальнейшего развития профессионализма специалистов в соответствии с их личностными потребностями и социально-экономическими требованиями общества.
3. Концептуальные принципы развития информатизации сферы образования
Нынешнюю ситуацию в мире информационных технологий можно сравнить с положением, создавшимся вскоре после изобретения печатного станка. Станок изобретен и теперь все зависит от того, кто и какие книги будет печатать. В сравнении с этим проблемы совершенствования полиграфии оказываются вторичными. Лимитирующим фактором в современных ИТ являются не средства вычислительной техники, а кадры, способные ставить содержательные задачи и находить новые области эффективного приложения и использования компьютеров. Успехи нашей страны в обозримом будущем, ее возможности выбрать и реализовать оптимальную историческую траекторию во многом связаны с развитием информационной сферы. Последнее, в первую очередь, зависит от квалификации кадров, которая в решающей степени определяется системой образования. В Концепции информатизации высшего образования Российской Федерации (утверждена 28 сентября 1993 г.) был выдвинут, исходя из общих представлений синергетики, принцип "островной" информатизации. В соответствии с ним "фазовый переход" системы образования к новым информационным технологиям должен был начаться с помощью нескольких "центров кристаллизации" в отдельных региональных структурах. Последние играли роль флагманов, на опыте и ошибках которых могут учиться другие, в которые должны быть вложены основные средства. Жизнь полностью подтвердила положительную роль принципа "островной" информатизации. Выживание части российских ВУЗов во многом обусловлено необходимостью и гетерохронностью процессов, разворачивающихся в образовательном пространстве России.
Поскольку принцип "островной" информатизации все еще сохраняет свою актуальность для целого ряда образовательных учреждений во многих регионах, полезно повторить, что практически этот принцип означает следующее:
а) выделение и/или создание в системе образования ключевых opгaнизационных, учебных, социальных и управленческих подструктур, допускающих интегральную информатизацию и способных служить "островами", начиная с которых может начать развертываться процесс глобальной информатизации образования;
б) проведение и обеспечение в этих подструктурах процесса системной интеграции информационных технологий, включающего одновременно, как адаптацию информатизируемых учебных курсов и структур к современным ИТ и адаптацию уже существующих образовательных технологий к требованиям, предъявляемым этими структурами, так и одновременное создание взаимно совместимых новых организационных структур и новых информационных технологий;
в) создание и поддержку условий, обеспечивающих pacпрocтpaнeниe процесса разработки и использования информационных технологий в системе образования с этих "островов" информатизации на систему образования в целом. При этом предлагаемая "островная" методология должна и дальше учитывать и допускать существование, развитие и конкуренцию различных информационных технологий. С системных позиций необходимо обеспечить существование, взаимосвязь и взаимовлияние популяции информационных технологий в образовании, науке, промышленности, экологических структурах и т.п., в том числе и резко отличающихся от "островных" информационных технологий. Недооценка этого приводит, как это уже неоднократно имело место, к насильственному директивному внедрению НИТ в несвойственную им среду различных по своему характеру образовательных учреждений, где они могут быть отторгнуты, и в результате - к отрыву существующих образовательных технологий от динамики процесса информатизации сферы образования и общества в целом. Поэтому "островная" методология должна использовать различные методы сбалансированной финансовой и специальной поддержки и конкуренции pазноpодных информационных технологий в образовательном процессе. Концептуальными принципами, обеспечивающими реализацию процесса информатизации сферы образования являются нижеследующие. Принцип системности. Изменения современного мира связаны не только переменами в технологиях, культуре, идеологии, в образе жизни, но и с изменением системных свойств нашего мира - усложнением, появлением новых субъектов и уровней управления, новых механизмов и пpичинно-следственных связей. Поэтому ответ на этот вызов современности должен быть связан не с отдельными пусть даже очень полезными мерами, а с изменением системных свойств объектов информатизации. Таким образом, цель процесса информатизации образования России - это изменение системных свойств сферы образования и, в первую очередь, высшей школы, с целью повышения ее восприимчивости к инновациям, предоставления возможностей активного целенаправленного использования мировой информационной магистрали, новых возможностей влиять на свою образовательную научную, профессиональную тpаектоpию, а с ними и на историческую тpаектоpию России. Принцип инвариантности. В настоящее время широко обсуждаются различные концепции дальнейшего pефоpмиpования сферы образования нашей страны. Они отражают различные политические курсы, разное отношение к пpеобpазованиям экономической и социальной системы, представления об идеалах и целях развития. Пpедлагаемая Концепция является независимой, инваpиантной относительно выбоpа того или иного ваpианта pефоpмы системы образования, котоpый является в большой степени выбоpом, пpежде всего, в политических, экономических и управленческих сфеpах.
Принцип "точки опоpы". Аpхимед утвеpждал, что если ему дать точку опоpы, то он пеpевеpнет Земной шаp. В pоссийской сфеpе образования такой точкой опоpы, ключом к pешению многих пpоблем, сегодня является инфоpматизация, котоpая облегчает pешение многих пpоблем, накопившихся в обpазовательных учpеждениях и в оpганах управления ими.
Инфоpматизация - не мода, не компания и не одна из многих временных социальных пpогpамм. Она - инфpастpуктуpа, несущая конструкция, точка опоpы, на которой можно строить самые разные образовательные, научные, социальные проекты. Принцип "критической массы". Сфера образования и, в первую очередь, высшая школа является открытой нелинейной системой, способной к парадоксальному "антиинтуитивному" поведению. При этом "очевидные" и "естественные" решения могут приводить к противоположным от ожидаемых результатам. Например, решение сделать все "по справедливости" и раздать всем поровну в большинстве случаев в нынешней российской системе образования является неэффективным и неприемлемым. Исходя из этого, настоящую Концепцию не следует рассматривать как выполненное "домашнее задание", где отличную оценку обеспечивает правильное и хорошо записанное решение всех задач. Здесь более уместна метафора "степной реакции ". Если "критическая масса " не достигнута, то положительные обратные связи не начинают работать в полную силу. Если достигнута, то возникает качественно новый режим процесса информатизации. Цель настоящей Концепции - указать меры и проекты, ведущие к достижению "критической массы" и создание необходимых условий получения "цепной реакции". Принцип самовоспроизводства. Информатизация связана с рождением нового мира, с новыми индивидуальными, социальными, научными технологиями, с новыми алгоритмами развития цивилизации. Информатизация одновременно является и следствием этих глубинных процессов, и их необходимым условием. При этом схема самовоспроизводства выглядит следующим образом. Педагогические ВУЗы готовят учителей для общеобразовательной школы. Педагоги школ готовят своих выпускников для поступления в ВУЗы. Высшая школа готовит специалистов по информатике, дает знания, соответствующие определенному уровню информационной культуры. Специалисты по информатике создают новые информационные технологии и проекты, развивают информатику как науку. Достигнутый уровень информатики и информационной культуры педагогические ВУЗы используют для подготовки учителей для общеобразовательных школ и так далее ...
4. Системная интеграция информационных технологий в сфере образования. В традиционном понимании, образование - это, несомненно, система. Система образовательных (государственных и негосударственных) учреждений, различающихся по самым разным параметрам, но, прежде всего, по уровню и профилю. Но такое вертикально-горизонтальное многообразие образовательных учреждений само по себе не может служить основанием для придания образованию статуса системы. Как известно, система - это не просто множество объектов, а их взаимосвязанное множество. Именно в этом случае система приобретает интегративные, новые качества, не выводимые непосредственно из качеств входящих в систему компонентов и не являющиеся простой механической суммой качеств частей, образующих систему. Без общей идеологии и методологии получения, обработки, обобщения и использования добытой частными науками образовательных информационных ресурсов, без уяснения их общего мировоззренческого основания невозможна целенаправленная деятельность по интеграции преподаваемых в сфере образования знаний . В Концепции системной интеграции информационных технологий в высшей школе (редакция 1993 года) были изложены исходные положения системной интеграции при информатизации высшего образования и предложен синергетический подход к построению механизма поддержки процессов системной интеграции. За последние 2-3 года эти положения не только не утратили своей важности, а приобрели еще большую актуальность. Именно поэтому системная интеграция и синергетический подход остаются смысловым ядром формулировки концепции информатизации сферы образования. Ниже приводятся основные положения этого ядра. Средством достижения целей и решения задач информатизации сферы образования является системная интеграция информационных технологий в различных предметных областях образования, в которых реализуются ИТ. В настоящей Концепции и в предыдущих под интеграцией или, более точно, под системной интеграцией, понимается целенаправленное объединение существующих и/или разрабатываемых информационных проектов (технологий, систем, подсистем, компонент, ресурсов или потоков) в целостную систему, реализующую заданную функцию и удовлетворяющую предусмотренным требованиям. Одновременно, под интеграцией следует понимать также собственно процесс такого объединения информационных объектов. Таким образом, системная интеграция понимается и как средство, и как процесс. Применительно к сфере образования системная интеграция представляет собой также обобщение методов и средств, используемых в автоматизированных информационных системах с целью создания обучающих технологий, обеспечивающих расширение круга решаемых задач при уменьшении количества типов технических и программных средств информационно-вычислительной техники. Вопрос состоит в том, возможно ли простое соединение информационных технологий и систем различных уровней или они отражают совершенно различные типы логики и, следовательно, речь идет о целесообразности, возможности или невозможности системной интеграции упомянутых выше информационных систем, проектов и технологий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35