С учетом сказанного выше, основная мысль обеспечения системной интеграции информационных технологий в образовании состоит в том, чтобы один информационный метод сопровождал пользователя в качестве обучаемого с дошкольного возраста до достижения им профессионального уровня и далее. На протяжении всех лет обучения следует как бы "жить" в единой информационно-образовательной среде, а не "прыгать" с одной ступени на другую, от одного подхода к другому. "Единая среда" обучения должна интегрировать в себе традиционные и новые информационные технологии, в том числе появляющиеся вновь в результате технического прогресса и развития средств информатики. Программный метод обучения, реализующий такую информационную среду (технологию), должен быть, прежде всего, инструментом. Целью реализации системной интеграции как средства является создание успешно интегрирующихся информационных технологий в социально-психологической среде образования, а не только в программно-машинном комплексе. Последний является всего лишь элементом указанной среды обучения. Для улучшения процесса целеполагания при разработке информационных технологий и процессов предлагается понятийно дифференцировать составляющие элементы системной интеграции следующим образом.
Методно-конфигурационная интеграция - построение конфигураций (совокупностей) методов (видов обеспечения интеграции) по заданным параметрам для реализации требуемых функций, основанное на выборе из уже существующих методов, либо проектирование новых методов с последующим созданием целостной структуры этих конфигураций.
Процедурно-технологическая интеграция - создание целостной системы организационно-технических процедур решения комплекса задач.
Комплекснозадачная интеграция - создание из имеющейся номенклатуры задач целостной структуры комплекса или ансамбля задач.
Функционально-конфигурационная интеграция - декомпозиция части целевых функций с последующей комплекснозадачной интеграцией.
Системная интеграция - создание полной структуры целевых функций, оптимальная декомпозиция и последующая функционально-конфигурационная интеграция.
Процесс системной интеграции информационных технологий в сфере образования реализуется путем использования следующего сценария, в котором оперируют соответствующими понятиями. Совокупность взаимодействующих между собой технических и программными элементов, выполняющих некоторую функцию образовательной информационной технологии, определяется как программно-техническая конфигурация. Элементами такой конфигурации (конфигурационные элементы) могут быть любые технические устройства. А также программы и программные комплексы. Известно, что конфигурационный элемент может работать в нескольких режимах. При этом его характеристики в различных режимах могут отличаться друг от друга. Таким образом, хотя конфигурационный элемент как объект представляет единое целое, его самого можно рассматривать как совокупность каких-то элементов, различающихся между собой. Принято их считать виртуальными элементами. То есть, виртуальным элементом является конфигурационный элемент, работающий в определенном режиме. Естественно, встроенный в конкретную систему конфигурационный элемент может функционировать в одном "виртуальном" режиме или переключиться между различными режимами. Выше было отмечено, что конфигурационные элементы могут быть двух типов, а именно технические элементы, т.е. все технические устройства, и программные элементы, это все программы, которые установлены в конфигурации. Поскольку технические и программные элементы конфигурации взаимодействуют друг с другом, ее работоспособность и эффективность напрямую зависит от взаимодействующих элементов. В нормально функционирующей конфигурации, непосредственно взаимодействующие элементы должны быть совместимы. При этом элементы находятся и в отношении взаимообуславливающего функционирования, т.е. функционирования одних технических и программных элементов делает возможным функционирование других технических и программных элементов. В свою очередь, если последние не функционируют, то не могут функционировать и первые.
Структура функций "системного интегратора", физического или юридического лица, осуществляющего собственно системную интеграцию информационных технологий, определяется соответствующим алгоритмом.
Системный интегратор - лицо или организационно-технологическая единица, осуществляющая в качестве основной деятельности проектирование (разработку), создание, внедрение и последующее сопровождение интегрированных информационных технологий и систем. Место проектной деятельности в общей деятельности системного интегратора определяется, исходя из следующей структуризации: Надпроектная деятельность системного интегратора, заключается в мониторинге его системного окружения, сборе, анализе и закреплении имеющегося опыта в области системной интеграции и смежных с ней областях, мониторинг потенциальных пользователей, возможных партнеров по системной интеграции, разработке типовых проектов, ведении классификатора и банка базовых конфигураций программно-технических комплексов.
1. Проектная деятельность направлена на разработку и внедрение интегрированных информационных технологий и систем.
2. Проектная деятельность системного интегратора может протекать в одном из режимов: монопроектном и мультипроектном. При монопроектном режиме функционирования системный интегратор разрабатывает и создает проекты системной интеграции последовательно. При мультипроектном режиме работа ведется над несколькими проектами одновременно с согласованием распределения ресурсов между проектами с учетом рабочих сетевых графиков.
3. Сопровождение интегрированных систем - деятельность системного интегратора по поддержанию бесперебойного функционирования установленных им интегрированных информационных технологий и систем, их развитию и адаптации к изменившимся условиям.
4. Деятельность по реализации автономных компонент интегрированных систем заключается в выделении из разрабатываемых интегрированных систем программно-технических единиц и комплексов для их дальнейшего коммерческого использования -тиражирования с целью получения дополнительных финансовых ресурсов для стимулирования и развития деятельности системного интегратора.
5. Деятельность по управлению и поддержанию функционирования системного интегратора необходима для избежания процессов нарушения его научно-производственной деятельности, в состав которой входит мониторинг, выработка, принятие и реализация соответствующих управляющих воздействий. С целью использования современных методов для обеспечения собственно процесса интеграции ИТ в состав ядра формулировки Концепции информатизации сферы образования одновременно с системной интеграцией входит и синергетический подход.
5. Синергетический подход к развитию информатизации сферы образования За последнее десятилетие экспансия синергетики охватила не только различные области науки, но и проникла в сферы человеческой деятельности, носящие сугубо прикладной характер. Как следствие этого процесса растет число словосочетаний, использующих этот термин в самых неожиданных контекстах. Так, например, появился термин "синергетические начала образования ". Синергетика дает общие ориентиры для научного поиска, для прогнозирования и моделирования процессов в сложных социальных системах. Ярким представителем таких систем является сфера образования.
При этом возможность прогнозирования появляется, исходя из принципов:
(1) "из целей" процессов;
(2) "oт целого", исходя из общих тенденций развертывания процессов в целостных системах (средах);
(3) из идеала, желаемого человеком и согласованного с собственными тенденциями развития процесса в средах.
Целью развития системной интеграции информационных технологий в образовании является повышение эффективности системы за счет получения синергетического эффекта.
Синергетический эффект - это эффект взаимосвязи и взаимодействия, не аддитивный по отношению к эффектам. Здесь синергетический подход предполагает, что процессы интеграции исследуются путем порождаемого ими синергетического эффекта. Синергетика призвана играть роль своего рода метанауки, подмечающей и изучающей общий характер тех закономерностей и зависимостей, которые частные науки считали "своими". Таким образом, синергетика - это научная дисциплина, которая рассматривает закономерности процессов системной интеграции и самоорганизации в различных системах. В отличие от системного подхода, где основное внимание акцентируется на язях частей в целом, синергетика исследует причины появления и динамику целостных свойств системы. В системном подходе анализ ведется, как правило, на качественном уровне. Синергетика изучает количественные отношения и параметры. Синергетика занимается исследованием систем, состоящих из большого (очень большого, огромного) количества частей, компонент или подсистем, другими словами, деталей, сложным образом взаимодействующих между собой. Слово "синергетика" и означает "совместное действие ", подчеркивая согласованность функционирования частей, отражающихся в поведении системы как целого. То есть предлагаются базовые модели, новые понятия и методы, которые могут быть применены в данной ситуации, которые могут стать основой построения новой нелинейной познавательной парадигмы, а могут остаться находками в различных дисциплинах.
Огромную роль, вероятно до сих пор не вполне осознанную, в познании сложных закономерностей развития современного мира сыграли компьютеры, позволившие исследовать множество нелинейных математических моделей, описывающих нашу peaльность возникла положительная обратная связь. Результаты компьютерного анализа приводят к рождению новых теорий, понятий моделей. Изучение этих моделей с помощью ЭВМ приводит к рождению теорий и моделей нового поколения. Одним из принципиальных результатов этой "гонки", увлекшей немалую часть научного сообщества, стала концепция самоорганизации и саморазвития. Новая концепция самоорганизации, выдвинутая синергетикой, отличается от прежних, разрабатывавшихся ранее в рамках кибернетики и системотехники, тем, что основное внимание она обращает на раскрытие конкретных механизмов взаимодействия компонентов, приводящее к их упорядочению и образованию устойчивых структур. Синергетика как модель самоорганизации нeceт новые возможности стратегий и стилистики мышления, дающие нетрадиционные подходы ко многим проблемам. В синергетике ставится более общая и широкая проблема изучения возникновения самой самоорганизации так, как она происходит в естественных, природных процессах. Сначала объекты ведут себя абсолютно независимо и в движении не наблюдается никакой взаимной упорядоченности. Такое первоначальное состояние нередко характеризуют понятием "хаос" и "беспорядок". Затем при некоторых критических значениях поступающей извне энергии или информации возникает взаимодействие между объектами и они начинают участвовать согласованном, коллективном движении. Беспорядок сменяется порядком, их хаоса возникает определенная устойчивая структура, то есть устанавливается постоянная взаимосвязь между компонентами, которые из прежних автономных объектов превращаются в элементы некоторой упорядоченной системы. Свойство неустойчивости систем, которое еще два десятка лет назад считалось большим пороком модели, сегодня выступает в несколько ином свете. Приходится уточнять в каком смысле система неустойчива, относительно каких возмущений, на каких временных отрезках. Синергетика на ряде конкретных примеров показала, что для сложных систем существуют малые, но очень эффективные организующие и управляющие воздействия. В частности в последние годы появился новый раздел нелинейной науки - управление хаосом. В фирме IBM близкий подход в приложении к организационным системам формулируется как принцип; "Контролируемая анархия кик система управления". Отчасти это связано с необходимостью децентрализованного или "двухуровневого управления" (хаос, конкуренция на уровне малых фирм и: эффективное стратегическое планирование на уровне транснациональных корпораций). Это, в свою очередь, связано с необходимостью обработки больших информационных потоков в "режиме реального времени".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35