Система заданий при обучении оформлению сообщения в устной речи

Целью экспериментального обучения  проверка эффективности системы упражнений при оформлении сообщения в устной речи.

В ходе экспериментального обучения было проведено 12 часов, были проведены занятия по темам:

1.              Учить языки;

2.              Профессиональные качества и характер;

3.              Спорт;

4.              Кино;

5.              Пасха;

6.              Старое и новое.

Анализ урока:

В завершении эксперимента был проведен контрольное занятие.


2.3. Контроль на выходе:

Цель:

1.                  Определения степени сформированности языковой и речевой компетенции студентов;

2.                  Проверка эффективности работы системы упражнений.

Контрольный урок представлял собой занятие-беседу, в ходе занятия студентам предоставлялась возможность высказать свое мнение по поводу проведенного эксперимента, рассказать о трудностях, которые испытывали они при выполнении задании предложенной системы, высказать свое мнение о том, что показалось интересным, высказать свои пожелания и т.д.

Реплики, каждого студента фиксировались. Для определения уровня сформированности языковой и речевой компетенции был также проведен анализ ошибок в высказываниях каждого из студентов.

Рассматривались тексты высказываний студентов примерно равные по объему, как и при контроле на входе.

Текст высказываний студента содержал:

460 значимых слов;

237 фраз;

98 предикаций;

74 предложения.

Был проведен анализ текстов устных сообщений студентов и проанализированы ошибки:

Ошибки классифицировались на 4 группы, подсчитано их количество:

1.                 Ошибки в употреблении падежа;

2.                 Ошибки в употреблении вида глагола;

3.                 Ошибки между частями сложного предложения;

4.                 другие ошибки.

В текстах высказываний студентов присутствуют следующие ошибки:

Ошибки в падеже  -10;

Ошибки в употреблении вида – 4;

Ошибки между частями сложного предложения – 6;

Другие ошибки  - 33;

Всего ошибок – 53.

Классификация ошибок позволила определить уровень сформрованности языковой и речевой компетенции каждого студента при использовании в речи необходимого падежа, формы вида глагола, а связи между частями сложного предложения. Для более точного определения эффективности предложенной системы, были проанализированы ошибки при употреблении студентами падежа, вида глагола, а также связи между частями сложного предложения. Для этого, каждая ошибка была описана и сопоставлена с языковым материалом, предложенным в системе упражнений. (см. табл. 4)

Результаты:

1.                 Ошибки употребления падежа, вида глагола и вида связи между частями сложного предложения отражают  уровень сформированности языковой и речевой компетенции как языкового материала охваченного для работы системой упражнений, так и того языкового материала, который не был охвачен при обучении. Основная часть ошибок классифицированных нами на 3 основные группы характеризует уровень сформированности компетенции при использовании языкового материала, не охваченного системой упражнении;

2.                 Об эффективности, системы упражнений говорит тот факт, что при финальном контроле нами не зафиксировано случаев неправильного употребления тех видов связи между частями сложного предложения, которые охвачены при обучении.

Табл.4


Языковой материал


Ошибки

студентов

Языковой  материал системы упражнений

Употребление падежа:

Р.п. в значении объекта действия после отглагольных существительных

Д.п. в значении  объекта действия

Тв. п. в значении объект действия

Употребление вида глагола:

НСВ глагола  в изъявительном наклонении

Употребление связи между частями сложного предложения:


+


+



++

Языковой материал, не принадлежащий системе упражнений

Употребление падежа:

Р.п. в значении объекта сравнения

Д. п. в значении определения

В.п. в значении предмета речи, мысли

Тв. п. в значении времени действия

П.п. в значении времени действия

П.п. В значении объекта действия

П.п. в значении условия действия

Употребление вида глагола:

В сослагательном наклонении

Употребление связи между частями сложного предложения:

Вид придаточного предложения:

Определительный

Временной

уступительный



+

+++

+


++

+

++




++++



++


Для определения эффективности работы системы упражнении, ошибки нами были сопоставлены данные контроля на входе и на выходе, сопоставить данные нам позволяет, примерно одинаковый объем исследованных текстов, а также общая тематика этих текстов. (см. табл. 5 ):

 

Т5 Результаты сопоставления контроля на входе и контроля на выходе

Ошибки:

Контроль на входе

Контроль на выходе

Разница

м/у результатами

контроля

Кол-во

Кол-во

%

Ошибки в употреблении падежа

Ошибки в употреблении вида глагола

Ошибки между частями сложного предложения

23

10

15

10

4

          6

56,5 %

60%

60%

8%

Другие ошибки:

36

33

Всего:

84

53

37%



Результаты:

Результаты сопоставления данных анализа ошибок, позволяют говорить судить об улучшении  качества речи студентов, что также косвенным образом свидетельствует об предложенной системы упражнений:

В речи студентов отмечено , что (см. табл.4):

1. Общее число ошибок сократилось на 37 %;

2. Сократилось общее число ошибок тех групп языковых явлений, на формирование навыков употребления в речи которых, были направлены упражнения системы;

3. При одновременном сокращении числа ошибок в употреблении падежа, вида глагола, а также ошибок в связи частей сложного предложения число ошибок других групп практически не изменилось (снижение на 8%);

Выводы к главе 2

В главе 2 была описана система упражнений по обучению оформления сообщения в устной речи.

 На основе предложенной системы проведено экспериментальное исследование. Результаты анализа экспериментальных данных показали, что:

1. Общее число ошибок сократилось на 37 %;

2. Сократилось общее число ошибок тех групп языковых явлений, на формирование навыков употребления в речи которых, были направлены упражнения системы;

3. При одновременном сокращении числа ошибок в употреблении падежа, вида глагола, а также ошибок в связи частей сложного предложения число ошибок других групп практически не изменилось (снижение на 8%);

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Рассмотрев теоретические основы обучения оформлению сообщения в устной речи, и проанализировав существующие современные учебные пособия, мы пришли к следующим выводам:

·                    Обучение оформлению сообщения в устной речи – одна из главных проблем современной лингводидактики и методики преподавания русского языка как иностранного, которая обусловлена степенью важности данного процесса в речи, а также сложностью механизма оформления высказывания. Оформление сообщения в устной речи является ключевым звеном в процессе превращения мысли в высказывание  и включает в себя целый комплекс психофизиологических операций (операцию выбора слова, операцию оформления грамматической модели и операцию оформления модели посредством языка).

·                    Современный взгляд на обучение, который характеризуется коммуникативной направленностью процесса обучения, требует формирования в процессе обучения не навыка оформления высказывания, а навыка употребления данного высказывания в речи. Это требует от лингводидактики на современном этапе эффективных способов обучения оформлению сообщения в устной речи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать