2. Лексико-грамматические: (29)
· Ошибка во времени (3)
Например: …я хочу, чтобы вы знаете…
· Ошибка в залоге (1)
Например: …собираю на работу… (вместо: собираюсь на работу)
· Ошибка в наклонении (1)
Например:….я хотела бы читать резюме… (вместо: я хочу )
· Ошибка в виде (24)
Например: …Как вы только что знаете… (вместо: узнали)
Было подсчитано общее количество ошибок на каждом из уровней, а также подсчитано процентное соотношение ошибок с общим числом единиц данного уровня (см. табл.1)
Классификация ошибок позволила определить уровень языковой и речевой компетенции студентов. Более детальная классификация ошибок по видам позволила подсчитать общее число ошибок, допускаемых студентами на каждом языковом уровне, а также определить основные виды ошибок, допускаемых студентами при оформлении устного сообщения (см. табл.1).
Табл.1
Языковые уровни |
Виды ошибок |
Кол-во ошибок |
Общее кол-во ошибок |
% от общего числа ед. текста |
% от общего количества ошибок |
Морфологический |
Ошибка в спряжении Ошибка формы в структуре Ошибка в падеже |
2 4 4 |
10 |
1 |
4,3 |
синтаксический |
Ошибки в согласовании и координации |
21 |
176 |
37 |
76,2 |
Ошибки в управлении: Ошибки в падеже Ошибки при использовании предлога Ошибка в предлоге и падеже Неполная конструкция |
155 68 17 22 16 |
||||
Ошибка в порядке слов |
5 |
||||
Ошибки в союзе |
27 |
||||
Лексический |
Лексико-семантические ошибки: стилистические ошибки Ошибки сочетаемости слов Двусмысленность |
16 4 5 3 |
45 |
3,8 |
19,4 |
Лексико-грамматические: Ошибка во времени Ошибка в залоге Ошибка в наклонении Ошибка в виде |
29 3 1 1 24 |
||||
|
231 |
41,8 |
Таким образом, в высказываниях студентов присутствуют ошибки морфологического уровня языка 10 единиц, ошибки синтаксического уровня 176 единиц и ошибки лексического уровня 45 единиц. Общее количество ошибок в анализируемом тексте составило 231 единицу. 4,3 % всех ошибок составляют морфологические ошибки, 19,4 % от общего числа ошибок составляют лексические ошибки, основной объем ошибок составляют синтаксические ошибки, 76,2 %.
Наибольшее количество ошибок, допускаемых студентами,- это ошибки синтаксического уровня. Среди них ошибки в согласовании и координации 21 единиц и ошибки в управлении 155. Наибольшее число ошибок этого вида - это ошибки в падеже (68 единиц).
Наибольшее число ошибок, допускаемых студентами при оформлении высказывания:
· ошибки в падеже (68 единиц);
· ошибки в использовании союзов (27);
· ошибки в предлоге и падеже (22);
· ошибки в виде глагола (24);
· ошибки при использовании предлога (17) .
Достаточно незначительное число ошибок допущено на морфологическом уровне, всего 10 единиц (менее 1 % от общего числа значимых единиц), незначительными можно считать ошибки стилистические (4 единицы), ошибки сочетаемости слов (5 единиц), ошибки во времени, залоге и наклонении глаголов (менее 10 единиц). (см. табл.1)
По данным исследований (И.А. Зимняя) большое количество ошибок того или иного вида говорит, о недостаточной сформированности компетенции говорящих при употреблении языкового материала данного уровня, что существенно снижает качество речи. Например, общее число ошибок составляет 41,8 % от общего числа значимых единиц анализируемого текста, из них 37% от общего числа значимых единиц анализируемого текста -это ошибки синтаксического уровня (ошибки в падеже, ошибки в согласовании, координации, управлении и т.д.) (см. табл.1)
Таким образом, результаты анализа ошибок позволили определить содержание языкового материала в системе упражнений для обучения оформлению сообщения в устной речи на уровне ТРКИ 2.
Содержание языкового материала в системе упражнений:
1. Лексико-грамматические трансформации имен;
2. Виды СПП с союзами;
3. Видовые пары глаголов.
Выбор тем и текстов для коммуникативных занятий
В рамках данной системы были разработаны упражнения по 6 темам:
· Иностранные языки
· Работа
· Праздники
· Спорт
· Кино
· Старое и новое
Темы были выбраны по следующим характеристикам:
Актуальность темы, как для личности учащегося, так и для общества в целом;
Знакомая для всех участников разговора.
Описание системы
· Данная система рассчитана на 12 часов и представляет собой разработку упражнений по шести темам:
· Иностранные языки
· Работа
· Праздники
· Спорт
· Кино
· Старое и новое
Содержит 14 блоков упражнений для обучения оформлению сообщения в устной речи. Каждый блок упражнений содержит языковой материал необходимый для формирования навыка оформления высказывания:
Содержание языкового материала в данной системе упражнений:
· Лексический материал:
Видовые пары глаголов:
Проходят /прошли;
Собирать/ собрать;
Представлять/представить;
Занимать/занять;
Входить/ войти;
Повторять/ повторить;
Смотреть/ посмотреть;
Запоминать/ запомнить;
Переписывать/ переписать;
Задавать/ задать;
Говорить/ сказать;
Делать/сделать;
Рассказывать/рассказать;
Передавать/передать;
Объяснить/ объяснять;
Вспомнить/вспоминать;
Видеть увидеть;
Писать/написать;
Спасать/спасти ит.д.
· Грамматический материал:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11