Целью создания данной системы упражнений является выработка эффективных способов обучения оформлению сообщения в устной речи на уровне ТРКИ 2.
Задачи:
· Моделирование системы упражнений на основе современных методических разработок;
· Отбор языкового материала для создания системы упражнений для уровня ТРКИ 2;
· Выбор тем для разработки системы упражнений;
· Описание системы упражнений;
Моделирование системы упражнений для обучения оформлению сообщения в устной речи на уровне ТРКИ 2
Модель системы упражнений
Основываясь на том, что обучение оформлению высказывания в устной речи должно быть нацелено на отработку механизмов оформления высказывания и отработку качественных характеристик навыка оформления высказывания, система упражнений содержит:
· Упражнения отработку механизмов оформления высказывания:
Операции выбора слов;
Операции оформления модели;
Операции оформления языковых средств, в соответствии с нормами языка.
· Упражнения на отработку качественных характеристик навыка:
Выработка автоматизации при оформлении определенной языковой модели;
Отработка переноса навыка на другой языковой материал;
Отработка навыков использования данного языкового материала в речи.
2. Типы упражнений
Основываясь на том, что «отработка операций и навыков, входящих в механизм, должна проводиться последовательно, с учетом градуировки психологической трудности их выполнения» [Зим; 247] и учитывая, что в процессе оформления высказывания фаза отбора слов и оформления в соответствии с моделью происходят одновременно[ Жин, Зим; 247], следовательно упражнения на отработку механизмов оформления высказывания представляют упражнения 3 типов:
· Первый тип упражнений:
Цель: отработка механизмов отбора слов
Задачи:
1. Расширение лексического материала, посредством актуализация лексики;
5. Работа с лексикой (группировка, лексико-грамматические трансформации и т.д.).
Основные принципы упражнения:
По словам исследователей, отработка механизмов оформления сообщения проводится на знакомом, известном материале [Зим; Пассов, Н.И. Гез и др.]
Упражнения заполняются лексикой, которую обучающийся актуализирует из памяти.
· Второй тип упражнений:
Цель: отработка операции оформления модели
Задачи:
1.выбор слов;
2. подстановка слов по заданной модели.
Основные принципы при создании упражнения:
Исходя из того, что обе операции происходят одновременно[Зим; Жинкин], следовательно отработка операции по оформлении сообщения должна производится одновременно.
· Третий тип упражнений:
Цель: отработка операции оформления сообщения в соответствии с нормами языка
Задачи:
1. лексико-грамматические трансформации
Основные принципы при создании упражнения:
Отработка операции оформления высказывания в речи должна основываться на лексике, которая хорошо знакома обучающемуся. [Зим; Пассов ]
Упражнения на отработку качественных характеристик навыка (автоматизации, устойчивости, переноса и т.д.) оформления сообщения в устной речи осуществляется благодаря неоднократному запуску механизма оформления высказывания в разных ситуациях (что обеспечивает перенос навыка).
· Четвертый тип упражнений:
Цель: автоматизация операций выбора слов, оформления слов по модели и в соответствии с нормами языка
Задачи: отработка навыков оформления высказывания на разном языковом материале.
Основные принципы при создании упражнения:
Для выработки автоматизации навыка необходимо многократное повторение данного языкового материала в устной речи, на основе максимально большого объема лексики (Е.И. Пассов)
· Пятый тип упражнений:
Цель: отработка качества операций выбора слов, оформления слов по модели и в соответствии
Задачи:
1. отработка навыков оформления высказывания на разном языковом материале.
Основные принципы при создании упражнения:
Для выработки автоматизации навыка необходимо многократное повторение данного языкового материала в устной речи, на основе максимально большого объема лексики, в разных ситуациях общения (Е.И. Пассов)
Отбор языкового материала для создания системы упражнений по обучению оформлению сообщения в устной речи на уровне ТРКИ 2
Характер языковой материала, на котором основана система упражнений по обучению оформлению сообщения в устной речи на уровне ТРКИ 2 соответствует объему требований предъявляемых изучающим русский язык как иностранный и прописанный в нормативных документах «Государственный образовательный стандарт по РКИ. Второй уровень. Общее владение».
Объем языкового материала определялся путем анализа речевой и языковой компетентности студентов, готовящихся к сдаче 2 уровня владения русским языком как иностранным и соотнесения его с требованиями к речевой компетенции студентов. Для этих целей было проведено исследование и анализ языковых ошибок студентов.
Целью работы являлось определение речевой компетенции студентов.
Задачи, поставленные на данном этапе эксперимента:
1. Определение уровня языковой и речевой компетенции участников эксперимента.
Данный этап эксперимента проходил с февраля 2007 года по май 2007 года. В эксперименте приняли участие 12 студентов- иностранцев филологического факультета УдГУ, готовящихся к сдаче 2 сертификационного уровня по русскому языку как иностранному.
Для этого на протяжении всего эксперимента была проведена следующая работа:
1. Подробно фиксировались устные высказывания студентов;
2. фиксировались сложности, которые испытывают студенты при оформлении устного высказывания;
3. Полученный материал анализировался.
Материалом для исследования послужил текст устных высказываний студентов объемом:
1200 значимых слов;
580 фраз;
156 предикаций;
280 предложений.
Ошибки, присутствующие в анализируемом тексте были классифицированы следующим образом:
К морфологическим ошибкам были отнесены ошибки в форме слова, которые представляют собой использование несуществующей конструкции:
· Ошибка формы в структуре (4) Например: синхронический (вместо: синхронный)
· Ошибка в спряжении: (2)
Например: пишат (вместо: пишут)
· Ошибка в падеже (4)
Например: в университети (в университете)
К синтаксическим ошибкам были отнесены:
· Ошибки в согласовании и координации (21)
Например: …его зовут госпожа Мария Концепсьон….
· Ошибки в управлении (155):
Ошибка в падеже (68)
Например: …знания грамматика… (вместо: грамматики)
Ошибка при использовании предлога (17)
Например: …
Ошибка в предлоге и падеже (22)
Например: ….опыт в преподавании… (вместо: опыт преподавания)
Неполная конструкция: (16)
Например: нужно чуть –чуть по-русски, потом только по-корейски
(выпущен глагол: говорить)
· Ошибка в порядке слов (5)
Например: Где находится фирма ваша? (вместо: Где ваша фирма находится?)
· Ошибки в союзе (27)
Например: …студенты имеют право бесплатного курса, но преподаватель теряет работу… (вместо: студенты имеют право нового курса, а преподаватель теряет работу…)
К лексическим ошибкам были отнесены:
1. Лексико-семантические ошибки: (16)
· стилистические ошибки (4)
Например: …нам надо опытные преподаватели… ( надо (разг.) вместо, нам нужны опытные преподаватели…. );
· Ошибки сочетаемости слов ( 5 )
· Двусмысленность (3)
Например: … нам надо преподавателя испанского языка, чтобы преподавать его … (вместо: нам нужен преподаватель, чтобы преподавать испанский)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11