Основные принципы при создании упражнения:
Цель: выработка автоматизации при использовании данных конструкций
Обучающимся необходимо выполнить упражнения, в которых на основе разного лексического материала неоднократно повторяется одна и та же грамматическая конструкция.
Примеры упражнений:
2.5. Обсудите в группе:
1) Что, по мнению преподавателей, позволяет сделать изучение языков более эффективным?
2) Что, по мнению психологов, позволяет сделать изучение языков более эффективным?
3) Что советуют преподаватели и психологи?
По мнению преподавателей для успешного изучения иностранных языков необходимо…
Преподаватели считают, что для изучения языков главным является …
потому что…
Преподаватели считают также, что …
потому что…
Психологи обращают внимание на то, что……
потому что…
По словам психологов, необходимо…
потому что……
По словам психологов и преподавателей, не стоит……
потому что…
· Пятый тип упражнений:
Цель: отработка качества операций выбора слов, оформления слов по модели и в соответствии с нормами языка на разном языковом материале.
Задачи:
1. отработка навыков оформления высказывания в речи;
Данное упражнение на основе большого количества похожих ситуаций формирует навык употребления данного грамматического материала.
Пример упражнений:
3.4. Расскажите, пожалуйста, последовательность ваших действий, которая помогает вам справиться с трудностями при употреблении нового слова:
1.Чтобы узнать значение непонятных слов на занятии я 2. Обычно, чтобы узнать значение непонятного слова Я 3. Если под рукой нет словаря, чтобы узнать значение слова, я |
· Запомнил его · Посмотрел его значение в словаре · Записал его в тетрадку · Восстановил его значение по контексту · Спросил у преподавателя его значение · Запоминаю его · Смотрю его значение в словаре · Записываю его в тетрадку · Восстанавливаю его значение по контексту · Спрашиваю у преподавателя его значение этого слова |
3.7. Скажите, пожалуйста, какая информация записана в ваших рабочих тетрадях?
Что вы обычно записываете в своей рабочей тетради, чтобы сделать изучение языка легче?
Чего вы никогда не записали бы в своей тетради?
Какую информацию вы всегда запоминаете?
Какую информацию, на ваш взгляд, можно не записывать, а посмотреть в словаре?
Какую информацию можно уточнить или спросить у преподавателя, какую информацию лучше записать?
4.этап: Речевая деятельность.
Цель упражнения: Решение коммуникативных задач посредством материала отработанного на занятии.
Примеры упражнений:
ПРОЕКТ
9.4. Представьте, что Вам необходимо собрать материал для статьи в журнал «Вокруг Света». «Вокруг Света» один из самых популярных журналов в России на протяжении многих лет. Успех этого издания заключается в том, что каждый номер журнала содержит самые интересные материалы и факты о жизни людей по всему Миру. На материале своих статей авторы стремятся показать своим читателям, какие мы все разные и одновременно похожие.
Тема вашей статьи: « Национальные праздники». Попробуйте, провести интервью в группе с представителями разных стран мира. Ваша задача, собрать материал о национальных праздниках: узнать обычаи и традиции, выявить роль этих праздников в жизни человека.
Успехов!
Или
ПРОЕКТ
_____________________________________________________________
3.7.
Представьте, что на один из студенческих семинаров приглашен человек, который свободно владеет шестью языками! У вас есть редкая возможность побеседовать с ним, а также узнать у него некоторые секреты, которые помогли ему выучить столько языков. Возможно, его советы помогут вам в изучении русского языка.
Успехов!
На основе данной системы было проведено экспериментальное обучение:
2.2. Экспериментальное обучение:
Эксперимент продолжался с февраля 2007 года по май 2008 года. За время эксперимента в нем приняли участие 14 студентов из разных стран (Испании, Турции, Кореи, Финляндии, Сирии), которые готовились сдавать 2 сертификационный уровень по русскому языку как иностранному. Цель эксперимента:
Целью экспериментального обучения была проверка эффективности данной системы упражнений. Для достижения цели, поставленной в эксперименте, были решены следующие задачи:
1. Определить степень сформированности языковой и речевой компетенции студентов при оформлении устного высказывания;
2. Провести экспериментальное обучение;
3. Определить степень сформированности языковой и речевой компетенции студентов при оформлении устного высказывания;
Экспериментальное обучение было рассчитано на 14 часов. В ходе эксперимента было проведено 8 занятий, 2 из них являлись контрольными.
Занятия проводились в соответствии с предложенной системой упражнений.
Контроль на входе
Для определения степени сформированности языковой и речевой компетенции студентов, был проведен контрольный урок. Контрольный урок представлял собой беседу, темой которой стал предстоящий эксперимент. В ходе беседы, студентам предоставлялась возможность высказать свое мнение по поводу эксперимента, рассказать о своих ожиданиях от эксперимента, высказать свои пожелания, рассказать о трудностях, которые они испытывают при изучении русского языка, и при оформлении устного сообщения. Реплики, каждого студента фиксировались. Для определения уровня сформированности языковой и речевой компетенции был также проведен анализ ошибок в высказываниях каждого из студентов.
Рассматривались тексты высказываний студентов примерно равные по объему.
Текст самостоятельных высказываний студентов содержал:
460 значимых слов;
205 фраз;
96 предикаций;
58 предложений.
При анализе ошибок нас интересовали ошибки связанные с употреблением падежа, вида глагола, а так же с употреблением союза между частями сложного предложения. Для каждого обучающегося была сделана классификация ошибок. Ошибки классифицировались на 4 группы:
1. Ошибки в употреблении падежа;
2. Ошибки в употреблении вида глагола;
3. Ошибки частями сложного предложения;
4. другие ошибки.
Нами было подсчитано общее число ошибок каждой группы. Далее мы определи объем интересующих нас групп ошибок относительно других групп. У одного из студентов объем ошибок из интересующих нас групп составил 57,1 % доли всех ошибок, а у другого студента этот объем составил 45,2 %.(См. табл. 2 и табл. 3)
Таким образом, об эффективности предложенной системы можно будет говорить, в том случае, если при сопоставительном анализе результатов контроля на входе и контроля после экспериментального обучения показатели, приведенные в таблице № 2 .
Табл.2 Уровень языковой компетенции студента 1 до начала эксперимента
Группы ошибок |
Кол-во ошибок |
% от общего числа ошибок |
Ошибки в падеже |
23 |
57,1 |
Ошибки в употреблении вида |
10 |
|
Ошибки между частями сложного предложения |
15 |
|
Другие ошибки |
36 |
42,9 |
Всего |
84 |
Экспериментальное обучение:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11