Система заданий при обучении оформлению сообщения в устной речи

Обучение оформлению сообщения в устной речи является частью обучения говорению как виду  речевой деятельности. Таким образом, при описании научных вопросов, касающихся обучения оформлению высказывания в устной речи необходимо рассмотреть вопросы, связанные со  спецификой самого объекта обучения, которым является говорение, и общие для всей методики обучения, в частности для лингводидактики, вопросы, связанные со структурой самого процесса обучения (содержания обучения, постановки целей и задач обучения и т.д).


1.1.         Говорение как вид  речевой деятельности

Говорение - это один из видов речевой деятельности, поэтому говорение  следует определять в общем контексте речевой деятельности.

Речевая деятельность  человека является объектом исследования многих наук, таких как: лингвистика, психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика, психология, психолингвистика и. т.д. Определение понятия речевая деятельность, описание  ее структуры, функции и характеристики – проблемы, которые решаются в рамках данных наук и являются ключевыми проблемами. «Это определяется исключительной ролью речи в фило-, социо- и онтогенезе, в становлении человеческого сознания, и, в частности, в опосредовании высших психических функций, в генезе мышления, в осуществлении трудовой и коммуникативной деятельности человека, в его нормальном развитии как личности и субъекта деятельности» [И.А. Зимняя; с.5]

 Данная работа основывается на понимании речевой деятельности сформулированной в работах И.А. Зимней. И.А. Зимняя рассматривает говорение как вид речевой деятельности отдельного человека применительно к обучению и дает такое определение речевой деятельности в работе «Лингвопсихология речевой деятельности»: «…активный, целенаправленный, мотивированный,  предметный (содержательный) процесс выдачи и (или) приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли (волеизъявления, выражения чувств), направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения. » [И.А. Зимняя Лингвопсихология: с. 51]. И.А. Зимняя впервые обратила внимание в своих работах на личность говорящего. Она рассматривает речевую деятельность как процесс реализации потребностей говорящего посредством языка. [18, 19, 20, 21 ]

 Концепция И.А. Зимней основана на теории деятельности А.Н. Лентьева. Деятельностный подход основывается на представлении о речи как  о виде речевой деятельности, которая предполагает наличие в своей структуре стороны содержания (предмета, средств, способов, продукта и результата, специфических для речевой деятельности) «…и потребности как предпосылки всякой деятельности», а также предполагает наличие процессуальной стороны деятельности и внешней структуры (наличие операционно-мотивационного плана) [И.А. Зимняя, Лингвопсихология; с. 51]

Определяя психологическое содержание речевой деятельности, А.Н. Леонтьев отмечает, что речевая деятельность:

·                    Является своеобразной деятельностью человека и занимает центральное место в процессе его психологического развития;

·                    Включаясь в другую деятельность человека, выполняет коммуникативную функцию (слово – средство общения), индикативную функцию (слово – средство указания на предмет), интеллектуальную и сигнификативную функцию (слово- носитель обобщения, понятия);

·                    Не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, процесс развития;

·                    Это единство формы и содержания;

·                    Имеет свое выражение в форме слова, которое соотнесено с предметом выражения (мыслью); [35 ]   

Опираясь на теорию А.Н. Леонтьева, мысль как предмет речевой деятельности во многом «формирует весь характер деятельности» .[35; c.38]

В зависимости от характера предмета (от характера потребности ), существует 4 способа реализации потребности посредством языка. Такими способами реализации мысли средствами языка являются 4 вида деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо, в которых мысль реализуется в форме устного непосредственного сообщения как при говорении и слушании или в форме письменного опосредованного сообщения как при чтении или письме. При этом виды деятельности различаются по характеру направленности действия: от мысли к реализации мысли в сообщении (как при говорении и письме) или от сообщения к мысли (как при слушании или чтении)  (А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя)[ c. 67]

Говорение – по способу оформления предмета (мысли) является устной формой речевой деятельности, которая по направленности речевого действия на выражение предмера (мысли) характеризуется как  продуктивный вид деятельности.  А по характеру той роли, которую говорение играет в процессе общения, говорение характеризуется инициативным видом речевой деятельности, поскольку направлено на удовлетворение потребностей человека. И.А. Зимняя относит к потребностям, которые реализуются в речи такие потребности являющимися «высшими духовными потребностями»: коммуникативная, познавательная, потребность общения   [ c. 61]  говорение как вид речевой деятельности следует рассматривать в контексте речевой деятельности «… во всей совокупности его деятельностных характеристик». [Лингвопсихология; с. 72 ] Таким образом, говорение как вид речевой деятельности обладает такими характеристиками: связь с личностью, связь с мышлением, связь с коммуникативной функцией мышления, мотивированность, целенаправленность, социальная природа и т.д. 

Речевая деятельность, как и любой другой вид деятельности, является результатом психической, психофизиологической деятельности мозга человека. Следовательно, имеет в своем содержании такие психологические компоненты присущие любой другой человеческой деятельности как предмет, средства, способ действия, продукт и результат, которые реализуются посредством психофизиологических механизмов речи.

Согласно деятельностной теории А.Н. Леонтьева [35], психологическим содержанием любой деятельности является предмет, средства, способ, продукт и результат. Рассматривая компоненты говорения  как вида речевой деятельности, исследователи выделяют: языковую систему как средство оформления мысли, процесс речи  определяют как способ формирования и формулирования мысли, а мысль характеризует как предмет речевой деятельности. Высказывание рассматривается как продукт и результат речевой деятельности. [И.А. Зимняя, лингвопсихология, с. 54, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн].

Речевая деятельность реализуется, благодаря сложному психофизиологическому механизму речевой деятельности. На связь психологического содержания деятельности и психофизиологических механизмов деятельности обращают внимание многие исследователи. В частности, своей статье «О трояком аспекте языкового знака» Л.В. Щерба, рассматривая природу языка, пишет о том что: «Механизм, это речевая (деятельность) организация человека никак не может равняться сумме речевого опыта (подразумевается под этим и говорение и понимание данного индивида…)… речевая организация человека может быть только физиологической или психофизиологической ».

Механизмам говорения посвящено достаточно большое количество исследований в области психологии, психолингвистики, нейропсихологии и.д. С позиций психологии, психолингвистики, нейропсихологии механизмы перехода мысли в высказывание рассматривают И.Н. Жинкин в работах «Механизмы речи» (1958) [18], ст. «О кодовых переходах во внутренней речи» [19], Т.В. Ахутина « Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса» (1989) [4], И.А. Зимняя «Лингвопсихология речевой деятельности» (2001) [23], А.А.Леонтьев «Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания» (1969) [31], А.А. Леонтьев «Язык. Речь. Речевая деятельность» (1969) [32], А.Р. Лурия «Основные проблемы нейролингвистики» (1975) [36], Л.С. Выготский «Мышление и речь» (1996) [15]и др.

И.А Зимняя отмечает, что впервые эта проблема была поставлена И.Н. Жинкиным в работе «Механизмы речи» [18] [И.А.Зимняя, 23; 195]  Н.И. Жинкин рассматривает механизм говорения, который характеризуется двузвенностью структуры механизма и комлементарностью (взаимозаменяемостью) всех речевых механизмов. Также Н.И. Жинкин определил основные механизмы осуществления речевого акта: механизмы осмысления, памяти, упреждающего синтеза (опережающего отражения) [18; с. 38]  В своих работах И.Н. Жинкин рассматривает механизмы речемыслительной деятельности – внутренней речи, которая реализуется через универсальный предметный код (внутреннюю речь) и служит основным механизмом понимания. В работах Н.И. Жинкина рассматриваются и ряд других механизмов являющихся составляющими механизма речи: линейный механизм кодирования и декодирования, грамматический механизм, механизм сочетания лексических значений, механизм формирования смысловых рядов, механизм смысловых замен, отбора слов и.т.д. В работах А.А.Леонтьева подробно рассмотрены механизмы речемыслительной деятельности (механизмы производства речи), механизмы взаимозамены слов, выбора слов и т.д. с точки зрения их структуры и функционирования. [31, 32, 33]  

Концепция Н.И. Жинкина легла в основу многих теоретических и экспериментальных исследований, в том числе и И.А. Зимней, которая основывается на концепции И.Н. Жинкина и теории деятельности А.Н. Леонтьева. И.А. Зимняя отмечает, что « в схемах порождения речи…в общем прослеживается, а у многих сохраняется та же трех этапная структура построения речевого высказывания» [23; с.238].

 В работах И.А. Зимней выделяется ряд общефункциональных и специфических механизмов соотносимых с тремя фазами речевой деятельности: мотивационно- побудительной, ориентировочно-исследовательской и исполнительной. В связи с первой фазой речевой деятельности рассматривается механизм мотивации, который является исходным. Две другие фазы совпадают с действием таких механизмов как опережающее отражение, осмысление, оперативная и постоянная память, а также специфические речевые механизмы, в числе которых И.А. Зимняя обсуждает механизмы предметно-логического плана, механизмами внутреннего оформления высказывания (совокупности операций отбора, сравнения, составления, комбинирования, структурирования и др.) [ 21; 22;23]. Схема механизмов говорения И.А. Зимней, рассмотренная ей в работах «Психолингвистические аспекты обучения говорению на иностранном языке»(1978), « Лингвопсихология речевой деятельности» (2001)  и др. основана не только на концепции Н.И. Жинкина.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать