Система заданий при обучении оформлению сообщения в устной речи

Работа по исследованию психологической и психофизиологической структуры говорения, позволила определить место процессу оформления высказывания в устной речи, работы психолингвистов и психофизиологов позволили выявить основные механизмы порождения речевого высказывания и их функционирование.


1.2. Механизмы порождения и оформления высказывания

Говорение как один из видов деятельности человека обладает всеми психологическими и психофизиологическими характеристиками деятельности, являясь лишь одним из способов реализации речевой деятельности. Таким образом, говорение в психологическом процессе речевой деятельности является способом  выражения мысли средствами языка, поэтому устная речевая деятельность имеет особые психологические и психофизиологические механизмы превращения мысли в высказывание.

 Проблема оформления высказывания как способа оформления мысли в процессе речевой деятельности рассматривается лингвистике, психологии, психолингвистики и нейропсихологии (А.Р. Лурия, Т.В. Ахутина (Рябова), А.А. Лентьев, С.Д. Кацнельсон, И.А .Зимняя и т.д.)

О проблеме порождения высказывания упоминается работах  Ферденанда  Де Соссюра, В. Гумбольдта  и др. лингвистов, которые, однако рассматривали речь с лингвистической точки зрения и не раскрывали психологических механизмов говорения, а лишь упоминали о них. Так  порождение высказывания В.Гумбольдт, основываясь на работах Ф. Де Соссюра «Курс общей лингвистики», называет одной из важнейших проблем: «В звуковой форме двумя главнейшими  моментами, подлежащими рассмотрению, предстают обозначения понятий и законы построения речи» [В. Гумбольдт, « О различии строения человеческих языков»] В работах таких лингвистов как Р.Барт, В. Гумбольдт, Л.В. Щерба были сделаны определенные шаги по раскрытию сущности процесса формулирования и оформления высказывания. Так, В.Гумбольдт рассматривает, описывая содержание механизма оформления высказывания, говорит о внешнем и внутреннем оформления сообщения: «При рассмотрении языка вообще… мы сталкиваемся с двумя явлениями – звуковой формой и ее употреблением для обозначения предметов и движение связных мыслей» [В. Гумбольдт, « О различии строения человеческих языков]. Важным при этом является  замечание сделанное в статье Р. Барта о том, что если высказывание расчленить на  «подвижные фрагменты, взаимное расположение которых порождает смысл. Сам по себе фрагмент не имеет смысла, но малейшее изменение его конфигурации вызывает изменение целого. Парадигма – минимальное множество объектов, откуда мы запрашиваем объект, который хотим наделить минимальным смыслом…» [Р.Барт Структурализм как деятельность // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: 1994]. Таким образом, еще одним важным компонентом при формировании высказывания является мысль, как формирующее высказывание условие.

Л.С. Выготский подчеркивает, что процесс порождения  порождается от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, к опосредствованию ее во внутреннем слове, затем в значениях внешних слов, а затем в словах [15]. А.А. Леонтьев, основываясь на анализе психолингвистических моделей речевого высказывания, рассматривает процесс оформления высказывания с психологической точки зрения, приводит следующие этапы речепорождения. Оформление высказывания происходит на 4 этапах:

·                    Этап мотивации высказывания;

·                    Этап замысла (программы плана);

·                    Этап осуществления (реализации плана);

·                    Этапы сопоставления реализации замысла с самим смыслом.

[31; 133, 153]

Раскрыть механизм оформления высказывания на этапе оформления мысли и опосредствования ее в слове, можно, если соотнести со схемой предложенной И.А. Зимней.Так И.А. Зимняя, основываясь на теории деятельности А.Н. Леонтьева,  рассматривает говорение как вид речевой деятельности, являющийся устным способом выражения мысли в процессе речи деятельности. Определяя  говорение как способ формирования и оформления высказывания, который реализуется на 3 уровнях: побуждающий, формирующий и реализующий, выделяет формирующий и реализующий уровень в качестве уровня, на котором формируется высказывание. Высказывание формируется в 2 этапа: внутреннее формулирование и внешнее звуковое оформление. [Лингвопсихология; с. 255-262] Механизм внутреннего оформления высказывания состоит из 2 фаз, которые протекают одновременно: смыслообразующая фаза и формулирующая. (Т.В.Ахутина,Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя) Смыслообразующая фаза уподобляется «устройству, программирующему грамматическое оформление свернутых, опорных форм слова…» [23; с. 263] во время этой фазы  включаются операции выбора слов,  выбора модели и размещение слов. Другая, фаза «грамматического структурирования» (И.А. Зимняя), во время которой речевое высказывание оформляется сообразно с правилами языка, а также подготавливается артикуляционный аппарат.     

Таким образом, говорение, являясь устным способом реализации речевой деятельности, направленной на выражение мысли (намерения и т.д.) является сложным психологическим процессом превращения мысли в высказывание, который приводится в действие с посредством сложного механизма речепроизводства. Оформление высказывания – процесс опосредования мысли в высказывание. Механизм оформления высказывания приводится в действие с помощью механизма содержащего 4 этапа:

·                   операцию выбора слов;

·                   оформления модели ключевыми словами;

·                   оформление сообщения в соответствии с нормами языка;

·                   Реализация высказывания.

При этом первые три этапа являются собственно оформлением сообщения в устной речи и осуществляются на доречевом уровне. [Н.И. Жинкин] Операция выбора модели и оформления модели осуществляются в речи одновременно, что по мнению И.А. Зимней важно учитывать при обучении оформлению сообщения в устной речи.[И.А. Зимняя]. Уровень реализации высказывания- озвучивание уже оформленного на стадии внутренней речи сообщения. В данной работе будет рассмотрен механизм оформления высказывания на стадии оформления во внутренней речи.


1.3.Проблемы обучения говорению в лингводидактике

Взгляд на обучение говорению на современном этапе развития лингводидактики и методики преподавания русского языка как иностранного во многом сформировался под воздействием таких наук как психология, психолингвистика, педагогика и др.[И.Б. Ворожцова 12; 46]

Работы в области психологии позволили определить деятельностную природу речи ее особое положение в ряду других видов деятельности человека, определить психологическое содержание речи (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и особенности внутренней структурной организации речи. Работы в области психолингвистики раскрыли механизмы речевой деятельности (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьева) и механизмы порождения речевого сообщения (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, В.Ингве, Т.В. Рябова)

Так, появление теории деятельности (А.Н. Леонтьев) позволило углубить знания методики в области объекта обучения, которым является речь. Деятельностная природа речи, предполагает деятельностное содержание речи. Таким образом, мысль интерпретируется в рамках деятельностной теории как предмет речи, на который должна быть направлена речевая деятельность. Таким предметом является, с точки зрения деятельностного подхода, потребность, коммуникативная, познавательная и т.д. (И.А. Зимняя), которая реализуется в речевой деятельности посредством языка.

Такой взгляд на речь поставил перед лингводидактикой ряд проблем:

·                    Обучение речи как деятельности на иностранном языке;

·                    Обучение речевой деятельности, как способу решения коммуникативных потребностей;

·                    Обучение речевому поведению на иностранном языке;

·                    Обучение выражению мысли (потребности, намерения) посредством языка;

·                    Обучение оформлению высказывания в соответствии с нормами языка.

Работы в области психолингвистики, нейропсихологии позволили определить психофизиологические механизмы речи: совокупность психических операций по превращению мысли в высказывание (И.А. Зимняя, А.Р. Лурия, Т.В. Ахутина, и др.). И.А. Зимняя, учитывая деятельностную природу речи, говорит о том, что деятельность должна обладать качественными характеристиками (автоматизмом и т.д.): «…речевое произнесение – результат действия сложного речевого механизма, все составляющие части которого должны быть специально, целенаправленно отработаны, особенно в условиях овладения речевой деятельностью на неродном языке». Далее она поясняет: «как известно, речевая деятельность характеризуется не только фактом реализации, но и степенью совершенства последней, то есть степенью ее автоматизма» [23; с.239]:

Таким образом, перед обучением говорению встают следующие проблемы:

·                   Осуществления в процессе обучения высших психических функций [13;25];

·                   Формирования речевых навыков

·                   Безошибочность в выполнении речевых действий

проблема оформления сообщения является одной из главных проблем в современной лингводидактике. Это, во-первых, связано с тем, что процесс оформления устного сообщения - участвует  в превращении мысли в высказывание и  является промежуточным этапом между мыслью и устным сообщением. Во-вторых, говорение, являясь продуктивным способом реализации предмета речевой деятельности, которой является мысль, говорение, потребность (И.А. Зимняя) является ведущим видом речевой деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать