Из табл.2.2.5 видно, что штат постоянных сотрудников увеличивается в основном за счет служащих со средне - специальным образованием и соответствующей квалификацией.
В 2001 г. списочная численность составляла 31 человек, из них: на постоянной основе работало 80,6%, с высшим образованием 41,9%, по специальности 16,1% от общей численности.
В 2002 г. списочная численность составляла 39 человек, из них: на постоянной основе работало 82%, с высшим образованием 35,9%, по специальности 17,9%. В 2003 г. списочная численность составила уже 49 человек, из них на постоянной основе работало 81,6%, с высшим образованием 32,6%, по специальности – 30,6%.
Эта ситуация оказывает негативное влияние на работоспособность и динамичность трудового коллектива и на конкурентоспособность фирмы на рынке.
В организации также работает ряд сотрудников, которые не соответствуют занимаемой должности по имеющемуся образованию (см.табл. 2.2.6).
Службу управления персоналом на предприятии представляет секретарь-референт, который выполняет функции учета личного состава и посредничества с администрацией.
Таблица 2.2.6
Анализ несоответствия занимаемой должности имеющемуся образованию
Должность |
Требуемое образование |
Имеющееся образование |
1. Директор 2. Директор по маркетингу 3. Маркетолог 4. Управляющий по торговле 5. Менеджер по продажам 6. Менеджер по продажам 7. Торговый агент 8. Гл.бухгалтер 9. Бухгалтер 10. Секретарь-референт 11. Мастер технолог |
Высшее, экономическое Высшее, экономическое Высшее, экономическое Высшее, экономическое Высшее, экономическое Высшее, экономическое Высшее, экономическое Высшее, экономическое (бухучет) Высшее, экономическое (бухучет) Высшее, экономическое Высшее, специальное |
Мед. институт УПИ, металл-ий. ф-т Педагог. институт УПИ, радиофак УрГУ, историч. ф-т Педагог. институт Педагог. институт Среднее специальное Среднее специальное Среднее специальное Среднее специальное |
Секретарь-референт имеет средне - специальное образование, но не экономическое, хотя должен выполнять функции кадровой службы, проводить организацию работы по обеспечению подбора рабочей силы высокого качества, расстановки, изучения и использования рабочих кадров и специалистов, участвовать в формировании стабильного коллектива, создании кадрового резерва и работы с ним, проводить организацию системы учета кадров, анализ текучести кадров.
Директор фирмы имеет высшее образование, но не профильное, хотя это необходимо для профессионального эффективного руководства компанией. А современный бизнес предъявляет не только новые профессионально квалификационные требования, но и более сложные психофизиологические требования, такие, как необходимость повышенного внимания, оперативного мышления, скорости принятия решения.
Зам.директора, управляющий по торговле имеют высшее образование, но также не экономическое. Руководитель, у которого нет экономического образования, труднее ориентируется в исследовании потребителей, конкурентов, ему сложно разработать стратегию ценообразования, стратегию сбыта, стратегию продвижения рекламы, общую рыночную стратегию фирмы.
Финансовую службу на фирме представляет отдел бухгалтерии, главный бухгалтер которого имеет среднее специальное образование. Поскольку финансы имеют сложную структуру, а составной частью является финансовый анализ, который базируется на данных бух. учета, существует необходимость оценки будущих фактов деятельности компании.
Но осознанные и квалифицированные решения можно принимать только при наличии необходимых знаний и экономического образования. При таком понимании роли гл. бухгалтера на предприятии, поможет превратить его из простого регистратора фактов хозяйственной жизни в финансового аналитика, консультанта или менеджера.
Использование персонала должно отвечать целям организации, обеспечивать строгое соблюдение законодательства о труде в процессе этой работы. Также система использования персонала в организации должны быть такой, чтобы работники могли давать наибольшую отдачу на своем рабочем месте. Значение фактора соответствия возросло в условиях рыночного хозяйства в связи с ужесточением условий работы, распространением компьютерной и информационной технологии. На предприятии далеко не все специалисты владеют необходимыми знаниями и навыками работы на ПК.
Современное производство, условия работы с техникой предъявляет к исполнителю и профессионально-квалификационные требования, но и необходимость повышенного внимания, нервно-психологической выносливости. Это необходимо в связи с риском профессиональных заболеваний, производственного травматизма. Работникам складов, грузчикам, водителям приходится постоянно сталкиваться в своей работе с такими нагрузками, которые требуют и физических усилий, и знаний по разгрузке и погрузке продукции. Неблагоприятные условия и плохая организация труда оказывает воздействие на работоспособность человека. Также очевидно, что по мере того, как производственные системы становятся все более автоматизированными и сложными, возрастает вероятность ошибок, допускаемых человеком. При этом в большинстве случаев действия работников оказываются неправильными из-за низкой квалификации человека.
Проблему можно решить или смягчить только в том случае, если грамотно и полно будет учитываться человеческий фактор, благодаря чему можно обеспечить эффективное и надежное взаимодействие человека с машиной. Проанализировав проблему несоответствия квалификации требованиям рабочего места, можно сделать вывод, что комплексное радикальное решение проблемы заключается в создании системы обучения персонала. Получить высокие результаты в управлении организацией можно только в том случае, если люди, работающие на предприятии, обладают знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы их усилия были эффективными и результативными. Обучение обеспечит развитие их умений и навыков, что играет объединяющую роль в достижении организацией основных стратегических целей. Важнейшим показателем стабильности рабочей силы и преданности сотрудников организации является показатель продолжительности работы в ней. Стаж работы сотрудников организации представлен в табл.2.2.7, где предельный срок работы 3 года. Динамика персонала по продолжительности работы в организации показана на рис.2.2.5.(приложение 5).
Таблица 2.2.7
Стаж работы сотрудников организации с 2001 по 2003 годы
Структура персонала по продолжительности работы в организации. Стаж |
2001 г. |
2002г. |
2003 г. |
|||||
Чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% |
|||
До 1 года 1-2 года свыше 2 лет |
12 10 9 |
38,7 32,3 29,0 |
17 12 10 |
43,6 30,8 25,6 |
20 17 12 |
40,8 34,7 24,5 |
||
Итого |
31 |
100 |
39 |
100 |
49 |
100 |
||
Анализируя таблицу и график, видим, что наибольший процент 43,6 приходится на работников, проработавших до 1 года в 2002 году. Стаж работы 1-2 года в 2001 г. составляет 32,3%, в 2002 г. – 30,8%, в 2003 г. – 34,7%. Стаж работы 2-3 года в 2001 г. – 29%, в 2002 г. – 25,6%, в 2003 г. – 24,5%. Сокращается доля работников, проработавших в организации наибольшее количество лет.
Таблица 2.2.8
Стаж работы в ООО «Невада» на 1.01.2004 г.
Категория / стаж, лет |
Кол-во чел. в 2003 г. |
До 1 года |
1-2 года |
Свыше 2 лет |
||||
Чел. |
% |
Чел. |
% числ. к катег. |
Чел. |
% числ. к катег |
Чел. |
% числ. к катег |
|
Служащие, из них |
25 |
51,0 |
9 |
36,0 |
8 |
32,0 |
8 |
32 |
Руководители |
6 |
24,0 |
- |
- |
- |
- |
6 |
100 |
Специалисты |
19 |
76,0 |
9 |
47,4 |
8 |
42,1 |
2 |
10,5 |
Рабочие |
24 |
49,0 |
11 |
45,8 |
9 |
37,5 |
4 |
16,7 |
Итого |
49 |
100 |
20 |
40,8 |
17 |
34,7 |
12 |
24,5 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11