Шпаргалки по уголовному праву (особенная часть)

Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в ка­честве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяй­ственных товариществ и обществ, произ­водственных кооперативов,государствен­ных и муниципальных унитарных пред­приятий (ст. 50 ГК РФ). Унитарным пред­приятием признается коммерческая орга­низация, не наделенная правом собствен­ности на закрепленное за ней имущество. В форме унитарных могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия (ст. 113 ГК РФ).


Иные организации, о которых идет речь, являются некоммерческими. Они не име­ют извлечение прибыли в качестве основ­ной цели своей деятельности, не распре­деляют полученную прибыль между участ­никами и могут создаваться в форме по­требительских кооперативов, обществен­ных или религиозных организаций (объ­единений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных или иных фондов, а также в др. формах, преду­смотренных законом (ст. 50 ГК РФ).


Должностными признаются лица, по­стоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, адми­нистративно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муни­ципальных учреждениях, а также в Воору­женных Силах Российской Федерации, др. войсках и воинских формировани­ях Российской Федерации (примечание 1 к ст. 285 УК).


В соответствии со ст. 120 ГК учрежде­нием признается организация, созданная собственником для осуществления управ­ленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и


финансируемая им полностью или частич­но. В данном случае примечание 1 к ст. 285 УК имеет в виду только такие организа­ции, кот.: а) созданы государством или органом местного самоуправления; б) пол­ностью или частично ими финансируют­ся; в) осуществляют функции некоммер­ческого характера (образование, здраво­охранение, культура и т. п.).


К представителям власти относятся пред­ставители всех трех властей: законодатель­ной, исполнительной и судебной. От др. граждан представители власти отли­чаются наличием у них права в пределах своей компетенции предъявлять требо­вания, а также принимать решения, обя­зательные для исполнения гражданами или предприятиями, учреждениями, ор­ганизациями независимо от их ведомствен­ной принадлежности и подчиненности (см. примечание к ст. 318 УК).


Законодательную власть осуществляют депутаты представительных органов Рос­сийской Федерации и ее субъектов, су­дебную — судьи всех судов. Исполнитель­ную власть осуществляет Правительство Российской Федерации, администрация субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также наделенные со­ответствующими полномочиями работни­ки прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции, налоговой служ­бы, таможенной службы и ряда др. государственных органов.


Функции представителя власти могут осуществляться не только в связи с заняти­ем соответствующей должности, но и по специальному полномочию (напр., на­родный или присяжный заседатель).


Организационно-распорядительные функции заключаются прежде всего в руководстве работой др. лиц. Поэто­му их осуществляет всякое лицо, имею­щее подчиненных по службе. Полномочия организационно-распорядительного харак­тера м.б. предоставлены также лицам, не имеющим подчиненных: ведом­ственный ревизор, нотариус, аудитор и др.


К лицам, осуществляющим данные фун­кции, следует, по-видимому, относить так­же служащих, кот. не наделены пра­вом непосредственного принятия решений управленческого характера, но выполня­ют служебные обязанности по подготовке проектов таких решений (помощник, со­ветник, консультант, секретарь).


Вопрос об осуществлении организаци­онно-распорядительных функций препо­давателями является дискуссионным. Пле­нум Верховного Суда СССР признал осу­ществление таких функций преподавате­лем только при исполнении им обязанно­стей члена квалификационной или экза­менационной комиссии (п. 4 постановле­ния Пленума от 30 марта 1990 г.). Такая позиция является преобладающей и в литературе1. Тем не менее судебная прак­тика нередко относит к организационно-распорядительной деятельности препода­вателя выставление им оценок на курсовых экзаменах и зачетах, поскольку такая оцен­ка с неизбежностью предрешает содержа­ние последующих решений руководите­лей учебного заведения о переводе на сле­дующий курс, выплате стипендии,отчис­лении из учебного заведения.


Деятельность учителя и воспитателя по обеспечению порядка и безопасности де­тей во время занятий, игр, экскурсий, по­ходов и т. п. также носит организационно-распорядительный характер.


,г      § 5. Признаки некоторых пр-й против


-[.государственной  власти, интересов государственной службы ^:      и службы в органах местного самоуправления


  Злоупотребление должностными полно­  мочиями (ст. 285).


  Объективная сторона этого преступле­ ния складывается из использования долж­  ностным лицом своих служебных полно­  мочий вопреки интересам службы, наступ­ ления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов   граждан или организаций либо охраняе­  мых законом интересов общества или го­  сударства и причинной связи между ис­  пользованием служебных полномочий и   преступными последствиями.


Представляется, что объективная сто­рона данного состава пр-я ана­логична объективной стороне состава зло­употребления полномочиями (ч. 1 ст. 201). Вряд ли есть основания вкладывать раз­личный смысл в формулировки «вопреки интересам службы» (ст. 285 УК) и «вопреки законным интересам этой организации» (ст. 201 УК), если учесть тождество преступн. последствий.


Служебные полномочия должностных лиц определяются либо законом (напр., полномочия следователя установле­ны Уголовно-процессуальным кодексом), либо иным нормативным актом вплоть до приказа руководителя учреждения.


В случаях использования должностным лицом для совершения неправомерных действий не своих служебных полномо­чий, а возможностей, вытекающих из ав­торитета занимаемой им должности и слу­жебных связей с др. должностными и иными лицами, не подчиненными и не подконтрольными ему по службе, состав данного пр-я отсутствует. Состав злоупотребления должностны­ми полномочиями предполагает умышлен­ную форму вины (прямой или косвенный умысел) и специальный мотив — корыст­ную или иную личную заинтересованность. Корыстная заинтересованность означает стремление виновного получить матери­альную выгоду или избавиться от мате­риальных затрат. Иная личная заинтере­сованность включает в себя ряд др. мотивов личного характера: карьеризм, протекционизм, месть, зависть, ревность, семейственность и т. п. (п. 17 постановле­ния Пленума от 30 марта 1990 г.).


Корыстное злоупотребление отличает­ся от хищения тем, что материальная выгода извлекается виновным в злоупо­треблении без незаконного и безвозмезд­ного обращения чужого имущества в свою собственность или в собственность др. лиц. Это правило относится и к корыстному злоупотреблению полномочиями (ст. 201).


В соответствии с примечаниями 2 и 3 к ст. 285 УК квалифицирующим признаком злоупотребления должностными полномо­чиями и квалифицирующим признаком др. пр-й данной главы, а так­же др. глав Особ.Ч К. является занятие виновным не всякой го­сударственной должности, а только такой, какая установлена для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (депутат, министр, судья и т. д.) Федеральный закон «Об основах государ­ственной службы Российской Федерации» от 5 июля 1995 г. относит должности такого характера к категории «А». Занятие го­сударственной должности категории «Б», т. е. должности, учрежденной для непосред­ственного обеспечения исполнения полно­мочий лиц, замещающих должности ка­тегории «А» (напр., помощник минист­


ра), не является упомянутым квалифици­рующим признаком, как и занятие госу­дарственной должности более низкой ка­тегории «В».


Признаки тяжких последствий в ква­лифицированных составах злоупотребле­ния должностными полномочиями (ст. 285), а равно превышения должностных пол­номочий (ст. 286) и халатности (ст. 293) аналогичны признакам тяжких последст­вий в квалифицированном составе зло­употребления полномочиями (ст. 201), о которых было сказано выше.


Превышение должностных полномочий (ст. 286)


Из сравнения диспозиции ч. 1 ст. 285 УК и ст. 286 УК следует, что злоупотреб­ление должностными полномочиями пред­полагает незаконное использование долж­ностным лицом своих прав и полномочий без очевидного выхода за установл. их границы, а при превышении должност­ных полномочий лицо явно выходит за пределы его служебной компетенции.


В теории уг-го права признано, что превышение должностных полномочий возможно либо путем совершения дейст­вий, не дозволенных никаким лицам или органам, либо путем совершения дейст­вий, входящих в компетенцию: а) другого должностного лица; б) данного лица, но при наличии условий, кот. отсутствуют;


в) коллегиального органа.


Насилие как признак квалифицирован­ного состава превышения должностных полномочий может выражаться в любом физическом воздействии на потерпевше­го: в нанесении ему побоев или причине­нии физической боли иным способом, в ограничении его свободы, в причинении вреда его здоровью или причинении ему смерти.


Умышленное причинение при превыше­нии должностных полномочий легкого вре­да здоровью, побои, истязания, неосторож­ное причинение смерти или вреда здо­ровью любой тяжести охватываются по­нятием насилия и не требуют дополни­тельной квалификации.


В случае умышленного причинения а) смер­ти или б) тяжкого вреда здоровью при превышении содеянное должно квалифи­цироваться по совокупности пр-й (п. 13 упомянутого постановления Плену­ма).


Представляется, что дополнительная ква­лификация необходима и в случаях умыш­ленного причинения вреда здоровью сред­ней тяжести. Хотя закон предусм. за это деяние менее строгое наказание, чем за превышение должностных полно­мочий с применением насилия, отказ от квалификации по совокупности предоста­вил бы виновному неоправданные льготы:


в случае совершения им новых пр-й, предусмотренных ст. 112 УК, та­кие пр-я не считались бы неодно­кратными (п. «ж» ч. 2 ст. 112).


Применение оружия или специальных средств может выразиться либо в причи­нении вреда путем их использования (напр., ранение), либо в попытке причи­нить такой вред при помощи указанных предметов (напр., промах). Демонстра­ция оружия или специальных средств не является их применением, но м.б. расценена как угроза применения наси­лия (п. «а» ч. 3 ст. 286).


Должностная халатность (ст. 293)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать