Бухгалтерская экспертиза при расследовании и судебном разбирательстве уголовных дел

В понятие “документ” в разных отраслях науки вкладывает­ся различное значение. Так, например, в бухгалтерском учете документ – это письменное свидетельство о фактическом совер­шении или о праве на совершение хозяйственной операции[29], в правоведении форма удостоверения юридических фактов[30]. В про­цессуальном праве термин "документ" понимается как вид ис­точника доказательств. Разнообразие понимания документа об­условлено прежде всего спецификой предмета и метода исследо­вания конкретной отросли науки и практики.

При изучении всей совокупности понятий можно видеть основные черты и таким образом дать понятие документа с точ­ки зрения судебно-бухгалтерская экспертиза Итак, документом следует понимать письменный акт, содержащий определенные реквизиты и отражающий хозяйственные операции или другие факты, с которыми закон связывает поступления экономико-пра­вовых последствий[31]. Т.е. документы предприятия являются но­сителями  как экономической информации, поскольку посред­ством документов осущетвляется первичное соблюдение и реги­страция хозяйственных операций; так и юридической информа­ции.

Документ будет иметь доказательственное значение тогда, когда он облачен в установленную законодательством форму.

В процессе исследования материалов уголовного дела, представляющих собой различные виды документов, эксперт-бух­галтер должен четко в них ориентироваться. Этому поможет хо­рошее знание классификации документов. "Знание классификаций бухгалтерских документов поможет эксперту-бухгалтеру более осмысленно и логически стройно исследовать операции бухгал­терского учета"[32].

В этой связи все документы, имеющиеся в уголовном деле, с позиции правовой их классификации и значимости (доказа­тельственности) можно подразделить следующим образом: а) доброкачественны, т.е. обеспечивающие доказательственную си­лу, и недоброкачественные, т.е. не обеспечивающие силу; б) бухгалтерские; в) другие материалы дела.

Доброкачественный документ – это документ, который по форме и содержанию соответствует правилам, которые отражены в законодательстве и обеспечивает доказательственную силу. Эксперт-бухгалтер исследует только те документы, отражающие хозяйственные и финансовые операции, которые признаны следо­вателем (судом) доказательствами, т.е. должны отвечать тре­бованиям допустимости и относимости доказательств.

Допустимость доказательств означает строгое соблюдение процессуальных правил при сборе доказательств (законность доказательства), законность способов получения и закрепления фактических данных управомоченными на то лицами.

Относимость характеризует содержание доказательств и означает внутреннее, присущее доказательству, свойство, в силу которого сведения о данных (фактические данные), ис­пользуются для выяснения обстоятельств, подлежащих доказыва­нию, имеют значение для правильного разрешения уголовного дела.

Судебный эксперт-бухгалтер самостоятельно проверяет со­ответствие фактам хозяйственных операций имеющие в деле све­дения о фактах, относящихся к предмету экспертизы, или до­стоверность исходных данных, на которых строится его иссле­дования, доступными ему способами экономического анали­за.

Объекты исследования и другие материалы дела, исследуе­мые экспертом-бухгалтером, включают в себя копии, ксероко­пии, вторые и третьи экземпляры документов, имеющие значение для дела и приобщенных к делу в качестве доказательств.

Недоброкачественным считается документ, который не отве­чает требованиям законодательства и не обеспечивает доказа­тельственный силы. Недоброкачественные документы можно под­разделить на недоброкачественные или по форме, по существу отраженных в них операции и комбинированные.

Приведенную классификацию документов можно рассмотреть в представленной схеме. Установление недоброкачественности до­кументов дает возможность эксперта-бухгалтера дать эксперт­ную оценку, а, следовательно, и суду – вскрыть незаконные операции.

В последующие время в банковской сфере участия хищения, совершаемые путем изготовления и ввода в финансовый оборот подложных банковских платежных документов. Например, в одних документах изменяется адрес получателя денег, другие вовсе не обеспечены средствами (поддельные авизо, расчетные чеки лимитированных книжек)[33].


Ïðîâåðÿåìûå äîêóìåíòû

 
 















Способ распознавания дефектных документов крайне разно­образны. Предусмотреть все виды злоупотреблений с документа­ми невозможно. Однако имеется ряд формальных признаков, ко­торые сами по себе не свидетельствуют о злоупотреблении, но вместе с тем должны привлечь к документу внимание следовате­ля и эксперта-бухгалтера и служить сигналом для проверки операции, которые оформлены им.

К таким признакам относятся:

1)отсутствие при исполнительном документе распоряжения, дающего основание на проверку этого документа;

2)отсутствие при распорядительном документе исполнитель­ного документа;

3)составление документа с нарушениями установленной фор­мы. Например, составление доверенности не по форме или не на стандартном бланке;

4)незаполнение реквизитов документа;

5)взаимное несоответствие отдельных реквизитов документа, например несоответствие наименования организации на штампе и в печати;

6)недооформление документа, например, отсутствие в нем подписей должностных лиц;

7)наличие на документах резолюций или разрешительных над­писей в таком количестве, какое не требуется при нор­мальном оформлении документа;

8)отсутствие при документах необходимых приложений, на­пример, при ведомости на выдачу заработной платы нет табелей;

9)суммарные несоответствия основного документа и приложе­ний к нему, например, к авансовому отчету документов о расходование средств;

10)расхождение в содержании нескольких экземпляров одного и того же документа;

11)подписание документов лицами, не имеющими на это пра­ва;

12)подделка подписей, наличие различного рода подчисток, неоговоренных исправлений текста и т.п.

Ни один из перечисленных признаков сами по себе не сви­детельствует о злоупотреблении, но должны привлечь внимание следователя и эксперта-бухгалтера к операции, которая оформ­лена таким документом. Всякий дефектный документ подлежит тщательной проверке путем анализа операции, которая оформле­на им.


3.2. ДОКУМЕНТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА


Исходными данными, относящимися к предмету экспертизы, являются сведения и записи о фактах совершения операций, принятом в организации порядке ведения бухгалтерского учета и документа.

На предприятии бухгалтерский учет организуется на осно­вании ФЗ "О бухгалтерском учете, учетной политики предприя­тия, организации и др. нормат.-правовых актах. При проведе­ние экспертизы эксперт-бухгалтер должен учимтывать "совокуп­ность способов ведения бухгалтерского учета – первичного на­блюдения, стоимостного измерения, текущей группировке и ито­гового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) дея­тельности[34].

Объектом судебно-бухгалтерская экспертиза согласно п. 5 Инструкции о производстве судебно-бухгалтерская экспертиза являются первичные и сводные документы бухгалтерского учета, содержащие фактические данные, необходимые для дачи заключе­ния.

Документы бухгалтерского учета – это письменные акты, фиксирующие совершенные хозяйственные операции в соот­ветствии с требованием правил, закрепленных в нормативно-правовых актах.

Бухгалтерские документы в работе предприятий служат средством обоснования учетных записей. Кроме того, они ис­пользуются для руководства и управления хозяйственной дея­тельностью, т.е. используются для передачи распоряжения от распорядителей к исполнителям. На основе бухгалтерских доку­ментов контролируется правильность совершенных операций, ве­дется текущий анализ выполняемой работы, устанавливаются причины тех или иных хозяйственных нарушений, т.е. докумен­тация выполняет контрольно-аналитические функции.

Правовое заключение бухгалтерских документов проявляется в том, что с их помощью подтверждается правильность реги­стрированных в учете фактов и сами они служат доказа­тельством при спорах, возникающих между предприятиями (объ­единениями, организациями, учреждениями). Их используют ор­ганы следствия, суды, арбитраж при решении вопросов о раз­личных претензиях, исках, проверках полноты выполнения обя­зательств и т.д. Однако, необходимую правовую силу документы получают только тогда, когда они составлены и оформлены в соответствии с требованиями законодательства.

Кроме того, эксперт-бухгалтер составляет заключение на основании главным образом исследованных им бухгалтерских до­кументов, имеющихся в уголовном деле.

К объектам судебно-бухгалтерская экспертиза относятся первичные распорядительные документы, являющиеся основанием для бухгалтерского учета и отчетности, регистры бухгалтер­ского учета и установленные формы бухгалтерской отчетности, расчет налогов (налоговые декларации).

К бухгалтерским документам принято относить такие, как, например, платежное требование, платежное поручение, чек, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, ведо­мость на выдачу заработной платы, накладная, калькуляция, отчеты, учетные регистры, акты на списание ценностей и др.

Бухгалтерским документам присущи некоторые характерные признаки.

ФЗ "О бухгалтерском учете" обязывает все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформлять оправдательными документами (ст. 9)[35]. "Оправдательными (или исполнительными) называются документы, оформляющие уже произведенные опера­ции. Они составляются в момент совершения операции и пред­ставляют собой первый этап их учетной регистрации"[36].

Оправдательные документы могут быть как разовыми, пред­назначенными для оформления отдельных хозяйственных опера­ций, так и накопительными (групповыми), предназначенными для оформления ряда однородных хозяйственных операций за опреде­ленный период[37].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать