В-четвертых, – ипотека. Сейчас крайне необходимо активно содействовать
становлению общероссийской системы жилищного ипотечного кредитования,
формированию вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу
банковского кредитования долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов.
Здесь особое значение имеет принятие нормального земельного кодекса,
легализация рынка земли. Это даст мощный импульс кредитованию сельского
заёмщика под залог его главного имущества – земли.
К сожалению, в нашей стране еще не полностью осознается принципиальное различие в управлении торговым и промышленным капиталом, которое требует от коммерсанта и промышленного инвестора разных деловых качеств. На сегодняшний день в России мало профессиональных менеджеров по управлению промышленным капиталом, а коммерсант вкладывает средства в промышленность только в том случае, если он обладает универсальным набором личных качеств, а также приёмов и методов управления, что может встречаться в порядке исключения.
Нельзя также забывать о третьей стороне участвующей в инвестиционном процессе – это коммерческие банки. Возможным путём стимулирования инвестиционной активности банков является использование весьма жёсткой конкуренции между банками, в частности, между крупными банками, имеющими филиалы в регионах, и местными самостоятельными, относительно небольшими банками. Сильной стороной первых является возможность использовать при необходимости, аккумулированные по всей стране средства для реализации крупных проектов, а также способность привлечь нужных специалистов для оценки этих проектов; слабой стороной является вполне закономерное опасение местных властей и предприятий, что средства, аккумулированные региональными филиалами, в основном «откачиваются» из региона в центр; кроме того, собственно банковский персонал филиалов, как правило, ещё малоопытен и не имеет необходимой квалификации. Сильной стороной местных банков является наличие опытных работников, прошедших школу Госбанка СССР; наличие прочных связей с местной властью и руководителями государственных и приватизированных предприятий, а также реальное предназначение аккумулированных средств в основном на внутри региональные цели.
Поддерживая такую конкуренцию, органы власти и Центробанка могли бы стимулировать направление средств на промышленные инвестиции, т.к. исход конкурентной борьбы во многом зависит от позиции государственных органов.
Особняком стоит проблема государственной инвестиционной политики в депрессивных регионах. Она должна проводиться в комплексе с другими антикризисными мероприятиями общеэкономического значения (общее оздоровление экономической ситуации на их территории, создание устойчивых предпосылок для эффективного функционирования рыночного механизма, обеспечение условий для формирования прогрессивных территориально- отраслевых пропорций). Это позволит создать предпосылки для нормального функционирования их экономики в будущем.
С точки зрения организационных мероприятий то тут государственным
органам управления нужно:[8]
Во-первых, установление особого режима инвестирования для депрессивных
регионов является важнейшим условием общего оздоровления экономики и
создания благоприятного инвестиционного климата, но непременно должно
базироваться на принятой концепции рыночных преобразований в целом по
России и иметь целью не только реабилитацию подобных регионов, но и
устранение глубинных кризисных явлений в их экономике.
Во-вторых, при остром дефиците средств бюджетов различных уровней,
платёжном кризисе, инфляции и социальной напряжённости в обществе выделение
депрессивным регионам централизованных капитальных вложений не может
ориентироваться на достижение исключительно коммерческого эффекта.
Необходимо их авансирование по принципу точечного финансирования при
существенном ограничении излишних пере распределительных финансовых
процессов, строгом соблюдении заранее определённых регионально-отраслевых
приоритетов, учитывающих наряду с прочим, степень депрессивности регионов,
уровень их готовности к проведению комплексных мероприятий по
совершенствованию воспроизводственных процессов основных фондов.
В-третьих, меры государственного регулирования инвестиционной деятельности в депрессивных регионах должны не только быть направлены на стимулирование притока сюда капиталов, но и при необходимости ограничивать этот процесс, что в первую очередь предполагает коренное совершенствование бюджетного механизма.
В-четвёртых, следует активно поддерживать и стимулировать на государственном уровне путём предоставления льгот и преференций, использование альтернативных источников финансирования капитальных вложений. Эти меры должны строго контролироваться федеральными и, особенно, региональными органами управления.
В-пятых, оживление инвестиционной деятельности в депрессивных регионах
непосредственно зависит от институтов рыночной инфраструктуры.
Стимулирование их развития в таких регионах, воздействие государства на
определённые сферы их интересов позволят повысить результативность
регулирования инвестиционной деятельности, явятся дополнительным фактором
формирования источников финансирования капитальных вложений, важным
условием становления качественно новой системы управления
воспроизводственными процессами на региональном уровне.
При построении регионального механизма государственного регулирования инвестиционных процессов всегда нужно учитывать следующие аспекты: меры непосредственного воздействия (финансового, административного и т.д.); гарантии инвестиций; информационное обеспечение.
Как это ни парадоксально, основное значение в настоящее время имеет
второй аспект деятельности. При несовершенных налоговой и общефинансовой
системах физические лица и иностранные инвесторы готовы вкладывать свои
средства в инвестиционные проекты, если есть государственные гарантии, в
том числе и местных государственных органов. Причём процентные ставки под
вкладываемые средства в этом случае резко уменьшаются. С учётом
государственных гарантий действуют и международные кредитные системы,
крупнейшие международные банки. Система государственных гарантий способна
обеспечить реализацию проектов самого различного масштаба, но, прежде
всего, разумеется, крупных. Для предоставления таких гарантий требуются в
первую очередь два условия – наличие полной информации об альтернативных
проектах и резервного (залогового) фонда, обеспечивающего эти гарантии.
Получить такую информацию в настоящее время очень трудно. Существовавшие
ранее развитые системы государственных плановых органов, ЦНТИ и т.д.
практически разрушены, а новые не созданы. Поэтому необходимы формирование
региональных информационных центров и стыковка их с общероссийскими
центрами.
На основе функционирования соответствующего информационного центра можно составлять инвестиционную карту региона и соответствующие региональные программы инвестиций. Такие программы и механизм их реализации должны разрабатываться региональными комитетами по инвестициям, которые уже созданы в ряде областей. Причём важно, чтобы этот механизм включал не только местную налоговую политику, государственные гарантии, лицензирование и т.д., но и методы прямого контроля на начальном этапе реализации особо важных социальных и экономических программ.
Местным органам государственной власти необходимо выработать
собственную методологию контроля за деятельностью крупных коммерческих
организаций на основе прямого вхождения в органы управления на правах
учредителя. Прежде всего, это касается таких крупнейших образований как
ФПГ. Из их числа особо выделяются группы, осуществляющие жилищное
строительство.
Постоянное взаимодействие местной администрации с предприятиями региона по вопросу регулирования их инвестиционной деятельности предполагает и использование фондового рынка, прежде всего вторичного рынка ценных бумаг, где происходит перелив капитала в результате структурных изменений. Такой вид деятельности государства сравнительно нов в мировой экономике, поэтому его конкретные формы должны апробироваться. Но очевидно, что интересы государства на местном уровне могут представлять различные государственные инвестиционные компании, так же как представляют эти интересы на рынке государственных бумаг Центробанк и его региональные управления.
Естественно, что на уровне региона достаточно одной такой инвестиционной компании. Однако при этом придётся категорически отказаться от предлагаемой и реализуемой в части регионов страны идеи создания параллельной единой государственной депозитарной системы. В этом случае государство одновременно выполняет функции и депозитария и инвестора. Такое совмещение нецелесообразно из-за возможности использования в коммерческих целях конфиденциальной (неравнодоступной) информации. Наличие нескольких депозитариев в регионе создаст между ними реальную конкуренцию, что будет способствовать повышению качества соответствующих депозитарных услуг.
Одним из многочисленных факторов, влияющих на инвестиционную
активность в регионе, является наличие в нём специальных экономических зон.
Классификацию СЭЗ (специальная экономическая зона) можно осуществить по
четырём основным критериям[9]:
по характеру деятельности или функциональному назначению;
по степени интегрирования в мировую и национальную экономику;
по отраслевому признаку;
по характеру собственности.
По характеру деятельности и функциональному предназначению можно выделить четыре основных типа: зоны свободной торговли; экспортно- производственные зоны; научно-промышленные парки; оффшорные центры.
В России свободные экономические зоны, к сожалению, пока не выполняют своей основной роли – очагов динамичного экономического роста, дающих импульс для развития других территорий. Россия объявила свободными экономическими зонами 11 регионов общей площадью свыше 1 млн. кв. км, что составило 7% от общей площади РФ и превысило территории 300 СЭЗ, функционирующих во всём мире.
Иностранный капитал не стал катализатором роста даже в тех СЭЗ, регионах и областей России, где его концентрация особенно велика. В настоящее время более активному притоку и эффективному использованию иностранного капитала, а также сдерживанию «бегства» отечественного капитала препятствует ряд факторов, в совокупности формирующих инвестиционный климат в стране.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13