Управление прежде всего является функцией собственности, включающей в
себя общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению
имуществом. Именно собственник по своему усмотрению владее, пользуется и
распоряжается принадлежащим ему имуществом. (см. статью 2 п.1 и статью 4
п.1 Закона Украины «О собственности»). Он вправе совершать в отношении
своего имущества любые действия – использовать его для хозяйственной и
иной, не запрещенной законом деятельности, в т.ч. передавать его
безвозмездно либо за плату во владение и пользование другим лицам (статья 4
п.2). В первую очередь собственник праве использовать принадлежащее ему
имущество для предпринимательской деятельности (см. статью 6 п.1 того же
Закона).
Все это и определяет социально-экономическую суть управления. Это, во- первых.
Во-вторых, каждый собственник, в частности, предприниматель, реализует свои права в отношении имущества не на обитаемом острове, а в сложной системе связей со многими другими субъектами (физическими и юридическими лицами) обладающими аналогичными правами и функциями в отношении своего имущества, своей собственности.
В сфере предпринимательства любой собственник вынужден считаться с
внешним окружением, с другими предпринимателями, банками, торговлей,
государством, заграницей, а также с тем как организовать отношения внутри
предприятия, где заняты люди разных специальностей и профессий,
объединенные в различные структуры самого предприятия – цеха, участки,
линии, службы, отделы и т.д. В той и другой сфере требуется координация,
учет, контроль, а в конечном счете управление, вытекающее из кооперации
труда (производства). Здесь уместно заметить, что если отдельный скрипач
(музыкант) играет сам, то оркестр нуждается в дирижере, т.е. в управлении.
(К.Маркс).
Итак, социально-экономическая природа управления коренится собственности и в кооперации труда.
Есть и другие объяснения управления.
Одно из них состоит в принципе «невидимой руки» (А.Смит), согласно которому поведение человека, как экономического, хозяйствующего субъекта, нуждающегося в многообразных продуктах труда других людей, строится на неосознанном им содействии существенной пользе и преследующем лишь собственную выгоду.
Невидимой рукой направляется к цели, которой совсем не руководствовался; преследуя собственные интересы, он зачастую далее действенно служит интересам общества нежели тогда. Когда сознательно стремится служить им. Этот взгляд, появившейся более 200 лет назад, длительное время разделяли многие экономисты, в том числе некоторые в XX веке, разумеется с отдельными оттенками.
Небезинтересным является и другой, современный взгляд на давление
экономикой, с которым можно познакомиться в книге-учебнике Пола Хейне
«Экономический образ мышления». Существующий в обществе порядок он
объясняет участием каждого человека в общественном сотрудничестве. В
экономической сфере сотрудничество (управление) сводится к следованию
собственным (не «эгоистическим») интересам, посредством денег, которые
подобны «смазочному материалу», крайне важны для механизма естественного
сотрудничества; это сотрудничество достигается процессом непрерывного
взаимного приспособления к изменениям в частной выгоде, возникающим в
результате их взаимодействия». (см.стр.19-26 упомянутой книги). А все
общественные взаимодействия он трактует как рыночные процессы, которые
протекают с свойственным РЭ правилам игры, независимо от того, что
останется «игрой» – бизнес, правительство, наука, семья, дорожное движение,
баскетбол или шахматы , и что все участники игры должны соблюдать эти
правила – правила РЭ.
Механизм общественного сотрудничества и взаимодействия П.Хейне
демонстрирует примером автомобильно-транспортного движения в большом
городе.
Подобный же подход к управлению, основанный на рыночном механизме
смешанной экономики, изложен в самом распространенном на Западе учебнике
«Экономикс» под авторством П. Сальсона и В.Нордхауа.(см. «Экономические
науки», 1990, №№1-12).
Как видим управление производством трактуется неоднозначно.
В широком смысле управления включает:
1. Цели, стратегию управления.
2. Принципы, т.е. правила управления.
3. Функции управления.
4. Методы управления.
5. Культуру управления.
Постановка целей управления позволяет видеть перспективу, подчинять ей действия и решения данного (текущего ближайшего) времени, выявить противоречия и определить способы и формы их разрешения, утверждать и развивать новые социально-экономические отношения – ныне двигаться по пути к РЭ.
В связи с переходом к РЭ обновляется и принципы управления. Например, снят принцип демократического централизма, и утверждается принцип свободы выбора предпринимательства; по-иному реализуются и такие принципы, как режим экономики, стимулирования, ответственность и другие.
Управление предпринимательской деятельностью призвано осуществлять
систему (блок) функций. Важнейшими среди них являются:
1. Планирование.
2. Организация, включающая координацию и стимулирование.
3. Контроль – учет, анализ и т.д.
4. Регулирование, координация.
5. Проектирование и др.
Методы управления, т.е. способы воздействия на управляемый объект,
обычно сводят к 3-м группам:
1-я: организационно-распорядительные, которые построены на
стабилизирующем воздействии, послушании, «делать так» и т.п., на
распорядительном воздействии – приказах, распоряжениях, на дисциплинарном
воздействии;
2-я: экономические методы , построенные на учете экономических интересов
(см. лекцию 4 и др.) ; они в свою очередь делятся на :
а) методы прямого экономического расчета и воздействия – госзаказ,
регулируемые цены и тарифы, санкции (штрафы), тарифные ставки и оклады,
механизмы распределения прибыли (доходы) и т.п.;
б) хозяйственный (коммерческий) расчет – договорные цены, рыночные цены и
тарифы, опирающиеся на возмездную (эквивалентную) базу, качество и т.п.;
3-я: группа методов – методы социально-психологического воздействия
(прежде воспитательные методы).
Вторая и третья группа методов имеет огромный потенциал, который при переходе к РЭ надо всемерно развивать и использовать. Об этом говорит опыт многих стран.
Большое значение имеет культура управления, включающая знания, опыт,
профессионализм, нравственно-этические качества. Культура управления
неотделима от культуры руководителя, состоящей из многих составляющих –
грамотность (говорить, писать), умение реагировать на недостатки других и
свои, выслушать и понять мнение других, интеллигентность ,стиль управления
– авторитарный, демократический и т.д.
В условиях РЭ исключительно важную роль в управлении выполняет информация.
В 50-60-е годы XX века на основе НТР основные страны Запада (США,
Япония, ФРГ, Италия и другие, а вслед за ними Сингапур, Тайвань, Южная
Корея) вступили в информационную эру – преимущественный рост в экономике
сферы услуг, отраслей, связанных с переработкой информации. Само
производство на базе НТП становится гибким, ориентированным на запросы
потребителей, на отдельные сегменты и «нишы» рынка. Повышение его
эффективности происходит в основном за счет экономии прошлого труда,
издержек в реализации и снижении накладных расходов в целом, т.к.
изменилась структура издержек производства. В них доля затрат во многих
фирмах составляет 2-10%. Возросла роль средних и мелких предприятий,
основанных на кооперативной собственности, где работники реально участвуют
в принятии управленческих решений. Произошли перемены в соотношении
численности рабочих, их качественном составе и работников преимущественно
умственного труда. Например, в промышленности США за 1948-1987 гг. доля
инженерно-технического административно-управленческого состава выросла в
общей численности занятых с 16 до 34%, а в фонде зарплаты за 1954-1987 гг.
с 25 до 47%. (см. кн. В.Е.Хруцкого, И.В.Корнеева, Е.А.Автухова «Современный
маркетинг».М., «Финансы и статистика», 1991., Ст.3-6 и др.).
Эти и другие перемены в самом производстве выдвинули информацию на одно из первых мест в управлении, т.к.: а) уменьшается риск принятия решений с дорогостоящими ошибками; б) информация необходима для обоснования решений; в) она подтверждает или опровергает интуитивно построенное решение.
Хорошая достоверная информация позволяет управленцам и маркетологам:
1) получать конкурентное преимущество;
2) снижать финансовый риск;
3) определять отношение потребителей;
4) следить за внешней средой;
5) координировать стратегию;
6) оценивать деятельность фирмы;
7) повышать доверие к рекламе;
8) получать поддержку в решениях;
9) подкреплять интуицию;
10) улучшать эффективность.
(подробнее см. кн. Дж.Р.Эванса, Б.Бермана «Маркетинг» – «Экономика» 1990г.,
с.64-91).
(Об информации и управлении экономикой можно получить представление из
статьи Ю.Лапшина, А.Модина, ж. «Экономические науки» 1992г., №2 с.32-41).
Интересно отметить и то, что в США при наличии самой развитой системы телефонных и компьютерных телекоммуникаций ежедневный объем рекламной и коммерческой информации в 40-60 раз превышает объем всей информации, публикуемой газетами СНГ.
Для создания эквивалентной информационной инфраструктуры на Украине, как считают специалисты, потребуются десятилетия и сотни миллиардов долларов. Радикально изменить ситуацию может широкомасштабное использование принципиально новых информационных технологий типа Украинской электронной компьютерной газеты «Все-всем».
Идея проста: территория Украины практически на 100% покрыта системой трансляции телевидения и, если днем во время перерыва телевидения (когда люди находятся на работе) передавать со скоростью 1 миллион бит в секунду информацию для персональных компьютеров, то ее за 1 час можно передать примерно столько, сколько содержат 600 газетных страниц или 100000 страниц машинописного текста.
Кроме полностью автоматической обработки гигантских объемов информации с помощью электронной газеты можно организовать ряд бирж, информационных и справочных систем.
Уже в 1992г. Киевское ПО «Электронмаш», Смелянский радиоприборный завод и ПО «Киевский радиозавод» должны выпустить 45 тыс. комплектов аппаратуры. Это позволит в краткие сроки объединить в единую информационную систему все крупные и средние административные, хозяйственные и коммерческие структуры Украины и сделать крупный шаг по пути создания информационной структуры современного общества и РЭ. Поэтому возникла идея создания ассоциации, главной задачей которой является установление прямой связи между потребителями и производителями, без создания которой невозможен цивилизованный рынок Украины. (см. «Голос Украины», 1992г., 4 марта, с.14, а также «Правду Украины» , 03.04.1991г.- «Информатика – это наш прорыв»).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11