Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)
p> 1. Сущность, функции и методы управления. Роль информации в управлении.

Управление прежде всего является функцией собственности, включающей в себя общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Именно собственник по своему усмотрению владее, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом. (см. статью 2 п.1 и статью 4 п.1 Закона Украины «О собственности»). Он вправе совершать в отношении своего имущества любые действия – использовать его для хозяйственной и иной, не запрещенной законом деятельности, в т.ч. передавать его безвозмездно либо за плату во владение и пользование другим лицам (статья 4 п.2). В первую очередь собственник праве использовать принадлежащее ему имущество для предпринимательской деятельности (см. статью 6 п.1 того же
Закона).

Все это и определяет социально-экономическую суть управления. Это, во- первых.

Во-вторых, каждый собственник, в частности, предприниматель, реализует свои права в отношении имущества не на обитаемом острове, а в сложной системе связей со многими другими субъектами (физическими и юридическими лицами) обладающими аналогичными правами и функциями в отношении своего имущества, своей собственности.

В сфере предпринимательства любой собственник вынужден считаться с внешним окружением, с другими предпринимателями, банками, торговлей, государством, заграницей, а также с тем как организовать отношения внутри предприятия, где заняты люди разных специальностей и профессий, объединенные в различные структуры самого предприятия – цеха, участки, линии, службы, отделы и т.д. В той и другой сфере требуется координация, учет, контроль, а в конечном счете управление, вытекающее из кооперации труда (производства). Здесь уместно заметить, что если отдельный скрипач
(музыкант) играет сам, то оркестр нуждается в дирижере, т.е. в управлении.
(К.Маркс).

Итак, социально-экономическая природа управления коренится собственности и в кооперации труда.

Есть и другие объяснения управления.

Одно из них состоит в принципе «невидимой руки» (А.Смит), согласно которому поведение человека, как экономического, хозяйствующего субъекта, нуждающегося в многообразных продуктах труда других людей, строится на неосознанном им содействии существенной пользе и преследующем лишь собственную выгоду.

Невидимой рукой направляется к цели, которой совсем не руководствовался; преследуя собственные интересы, он зачастую далее действенно служит интересам общества нежели тогда. Когда сознательно стремится служить им. Этот взгляд, появившейся более 200 лет назад, длительное время разделяли многие экономисты, в том числе некоторые в XX веке, разумеется с отдельными оттенками.

Небезинтересным является и другой, современный взгляд на давление экономикой, с которым можно познакомиться в книге-учебнике Пола Хейне
«Экономический образ мышления». Существующий в обществе порядок он объясняет участием каждого человека в общественном сотрудничестве. В экономической сфере сотрудничество (управление) сводится к следованию собственным (не «эгоистическим») интересам, посредством денег, которые подобны «смазочному материалу», крайне важны для механизма естественного сотрудничества; это сотрудничество достигается процессом непрерывного взаимного приспособления к изменениям в частной выгоде, возникающим в результате их взаимодействия». (см.стр.19-26 упомянутой книги). А все общественные взаимодействия он трактует как рыночные процессы, которые протекают с свойственным РЭ правилам игры, независимо от того, что останется «игрой» – бизнес, правительство, наука, семья, дорожное движение, баскетбол или шахматы , и что все участники игры должны соблюдать эти правила – правила РЭ.
Механизм общественного сотрудничества и взаимодействия П.Хейне демонстрирует примером автомобильно-транспортного движения в большом городе.

Подобный же подход к управлению, основанный на рыночном механизме смешанной экономики, изложен в самом распространенном на Западе учебнике
«Экономикс» под авторством П. Сальсона и В.Нордхауа.(см. «Экономические науки», 1990, №№1-12).

Как видим управление производством трактуется неоднозначно.

В широком смысле управления включает:
1. Цели, стратегию управления.
2. Принципы, т.е. правила управления.
3. Функции управления.
4. Методы управления.
5. Культуру управления.

Постановка целей управления позволяет видеть перспективу, подчинять ей действия и решения данного (текущего ближайшего) времени, выявить противоречия и определить способы и формы их разрешения, утверждать и развивать новые социально-экономические отношения – ныне двигаться по пути к РЭ.

В связи с переходом к РЭ обновляется и принципы управления. Например, снят принцип демократического централизма, и утверждается принцип свободы выбора предпринимательства; по-иному реализуются и такие принципы, как режим экономики, стимулирования, ответственность и другие.

Управление предпринимательской деятельностью призвано осуществлять систему (блок) функций. Важнейшими среди них являются:
1. Планирование.
2. Организация, включающая координацию и стимулирование.
3. Контроль – учет, анализ и т.д.
4. Регулирование, координация.
5. Проектирование и др.

Методы управления, т.е. способы воздействия на управляемый объект, обычно сводят к 3-м группам:
1-я: организационно-распорядительные, которые построены на стабилизирующем воздействии, послушании, «делать так» и т.п., на распорядительном воздействии – приказах, распоряжениях, на дисциплинарном воздействии;
2-я: экономические методы , построенные на учете экономических интересов
(см. лекцию 4 и др.) ; они в свою очередь делятся на : а) методы прямого экономического расчета и воздействия – госзаказ, регулируемые цены и тарифы, санкции (штрафы), тарифные ставки и оклады, механизмы распределения прибыли (доходы) и т.п.; б) хозяйственный (коммерческий) расчет – договорные цены, рыночные цены и тарифы, опирающиеся на возмездную (эквивалентную) базу, качество и т.п.;
3-я: группа методов – методы социально-психологического воздействия
(прежде воспитательные методы).

Вторая и третья группа методов имеет огромный потенциал, который при переходе к РЭ надо всемерно развивать и использовать. Об этом говорит опыт многих стран.

Большое значение имеет культура управления, включающая знания, опыт, профессионализм, нравственно-этические качества. Культура управления неотделима от культуры руководителя, состоящей из многих составляющих – грамотность (говорить, писать), умение реагировать на недостатки других и свои, выслушать и понять мнение других, интеллигентность ,стиль управления
– авторитарный, демократический и т.д.

В условиях РЭ исключительно важную роль в управлении выполняет информация.

В 50-60-е годы XX века на основе НТР основные страны Запада (США,
Япония, ФРГ, Италия и другие, а вслед за ними Сингапур, Тайвань, Южная
Корея) вступили в информационную эру – преимущественный рост в экономике сферы услуг, отраслей, связанных с переработкой информации. Само производство на базе НТП становится гибким, ориентированным на запросы потребителей, на отдельные сегменты и «нишы» рынка. Повышение его эффективности происходит в основном за счет экономии прошлого труда, издержек в реализации и снижении накладных расходов в целом, т.к. изменилась структура издержек производства. В них доля затрат во многих фирмах составляет 2-10%. Возросла роль средних и мелких предприятий, основанных на кооперативной собственности, где работники реально участвуют в принятии управленческих решений. Произошли перемены в соотношении численности рабочих, их качественном составе и работников преимущественно умственного труда. Например, в промышленности США за 1948-1987 гг. доля инженерно-технического административно-управленческого состава выросла в общей численности занятых с 16 до 34%, а в фонде зарплаты за 1954-1987 гг. с 25 до 47%. (см. кн. В.Е.Хруцкого, И.В.Корнеева, Е.А.Автухова «Современный маркетинг».М., «Финансы и статистика», 1991., Ст.3-6 и др.).

Эти и другие перемены в самом производстве выдвинули информацию на одно из первых мест в управлении, т.к.: а) уменьшается риск принятия решений с дорогостоящими ошибками; б) информация необходима для обоснования решений; в) она подтверждает или опровергает интуитивно построенное решение.

Хорошая достоверная информация позволяет управленцам и маркетологам:

1) получать конкурентное преимущество;

2) снижать финансовый риск;

3) определять отношение потребителей;

4) следить за внешней средой;

5) координировать стратегию;

6) оценивать деятельность фирмы;

7) повышать доверие к рекламе;

8) получать поддержку в решениях;

9) подкреплять интуицию;

10) улучшать эффективность.
(подробнее см. кн. Дж.Р.Эванса, Б.Бермана «Маркетинг» – «Экономика» 1990г., с.64-91).
(Об информации и управлении экономикой можно получить представление из статьи Ю.Лапшина, А.Модина, ж. «Экономические науки» 1992г., №2 с.32-41).

Интересно отметить и то, что в США при наличии самой развитой системы телефонных и компьютерных телекоммуникаций ежедневный объем рекламной и коммерческой информации в 40-60 раз превышает объем всей информации, публикуемой газетами СНГ.

Для создания эквивалентной информационной инфраструктуры на Украине, как считают специалисты, потребуются десятилетия и сотни миллиардов долларов. Радикально изменить ситуацию может широкомасштабное использование принципиально новых информационных технологий типа Украинской электронной компьютерной газеты «Все-всем».

Идея проста: территория Украины практически на 100% покрыта системой трансляции телевидения и, если днем во время перерыва телевидения (когда люди находятся на работе) передавать со скоростью 1 миллион бит в секунду информацию для персональных компьютеров, то ее за 1 час можно передать примерно столько, сколько содержат 600 газетных страниц или 100000 страниц машинописного текста.

Кроме полностью автоматической обработки гигантских объемов информации с помощью электронной газеты можно организовать ряд бирж, информационных и справочных систем.

Уже в 1992г. Киевское ПО «Электронмаш», Смелянский радиоприборный завод и ПО «Киевский радиозавод» должны выпустить 45 тыс. комплектов аппаратуры. Это позволит в краткие сроки объединить в единую информационную систему все крупные и средние административные, хозяйственные и коммерческие структуры Украины и сделать крупный шаг по пути создания информационной структуры современного общества и РЭ. Поэтому возникла идея создания ассоциации, главной задачей которой является установление прямой связи между потребителями и производителями, без создания которой невозможен цивилизованный рынок Украины. (см. «Голос Украины», 1992г., 4 марта, с.14, а также «Правду Украины» , 03.04.1991г.- «Информатика – это наш прорыв»).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать