- постоянные издержки, не зависящие от величины производства, существуют при нулевом его объеме – стоимость оборудования, налоги, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, зарплата управленческого персонала, проценты по займам, расходы на обслуживание оборудования при нулевом объеме производства и т.п.;
- переменные издержки, т.е. зависящие от количества производимой продукции: затраты на сырье, материалы, зарплату рабочих и т.д.;
- валовые издержки - сумма постоянных и переменных издержек на данное количество произведенной продукции.
А для изменения издержек на производство единицы товара используются: а) средние издержки – частное отделения валовых издержек на количество произведенных товаров; б) средние постоянные издержки отчисляются делением постоянных издержек на количество изготовленной продукции; в) средние переменные издержки – величина, получаемая делением переменных издержек на количество произведенной продукции.
- предельные издержки – дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по отношению к данному объему ее выпуска: рассчитываются вычитанием соседних значений валовых издержек
- альтернативные издержки, возникающие при выборе между теми или иными решениями (экономическими).
Например: а) тратить деньги на расширение производства или на личное
потребление: б) на нерегулируемом рынке товаров альтернативные издержки будут равны
установившейся на данный момент рыночной цене: если существует несколько
разных цен (обычно близких между собой), то эти издержки продажи товара
будут равны наибольшей из всех оставшихся (кроме наивысшей) предложенных
цен; в) вне рыночных отношений альтернативные издержки применяются и в
явлениях общественной жизни. Например, П.Самуэльсон и В.Нордхаус предлагают
воспользоваться концепцией альтернативных издержек при решении вопроса по
увеличению (сокращению) военного бюджета.
Они будут равны не той сумме, на которую увеличится военный бюджет.
(затраты на за зарплату военнослужащим, их обслуживание, вооружение и
т.д.), а стоимостной оценке общего количества гражданского назначения,
которое может быть произведено в стране из-за сокращения материальных и
трудовых ресурсов общества, вызванного увеличением армии.
ТЕМА 3. Цены и их роль в развитии предпринимательства.
П Л А Н.
Введение.
1. Ценообразование при административно-командной системе и его последствия.
2. Основное содержание реформы ценообразования при переходе к рыночной экономике (р.э.).
3. Рыночные механизмы ценообразования.
Заключение.
Введение.
Система ценообразования и политика цен всегда привлекали повышенный интерес как производителей, так и потребителей – всех участников экономической жизни. Ныне, когда происходят коренные перемены, этот интерес еще более возрос.
Бытует мнение, что на Западе свободные рыночные цены и потому там
экономика здоровья, и, если мы тоже перейдем к таким (свободным) ценам, то
экономика оздоровится, выйдет из кризиса. Это зыбкое и ошибочное мнение,
ибо, во-первых, свободные цены имеются и в десятках стран Африки, Азии и
Лат.Америки, которые весьма далеки от процветания, а, во-2-х, такое
(свободное) ценообразование в развитых странах никак нельзя отнести к
разряду цен свободной конкуренции, т.к.в них цены-объект постоянного
внимания и регулирования со стороны государства. Государство не может
устраниться от вопроса о ценах, которые были, есть и будут предметом борьбы
в парламентах, объектом дискуссий внутри любой страны и на международной
арене. (О государственном воздействии на цены в странах Запада см.журнал
«Экономические науки», 1991, №10, с.77, с.40).
Короче говоря, всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Буржуазное государство на протяжении всей истории (XIX-XXвв) влияло и влияет на цены многими методами –тарифы на ж.дорогах, почте, телеграфе, таможенная политика, госцены на акцизные товары, продажа продовольствия из госрезервов в неурожайные годы, законы о ценах, в т.ч. законы о замораживании цен.
Каким же было ценообразование в условиях централизованного
планирования экономики, или в условиях административно-командной системы?
Что делается сейчас в этой области? К какому ценовому механизму мы
стремимся?
I. Ценообразование при административно-командной системе и его последствия.
В условиях акс (адм.-командной системы, сложившейся в 30-е годы) цены
устанавливались планово-централизованно на уровне затрат, либо
компенсировались дотациями из бюджета, если не возмещались плановой ценой.
Такой порядок ценообразования осуществлял Госкомцен на основную массу
товаров и услуг (более 50-60%), промышленности, где применялись оптовые
цены с налогом с оборота ( на ПНП) и без него, закупочные цены на с/х
продукцию, сметные цены в строительстве и тарифы на транспорте и при оплате
услуг – связи, почты, бытовых, коммунальных и др.
В 1967 и 1982 гг. проводились реформы оптовых цен; причем это делалось
с опозданием. Розничные же цены по идеологическим соображениям
поддерживались примерно на одном уровне. Для этого использовалась дотация:
в 1965г. она составляла 3,5 млрд.руб. а в конце 80-х годов 115 млрд.руб. К
началу 90-х годов эти (розничные)цены при введении новых оптовых цен ( о
чем был Указ Президента) по ТНП затраты превышали цены примерно на 30%
(кроме цен на водку и вино), а по продтоварам – на 65%.
Какие последствия такой политики цен, существовавшей при акс?
Последствия ее таковы:
1-е: отрыв страны от внешнего мира в области цен, а именно уровень наших
цен оказался примерно в 2 раза ниже от мировых цен на продукцию тех
отраслей, в которых наше отставание в технике и технологии проявлялась не
очень заметно- в производстве нефти и газа, угля, лесоматериалов, алюминия,
меди, железной руды. А в отраслях, где мы отставали сильно – электроника,
радиотехника, приборостроение, хим.производство и т.д. – даже при низкой
зарплате ( а она часть себестоимости, издержек) не укладывались в мировые
цены, т.е. наши внутренние цены значительно выше мировых. Это превышение
(до январского 1992г. повышения цен) составляло: по зерну и хлопку более 3
раз, шерсти – почти 5 раз.
2-е: рост производства ненужной (либо малонужной) продукции во многих отраслях , которая распределялась и худо-бедно использовалась или оседала в сверхнормативных запасах, достигших ( в 1987,1988гг) огромных размеров – примерно 500-520 млрд.рублей.
3-е: сложилась деформированная ценовая психология людей, а именно : хорошие цены это только твердые (стабильные) госцены, другие же цены, в т.ч. рыночные, договорные, кооперативные – это грабеж, спекуляция.
Большинство людей из-за недостаточной экономической культуры (см.тему
Iкурса) не представляют и поныне, что средства для дотации (свыше 100
млрд.руб.) государство перекачивало в виде налога с оборотов (строго
фиксированная часть плановой цены на предметы народного потребления –
продукцию группы «Б») в госбюджет примерно на такую же величину (т.е. свыше
100 млрд.руб). Но нас, покупателей до последнего времени не смущали или
мало смущали такие факты:а) почему 40-копеечные колготы стоят 405 рублей;
б) автомобиль с себестоимостью в 3 тыс.руб. за 10 тыс.руб.; в) 20-рублевые
импортные сапоги реализовались за 150-200 руб.; г) почему ежегодно
выбрасывалось на помойку 5 млн. тонн хлеба.
Массовым проявлением искаженной ценовой психологии является и то, что мы привыкли воспринимать денежные доходы (зарплату,пенсии, степендии и т.д.) за реальные, тогда как реальный уровень жизни определяется тем, что мы производим и потребляем. (Привести конкретные примеры:а) требование повышения зарплаты; б) забастовки;в) лозунг профсоюзов: «Рыночным ценам - повышенную зарплату» и др).
4-е : последствие, интегрирующее все или почти все последствия политики цен акс, состоит в том, что цены и ценообразование стали сдерживать и тормозить развитие экономики (производства) производительные силы ( и в первую очередь рабочей силы общества), темпы НТП, в целом социально-экономический прогресс, - страна, ее предприятия оказались на рельсах затратного механизма хозяйствования. К этому «привыкли», адаптировались многие люди, коллективы предприятий и отрасли.
Так, прежняя практика установления цен стала тормозом в развитии общества, его производительных сил и вследствие этого стал падать уровень жизни, На повестку дня стал вопрос о радикальной и комплексной реформе цен и самого ценообразования. Она стала настоящей необходимостью в связи с переходом к рыночной экономике ибо ее ядром является иной порядок образования цен.
Как мы подходили и подходим к этому важнейшему для всех нас вопросу.
4. Основное содержание реформы ценообразования
При переходе к рыночной экономике.
Необходимость реформы ценообразования назрела уже давно. Впервые о ней
сравнительно масштабно было заявлено в 1985-1987гг. Но намечавшиеся тогда
перемены не затрагивали основ акс. Они разрабатывались в кабинетах бывших
министерств и ведомств. (см. сборник документов 1987г. «О коренной
перестройке управления экономикой»,с.150-164). Затем ( в 1991г.) были меры,
сопряженные с бывшим Премьер министром В.С. Павловым. Но и они не только не
задержали падения производства, а усугубили экономический кризис. Основная
причина таже, что и прежде – перемены, намеченные для обслуживания акс.
Хотя, с другой стороны, отметим, что в целом намечался шаг вперед, в
сторону постепенного движения к рыночному ценообразованию: была обозначена
2-секторная модель экономики (гос-сектор и свободный, рыночный сектор) и
три типа цен и тарифов:
а) твердые, стабильные; б) договорные (регулируемые); в) свободные и
коммерческие – рыночные.
Первый вид цен (стабильные) охватывал товары, образующие основу прожиточного минимума, выпускаемые по госзаказу и был равен 20-30% производимой продукции.
Второй (договорные цены) вид цен был отнесен к значительной части продукции металлургии , хим.промышленности, машиностроения, стройматериалам, бумаги, картону и т.п. с охватом примерно 40% ее объема.
Остальная масса товаров, производимых не в госсекторе, начала реализоваться по свободным, коммерческим, рыночным ценам ( О / 3-х видах тарифов на транспорте см. приложение к настоящей теме).
В конце 1991г. и начале 1992г. реформа ценообразования вступила в
качественно новый этап на пути перехода в р.э – правительствами РСФРС (РФ)
и Украины приняты соответствующие постановления определяющие: во-первых, введение со 02.01.92г. двух видов цен и тарифов:
а) свободных цен, определяемых предприятиями, исходя из спроса и
предложения; б) регулируемых государством; во-вторых, предельные размеры повышения госцен и тарифов на конкретные
виды продукции производственно-технического назначения ( в т.ч. на уголь- в
среднем в 20 раз, нефть, нефте-газ, газовый конденсат – в 8 раз, газ
природный отбензиненный сухой – в 6, газ сжиженный – 8,5, электроэнергию –
в среднем в 9 раз, в т.ч. для с/х потребителей 12 коп. за 1 квт/час,
промтеплоэнергия – 8 раз; на транспортные услуги – перевозки грузов в 5 раз
(речном – в 4,5 раза кроме загранплавания и тоже в 4,5 раза по основным
услугам связи), нефтепродукты – в 30-40, газопродукты – 45.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11