Деятельность предприятий в условиях перехода к рыночной экономике (конспект лекций)
p> Выяснив содержание прибыли и ее нормы (рентабельности), отметим, что переход к РЭ сопровождается крупными изменениями в распределении и использовании прибыли.

Раньше до 1990г. дело напрямую регулировать сверху посредством нормативов распределения прибыли, которые определяли Минфин, отраслевые министерства и ведомства ( в т.ч. МПС) на основе т.н. двух моделей хозрасчета ( по первой из них общая прибыль распределялась нормативно: а) платежи в бюджет; б) отчисления вышестоящему органу; в) процент за кредит; г) а остальная прибыль поступала в ФЭС: ФРП,НиТ, ФСР, ФМП), а по второй модели хозрасчета, построенной на распределении валового дохода, из которого за вычетом обязательных платежей (см. а),б),в) в первой модели) образовывала хозрасчетный доход (Х/Д), служивший источником средств ФРП, Н и Т и фонда социального развития, после вычетого которых из Х/Д, создавался
ФОТ (см.подробнее кн.: Полиэкономия. Учебник для вузов, главу 21, 3, в т.ч. схемы на стр. 571. М., 1988г.).

Теперь же, согласно Закона Украины «О предприятиях» (см. пп1,2,3 статьи 18), суть дела сводится к следующему:
Во-первых, порядок использования прибыли (дохода) определяет владелец
(владельцы) предприятия, либо уполномоченный им орган согласно уставу; во- вторых, госвлияние на выбор направлений и объемов использования прибыли
(дохода) осуществляется через налоги, налоговые льготы, экономические санкции в соответствии с законодательством Украины; в-третьих, часть прибыли может передаваться в собственность членов или трудового коллектива предприятия согласно его устава, что производит совет или собрание
(конференция) трудового коллектива. (Подробнее см.статью 20 Концепции перехода Украины к РЭ, Законы Украины о налогах на доходы юридических лиц и доходы граждан, а также статью 15 Закона «О предпринимательстве»).

Для студентов факультетов и специальностей строительного профиля (МТ,С и ПГС) рекомендуется использовать материалы передовицы ж. «Транспортное строительство», 1991, №2 (С.1-4), в которой подробно изложены вопросы методики расчета прибыли, налоги на нее и распределения прибыли.
(См.приложение 1). Для студентов всех факультетов и специальностей рекомендуется изучение материала Закона Украины «О налогообложении доходов предприятий и организаций».- «Правда Украины; 19.03.1992г.

3. Конкуренция между предприятиями. Проблемы выживания и банкротства предприятий в условиях РЭ.

Если прибыль – это движущий мотив и главный стимулятор РЭ, то конкуренция (от лат.конкурро – сталкиваться) может быть сравнина с мотором, движущим РЭ, ибо она представляет собой соперничество между участниками рыночного хоз-ва за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Это столкновение порождается объективно, полной хоз-ой обособленностью производителей, полной их зависимостью от конъюктуры рынка, противостоянием всем другим товаровладельцам в борьбе за покупателя. Рыночная борьба и экономическое процветание – законы товарного хозяйства.

В соответствии с этим экономическим законом: «Государство, - записано в Законе Украины «О предпринимательстве» (статья 15), - законодательство обеспечивает свободу конкуренции между предпринимателями, защищает потребителей от проявления недобросовестной конкуренции и монополизма в любых сферах предпринимательской деятельности».

В рыночной экономике конкуренция ведется:
1) между индивидуальным производителем товаров, схожая на конкуренцию в простом (мелком) товарном хозяйстве;
2) между крупными товаропроизводителями (государственными, коллективными предприятиями, акционерными обществами) за большую прибыль;

3) между всеми выше перечисленными группами предприятий;

4) между региональными экономическими образованиями;

5) между предприятиями разных стран и иностранным капиталом.

Кроме названных типов и видов конкуренцию различают также в виде:

а) конкуренции среди продавцов: все они хотят продать товары подороже, но побеждает тот, кто сбывает товары дешевле, дабы стимулировать спрос и продавать больше; для этого иногда применяется демлинг-продажа товаров по низким («бросовым») ценам;

б) конкуренции среди покупателей , стремящихся приобрести товары по меньшей цене. В ней побеждает тот, кто купил по более высокой по сравнению с рыночной цене;

в) конкуренция между продавцами и покупателями, стоящих на противоположных позициях по отношению к уровню цен. В ней верх берет та сторона, которая наиболее сплочена и потому может навязать сопернику свою цену.

В итоге конкурентной борьбы в каждый данный момент на рынке формируется общая (равная) цена на однородные товары, обладающие одинаковым качеством. Конкуренция, следовательно, это сила, уравновешивающая рыночные цены.

Свободная конкуренция, осуществляемая посредством «сбивания» цен,»предписывает» всем товаропроизводителям единую линию хоз-го поведения, общие правила игры, т.е. требования общественно нормального хозяйствования, вытекающие из экономических законов.

Лавры успеха рыночное соперничество дает тому, кто сохраняет и расширяет производство, совершенствует технику и технологию, эффективнее использует экономические методы борьбы с соперниками: снижает стоимость товаров, повышает их качество, расширяет ассортимент, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей – одним словом, двигает экономический и научно-технический прогресс.

Но конкуренция имеет и другую сторону. Она не снимает ни на сутки с повестки дня и такие вопросы как выживание предприятий и банкротство. Это в первую очередь относится к мелким предприятиям, мелким собственникам, которые не могут выдержать конкуренцию с крупными предприятиями.

Например, с начала 80-х годов в США прекратили существование общего числа ферм), но производящих менее 1/10 сельхозпродукции. Причем, многие из них убыточны.

На грани банкротства ныне у нас многие промышленные, сельскохозяйственные предприятия и строительные организации ( в 1989г. их доля (% к общему числу предприятий) составляла соответственно: 7, 4 и :, а сумма убытков – 1988, 311, 479 млн. рублей (см. «Экономические науки»,
1991, №10, С.112). Убыточным является ж.д. транспорт, в т.ч. 6 жел. дорог
Украины – в основном из-за низких тарифов, не возмещающих собственно транспортные издержки и возросшие цены, по которым покупают железнодорожники подвижной состав, материалы и оплачивают энергию.

Короче говоря, конкуренция как один из законов РЭ беспощадна к отстающим, неинициативным субъектам, предприятиям. Поэтому вполне обоснованным является YII-й раздел Закона Украины “О предприятиях” с названием “Ликвидация и реорганизация предприятия”. (см.пп 1-3 статьи 34).
Там говорится , что предприятие ликвидируется, в частности в случае банкротства. Определена процедура решения судьбы таковых предприятий. Более подробно см.Закон «О банкротстве» – «Правда Украины» за 09.06.1992г.

4. Изучение конъюктуры рынка.

Любой производитель, действующий в условиях РЭ, должен уметь анализировать и оценивать возможности своего предприятия, слабые и сильные стороны в производстве и реализации товаров, т.е. изучать рыночные возможности (конъюктуру); использовать для этого маркетинговые методы. Для этого необходимо:

1. Изучение (анализ) рыночных возможностей с целью выработки следующих стратегий (одной из них):

- глубокое внедрение в рынок;

- расширение границ рынка;

- совершенствование товара;

- диверсификация – концентрическая, горизонтальная, конгломератная.
2. Использовать различные методы анализа рынка, к наиболее важным среди которых относятся:

- изучение спроса и покупательского поведения потребителей;

- сегментирование рынка;

- отбор целевых сегментов;

- позицирование товара на рынке.

После позицирования товара на рынке специалист по маркетингу разрабатывает мероприятия, способные в совокупности оказать желаемое воздействие на спрос потребителей данного товара или:

3. Разработать комплекс (программу) маркетинга, связанный :

1. С производством товара надлежащего качества, дизайном и упаковкой, предложением дополнительных услуг в виде гарантии, оперативного ремонта, установки по желанию покупателя и т.д.;

2. С установлением цены и возможностью продажи товара со скидкой, в кредит и т.п.;

3. С обеспечением доступности товара для целевых потребителей путем организации каналов распространения товара;

4. С разработкой средств стимулирования продаж.

Более подробный материал по 4-му вопросу находится в ряде источников, в т.ч.: а) в кн. Г.И. Фельдмана. Введение в рынок. Учебное пособие. Часть I, гл.8.М.,1991, ВЗИИТ; б) в кн.под ред.В.Е.Хруцкого. Современный маркетинг. М.,»Финансы и статистика», 1991. Главы 2-5. в) Публикации ряда статей в ж.»Экономические науки»,1991, №№2
(статья В.Севрук. Маркетинг в совместных предприятиях), №3 (ст.Ю.Рубина.
Обыкновенный маркетинг. (трактовка Ф.Котлера и что из нее следует)); №7
(ст.А.Бравермана, Л.Клочкова. Опыт одного маркетингового исследования).

Заключение.

В нем преподаватель кратко воспроизводит основные идеи темы, обращается к студентам с предложением выдать возникшие вопросы, ориентирует студентов на очередное занятие, в т.ч. по вопросам данной темы, план по которой находится в читальных залах библиотеки.

Приложение I к теме 2

Распределение прибыли

(в % к общей величине) в организациях транспортного строительства.


|Платежи в бюджет |В условиях|В условиях |
| | |действия Закона |
| |до 1991г. |о налогах |
|Платежи в бюджет |49,1 |35,0 |
|Плата за банковский кредит по % |4,1 |х |
|Отчисления в централизованный фонд отрасли |11,6 |х |
|Дотации из централизованного фонда отрасли |12,6 |х |
|Прибыль, оставляемая в распоряжении |47,4 |65,0 |
|организаций | | |

Источник: ж. “Транспортное строительство”, 1991, №2, С.4 (Страницы 1-4

Рекомендуется студентам МТ, С и ПГС изучить внимательно).

Приложение 2

При подготовке к лекциям и семинарам преподаватель и студенты используют на занятиях кроме названных материалы следующих Законов Украины:

О налоге на добавленную стоимость – «Голос Украины», 1992, 23 января;

Об акцизном сборе – «Голос Украины», 1992, 23 января;

Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции
В предпринимательской деятельности. – «Правда Украины», 1992, 7 мая;

О плате за землю. – «Голос Украины», 1992, 23 июля.

Приложение 3

В объяснении издержек существует два подхода - марксистский, включающий издержки производства и издержки обращения – на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Издержки обращения, свою очередь, состоят: а) из дополнительных, близких к издержкам производства
(упаковка, транспортировка, хранение) и б) чистых издержек обращения
(торговля, маркетинг, реклама и т.п.). К.Маркс абстрагировался от колебания цен вокруг стоимости, предполагал их совпадение в длительном периоде времени, и не рассматривал изменение издержек под влиянием количества производимых товаров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать