Украины № 376); в-третьих, в необходимых случаях дотацию из бюджета на группу социально значимых товаров – хлеб, растительное масло, сахар, крупы, кефир, творог, маргарин, животный жир, молоко, макароны ) за исключением группы
«экстра»), дет.питание на молочной и злаковой основе, реализуемое населению топливо, лекарства, изделия мед.назначения, услуги транспорта, на которые пременяются госрегулируемые цены и тарифы; в-четвертых, право Минэкономики Украины вводить госрегулируемые цены на продукцию предприятий-монополистов и устанавливать при необходимости предельные уровни рентабельности (отношение прибыли к себестоимости) продукции, работ и услуг, реализуемых по договорным ценам; в-пятых, для обеспечения хозрасчетных условий предприятиям отраслей, имеющим значительную разницу в расходах на производство (себестоимость) и в инвестициях (капвложениях) по независящим от них деятельности причинам
(например, разные горногеологические, природно-климатические и другие условия) министерствами и ведомствам совместно с Минфином разрешено образовывать фонды финансового регулирования (без изменения расчетов с бюджетом) и утверждать ставки отчислений в эти фонды за счет прибыли или включения в расходы (себестоимость) на производство; в необходимых случаях может вводится механизм расчетных цен;
Эти и другие меры, продвигающие Украину к р.э., сопровождаются еще
тремя весьма важными процессами. Первый из них состоит в постепенном
создании национальных денег, переходным шагом к которым является купоны,
призванные оградить внутренний рынок от рублевой экскалации извне. Второй
- сводится к реагированию на повышение цен рядом мер по социальной защите
различных групп населения: отрабатывается механизм индексации доходов,
пересмотрена зарплата, степени, намечаются меры по натурализации доходов
наиболее социально незащищенных граждан. Третий процесс – это
разгосударствление и приватизация предприятий, законодательное оформление
которых увы, явно запаздывает по отношению к переменам в области
ценообразования. И здесь вполне прав Президент Украины Л.Кравчук, сделавший
основной упор в своем выступлении на 5-й сессии Верховного Совета на
разработку пакета законов по экономической реформе и обновлению тех
законов, которые были приняты ранее, но уже во многих устарели. Например,
Законы о предприятиях, о налоге на добавленную стоимость, о
предпринимательстве и другие, а также ряд нормативных актов Кабинета
Министров. (см.»Голос Украины», 30.01.92г.,с.2-3,6-7).
В итоге мы имеем подвижки к рыночному ценообразованию.
Каков механизм такого (рыночного) ценообразования.
5. Рыночные механизмы ценообразования.
Для понимания механизмов рыночного ценообразования рассмотрим прежде всего спрос и предложение.
Спрос – это форма выражения потребности, представленной на рынке и обеспеченной деньгами. Спрос выступает в виде платежеспособной потребности, т.е. потребности покупателя, располагающего деньгами для приобретения товаров или услуг. Рынок не признает потребности, не обеспеченной платежеспособностью покупателя.
Предложение – это совокупность товаров (услуг), находящихся на рынке, ил которые могут быть произведены и представлены к продаже по удовлетворяющим товаропроизводителя ценам.
В каждый данный отрезок времени существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него – в этом проявляется действие экономического закона спроса: если цены на товары растут, то спрос уменьшается, а если производство предлагает к продаже больше товаров, то возросшее их количество может быть продано по более низким ценам. Следовательно, между рыночной ценой товара и тем его количеством на которое предъявляется покупательский спрос, всегда существует определенное соотношение. Эту взаимосвязь можно выразить условным числовым примером и изобразить в виде графика кривой спроса.
ТАБЛИЦА 1.
Соотношение цены и количества реализуемых на рынке товаров.
|Продаваемые товары |Цена за единицу товара |Спрос, т.е. продажа |
| |в денежном выражении |товара |
|А |50 |10 |
|Б |40 |20 |
|В |30 |30 |
|Г |20 |40 |
|Д |10 |50 |
Это соотношение показывает динамику спроса, изменение количества продаж в зависимости от уровня цены в течении единицы времени.
Соответственно данным таблицы 1 на графике можно нанести точки, соединив которые получим кривую спроса.
(График 1)
Кривая спроса: а) отражает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара; б) характеризует важную закономерность – постепенное убывание спроса: при повышении цены товара и неизменных
прочих условиях, спрос на него будет снижаться; в) сокращаться будет и количество продаж этого товара; г) расширение рынка данного товара, т.е. увеличение его количества в продаже – вызовет снижения цены, т.к. в ином случае он не будет реализован.
На спрос влияют такие факторы:
1) уровень доходов в обществе;
2) размеры рынка данного товара, его количества в продаже;
3) наличие взаимосвязанных (взаимозависимых) товаров, т.е. товаров- субститутов;
4) субъективные вкусы покупателей, их психология покупок.
В механизме рыночного равновесия не менее важное значение имеет и предложение. Представим его таблицей и кривой.
ТАБЛИЦА 2.
Соотношение цены и количества поставляемых на рынок и предлагаемых к продаже товаров в течение фиксированной единицы времени.
|Разновидности товаров |Цена за единицу товара |Предложение |
| |в денежном выражении |товаров |
|А |50 |95 |
|Б |40 |70 |
|В |30 |50 |
|Г |20 |25 |
|Д |10 |0 |
На основе данных таблицы 2 построим график 2.
(График 2)
Условный числовой пример и соответствующая кривая показывает закономерную взаимосвязь между рыночными ценами и количеством товара, производимого и предлагаемого к продаже. Подчеркнем, что в рыночной экономике только уровень цен служит стимулом, сигналом и «командой» к росту или снижению объемов производства товара или услуги. А мотивацией экономической деятельности является прибыль, доход, которые являются наиболее точными критериями целесообразности производства и соответствия его спросу.
Главным фактором, влияющим на предложение, служит издержки производства.
Другие же производимые от него факторы, способные сдвинуть кривую
предложения, т.е. динамику предложения, таковы:
1) НТП, способный снизить издержки производства и изменить предложение;
2) Степень монополизации рынка, проявляющаяся в изменении цен при любом производстве;
3) Движение цен на другие товары, в т.ч. взаимозаменяемые.
Как же устанавливается рыночная цена?
Равновесие рыночных цен устанавливается при таких ценах и количествах товаров, при которых:
- когда количество, которое хотят купить покупатели, соответствует количеству, которое хотят продать;
- при отсутствии тенденций изменения цен и количества товаров.
Ценой равновесия, при этом, считается цена такого уровня, при котором предложение соответствует спросу.
ТАБЛИЦА 3.
Соотношение спроса и предложения.
|Разновидности |Возможные цены за|Спрос, т.е. |Предложение |Движение цен |
|товаров |единицу товара |количество |товара | |
| | |продаж | | |
|А |50 |10 |95 |вниз |
|Б |40 |30 |70 |вниз |
|В |30 |50 |50 |равновесие |
|Г |20 |75 |25 |вверх |
|Д |10 |90 |0 |вверх |
При цене в 50 единиц спрос и предложение совпадают. Понижение цены вызовет превышение спроса над предложением, а рост цен приведет к превышению предложения над спросом.
На основе данных таблицы 3 построим график 3.
(График 3)
На конкурентном рынке цена равновесия находится в точке пересечения
кривых спроса и предложения. Причем, в реальной действительности (жизни)
равновесие постоянно меняется под влиянием как спроса, так и предложения.
(Лишь на графике оно стоит на месте).
За пределами равновесной точки при высоких ценах образуется избыток
предложения, и, наоборот, при низких ценах недостаток предложения. Движение
цены – это ее колебание в зависимости от соотношения спроса и предложения
товаров. Оно дает первые представления о конкуренции производителей и
предлагаемой ими продукции. Таков в общем виде механизм установления
равновесия цены на конкурентном рынке одноименных товаров. Подобные
колебания происходят в отношении любого из огромного количества товаров.
Именно поэтому считается, что существуют рынки каждого отдельного товара:
рынок пшеницы, рынок автомобилей, рынок компьютеров, зерновой рынок, рынок
тепловозов, вагонов, рельс, шпал, стройматериалов и т.п.
Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов и по-разному реагируют на них. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризуется их эластичностью. 9о ней коротко говорилось ранее).
Эластичность спроса – понятие, характеризующие степень раекции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены. Качественно эластичность описывается одной из 3-х категорий: а) эластичный спрос или эластичность большой единицы, когда процентное снижение цены вызывает такое процентное увеличение количества продаж товара, что выручка (произведение цены на количество) возрастает; б) единичная эластичность спроса (численно равная единице) имеет место тогда, когда процентное снижение цены в точности компенсируется соответствующим процентным ростом количества продаж товара, так что общая выручка остается неизменной; в) эластичность спроса меньше единицы, но не меньше нуля, - когда снижение цены вызывает незначительный рост продаж, что общая выручка снижается; это называется еще неэластичным спросом.
В любом случае главным показателем степени эластичности спроса будет объем и движение дохода, выручки от реализации товаров. Она (степень эластичности спроса) исчисляется просто – произведением цены единицы товара на его реализованное (проданное) количество.
Эластичность предложения – понятие, характеризующее относительные изменения между ценой и предлагаемых к реализации товаров.
Коэффициент эластичности представляется такой формулой:
Процентное изменение количества товаров
Э = процентное изменение цены товаров
В теории рыночного равновесия важное значение придают элементу времени
(А.Маршалл). Поэтому различают: а) мгновенное равновесие, когда предложение
неизменно; б) краткосрочное равновесие, когда предложение растет; в)
длительное равновесие «нормальной цены» когда предприятие заменяют и
увеличивают оборудование, а количество самих предприятий может меняться за
счет свободного входа и выхода их из отрасли.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11