(товаров и услуг), создаваемых работником в необходимое раб. время.
Конкретная величина ЗП находится в зависимости от многих факторов.
Первый (главный) фактор – величина стоимости рабочей силы. Низший сводится к сумме жизненных средств, необходимых для восстановления работоспособности работника, обучения его профессии и содержания семьи. Во многих странах определяется прожиточный минимум – размер средств, требующихся для поддержания жизнедеятельности человека с низкой квалификацией. Верхний же границей стоимости раб. силы считается тот, который сверх названных затрат включает расходы на удовлетворение социально- культурных потребностей, традиционных в той или иной стране. Понятно, что размер ЗП изменяется под влиянием качества труда и жизненных условий работников.
Второй фактор - это уровень квалификации работника, сложность труда.
НТР требует образованных, квалифицированных тружеников и, следовательно,
обусловливает рост стоимости рабочей силы и потому повышается ЗП.
Третий фактор – национальные различия в ЗП. По размерам ЗП долгое
время лидировали США. Технологическая революция вызвала тенденцию к
выравниванию технико-экономических условий в развитых странах и поэтому
стали ослабляться различия в национальных уровнях ЗП – в Великобритании,
ФРГ, Франции, Италии и Японии размер ее приблизился к уроню США. Во многих
развивающихся странах, в которых экономика отстает от перечисленных, ЗП в
2,5-3 раза ниже.
Четвертый фактор , влияющий на размер ЗП – это налоги ( в США от 20
до 45% заработков изымается в виде налогов), а также косвенные налоги –
акцизы, устанавливаемые в виде части цены товаров и части тарифов на услуги
– коммунальные, транспортные и другие, достигающие половины, а иногда и 2/3
цены многих потребительских товаров. По Закону Украины от 18.12.91г.
(опубликованных в газете «Голос Украины» от 23.01.1992 года) «Об акцизном
сборе» такие сборы установлены: на спирт питьевой по ставке в 90% к
отпускной цене, водку – 87,5%, пиво – 25, шоколад – 40%, табачные изделия –
14-40%, ювелирные изделия – от 23 до 75%, меховые – 10-35%.
Пятый фактор – конъюктура на рынке труда, т.е. соотношение спроса и предложения рабочей силы, а также конкуренция между ее покупателями и продавцами, среди самих ее продавцов и среди покупателей.
Конкуренция на рынке труда приближает уровень ЗП к равновесной цене труда, т.е. устанавливается примерно одинаковая ЗП работников по профессиям, обладающим равным уровнем образования и квалификации.
На ЗП влияет и монополия. (Монополизм в ЗП можно пояснить на примере ее организации в СССР до начала перехода к Р.Э., имея ввиду жестко проводимую в жизнь тарифную систему: тарифно-квалификационные справочники + тарифные ставки + тарифные коэффициенты; она разрабатывалась в центре и охватывала большинство сфер и отраслей, включая железнодорожный транспорт и транспортное строительство).
К числу факторов, сильно влияющих на величину денежной ЗП, относится
инфляция. В этом легко убедиться, если взять тот факт, что у нас она ( в
среднем) по народному хозяйству выросла с 274,6 руб. в 1990г. до 500 руб. в
1991г., т.е. почти удвоилась в госсекторе. В текущем 1992г. денежная ЗП
выросла в несколько раз и составляет, например, у железнодорожников России
около 2800 руб. (см. «Гудок»,1992г. март), вместо …… руб. в 1991г. а в июле
1992г. 7,7 тыс. рублей.
Таковы наиболее важные факторы, от которых зависит конкретная величина
ЗП.
Чтобы лучше представлять природу ЗП, необходимо уяснить две ее основные формы, - повременную и сдельную и их разновидности (системы), в том числе: повременное – премиальную, сдельно-премиальную, сдельно- прогрессивную, многофакторную, аккордную и другие. (см. учебник по политэкономии для вузов. Под.ред.В.А.Медведева, 1988, с.421-422, а также другие источники).
Особое внимание заслуживает и такой аспект ЗП как номинальная и реальная ЗП.
Номинальная ЗП – это сумма денег, полученная в виде вознаграждения за
труд, а реальная сумма жизненных благ, которые приобретаются за номинальную
ЗП при данном уровне цен на товары и услуги.
На размер реальной ЗП сильно влияет рост цен (инфляция) «Голопирующая» инфляция 70-х годов вынудила трудящихся многих стран активизировать борьбу за свои жизненные интересы, в которой они добились определенных успехов, в частности, в виде индексации ЗП. В 1986г. в США, например, в половине заключенных коллективных договоров была предусмотрена индексация ЗП. Но в странах Западной Европы в 1987г. национальные системы индексации были демонтированы.
В связи в ростом потребительских цен на Украине и других странах СНГ
началась практика индексации денежных доходов населения (см. «Правду
Украины» и другие издания за 06.08.91г., в которых опубликован Закон об
этом, а также Закон о повышении социальных гарантий для трудящихся и Закон
о минимальном потребительском бюджете. Каждый из законов может стать
предметом рассмотрения на групповых занятиях).
Индексация, сказано в упомянутом Законе, это законодательно
установленный механизм повышения денежных доходов граждан, позволяющий
частично или полностью возместить им подорожание потребительских товаров и
услуг. Индексация – часть госсистемы социальной защиты граждан; она
направлена на поддержание покупательской способности их денежных доходов,
особенно социально уязвимых слоев населения – пенсионеров, инвалидов,
неполных и многодетных семей, учащейся молодежи. (см. статью 1). В данном
Законе определены: а) лица и доходы индексации – все работающие,
военнослужащие, студенты, пенсионеры (соответственно их оплаты труда,
денежное содержание в/служащих, стипендии, госпенсии, социальная помощь и
т.д.)- см. статью 2;
б) порог индексации установлен в 5 –10-15 и выше процентов роста цен по
отношению к ценам на 2 апреля 1991г., а Указом Президента Украины от
28.02.92г. индексация в 1 квартале 1992г. проводится к базовым ценам,
сложившимся в январе 1992г. (см. «Правду Украины», 1992г. 29 февраля);
в) порядок индексации, включающий:
- определение минимального потребительского бюджета (на 1991г., он, по данным Кабинета Министров был определен в размере 256 руб. в месяц на душу населения, но его введение будет происходить поэтапно, исходя из реальных возможностей экономики);
- размер минимальной зарплаты ( в июле 1991г. она составляла 185 руб.), который множится на величину индекса цен, но в пределах двойного размера минимальной зарплаты и т.д. (статьи 4,5,8,10);
г) источники средств на проведение индексации – хозрасчетный доход
предприятий, бюджеты различных уровней, пенсионный и другие специальные
социальные фонды; индексация стипендий – за счет средств предприятий,
учреждений и организаций, направляющих на учебу, а также за счет бюджета
(см. статью 6 Закона, а также «Днепр вечерний», 1991, 13 декабря).
В связи со вступлением в РЭ существенно обновляется весь подход к
заработной плате. В статье 19 Закона Украины «О предприятиях» по этому
поводу зафиксированы следующие принципиально новые положения:
- предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда (ФОТ) без ограничения его роста со стороны государства;
- доходы наемного работника предприятия определяются трудовым договором в соответствии с законодательством, а для других работников – соглашением между ними;
- минимальный размер оплаты труда наемного работника всех видов предприятий не может быть меньше прожиточного минимума, установленного законодательно;
- предприятие самостоятельно устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов работников (например, премий);
- предприятие может использовать (но необязательно) государственные тарифные ставки и должностные оклады в качестве ориентиров для дифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий выполняемой ими работы. Заметим , что использование этой нормы Закона уже в 1991г. предопределило разные размеры ЗП, а именно: в госсекторе – 500 руб., в других и арендных предприятиях – 545 руб (на 5% больше), а в акционерных обществах – 750 руб., или больше на 50% по сравнению с госсектором.
Подводя итог, отметим, что ЗП по своему существу является превращенной
(денежной) формой стоимости особого товара – рабочей силы. Ее фактическая
величина зависит от многих факторов. Она характеризуется номинальный и
реальным содержанием, двумя основными формами и множеством систем. В
странах с рыночной экономикой практикуется индексация ЗП вследствие
постоянного роста цен на потребительские товары и услуги. Индексацию ЗП и
других доходов населения ввели с 1991г., страны СНГ, в том числе Украины.
Общее заключение по теме делается методом краткого изложения основных
ее положений. В конспекте опущен материал о государственной политики
Украины по отношению к помощи безработным. Он подлежит рассмотрению в одной
из последующих тем, либо может быть представлен на групповых занятиях в
виде, например 1-2 выступлений студентов по материалам Закона Украины «О
занятости населения» (см. «Правду Украины» за 19.03.91г.), о чем
преподаватель обязан побеспокоиться заранее.
ТЕМА 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
П Л А Н.
Введение.
1. Сущность, функции и методы управления. Роль информации в управлении.
2. Уровни управления предпринимательством: а) государственное управление; б) управление и самоуправление предприятиями.
3. Эффективность управления: методы определения, критерии, показатели.
4. Опыт зарубежных фирм в области (сфере) управления.
Заключение.
Введение :
В предыдущих темах познакомились с содержанием, субъектами и результатами (доходами) предпринимательской деятельности.
Тема данной лекции завершает Ш-й раздел курса. Она позволяет представить смысл управления предприятиями (фирмами) и его влияние на предпринимательство.
С началом экономических реформ по переходу к Р.Э. у нас ведутся жаркие
споры о том, как вывести экономику и общество из тяжелого состояния. В этих
дискуссиях большое место занимают вопросы управления. Одни считают, что для
выхода из кризиса нужны толковые руководители всех уровней, которых надо
«импортировать» из-за рубежа за хорошие деньги. Другие полагают, что наша
система отторгнет «варягов». А потому надо менять самую систему и изменить
условия, тогда и появятся нужные управленческие кадры. Эти и другие спора
напоминают дискуссию « что появилось раньше: курица или яйцо?»
Суть дела находится в одновременных действиях по преобразованию хозяйствования и подготовке людей, способных действовать в условиях РЭ. При этом, конечно же, необходимо использовать зарубежный лучший опыт управления, на который весьма богаты прежде всего наиболее развитые страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11