Факторы и пути повышения производительности труда
p> При стоимостном методе производительность труда рассчитывается путем деления объема произведенной продукции (в рублях) на среднесписочную численность промышленно-производственного персонала.

Стоимостной метод измерения производительности труда имеет ряд разновидностей в зависимости от различных стоимостных выражений произведенной продукции (товарная, валовая, реализованная, чистая, нормативно-чистая продукция, нормативная стоимость обработки).

Показатели производительности труда, рассчитываемые по валовой, товарной, реализованной продукции, имеют сходные достоинства и недостатки.
Главный их недостаток состоит в том, что эти показатели не свободны оттого, что: при изменении ассортимента выпускаемой продукции, стоимости сырья и материалов, изменении удельного веса полуфабрикатов, комплектующих изделий, полученных от других предприятий, показатель выработки может возрастать или снижаться. Изменения уровня производительности труда могут в таких случаях оказаться не связанными с улучшением или ухудшением деятельности данного предприятия.

Сущность метода измерения производительности труда на основе нормативной стоимости обработки состоит в том, что для оценки объема выпускаемой продукции принимается не оптовая цена, а только та ее часть, которая условно характеризует лишь затраты живого труда. Показатель нормативной стоимости обработки не включает стоимость материалов, полуфабрикатов, общехозяйственные и общепроизводственные расходы, то есть ту часть материальных затрат, величина которых в основном зависит от деятельности данного предприятия.

Недостаток показателя нормативной стоимости обработки состоит в том.
Что он не учитывает прибавочного продукта.

В настоящее время большое значение придается измерению производительности труда по условно-чистой продукции, что обеспечивает более полное отражение работы данного предприятия, так как этот показатель исключает искажающее влияние ассортиментных сдвигов, кооперированных поставок, устраняет повторный счет.

Для расчета выработки этим способом определяется, прежде всего, объем условно-чистой продукции по формулам:

Му-ч = Цо – Мз + А; (1.1.)

Му-ч = З +П + А, (1.2.) где Му-ч – масса условно-чистой продукции (в руб.);

Цо – отпускная оптовая цена продукции (в руб.);

Мз – материальные затраты (в руб.);

А – сумма амортизации (в руб.);

З – заработная плата персонала с начислениями (в руб.);

П – прибыль предприятия (в руб.).

Измерение производительности труда может осуществляться также по нормативно- чистой продукции.

Нормативно-чистая продукция определяется как сумма заработной платы рабочих с начислениями плюс сумма заработной платы с начислениями других категорий промышленно-производственного персонала плюс нормативная прибыль, устанавливаемая по коэффициенту рентабельности. На основании этого расчет уровня производительности труда находится отношением объема производства нормативно-чистой продукции к численности промышленно-производственного персонала предприятия.

Величина затрат труда на производство определенного объема продукции может быть измерена количеством отработанных человеко-часов, человеко-дней, а также среднесписочной численностью работающих в месяц, квартал, год.
Рассчитывают часовую, дневную (месячную, квартальную, годовую) производительность труда.

Часовая выработка характеризует производительность труда в течение каждого часа работы.

Дневная выработка зависит от уровня часовой выработки и фактической продолжительности рабочего дня. Уровень месячной (годовой) выработки зависит не только от часовой выработки и продолжительности рабочего дня, но и от того, сколько рабочих дней приходится в среднем на одного работника в месяц (год).

В качестве второго показателя производительности труда используют трудоемкость, которую рассчитывают на единицу продукции и на весь товарный выпуск. Различают нормативную, плановую и фактическую трудоемкость.

Под нормативной трудоемкостью понимаются затраты труда на изготовление единицы продукции или выполнение определенного объема работ по действующим нормам.

Плановая трудоемкость отражает затраты труда на единицу продукции или на выполнение определенного объема работ, установленные с учетом изменения норм в планируемом периоде в результате внедрения организационно- технических мероприятий.

Фактическая трудоемкость определяется по фактически сложившимся затратам труда.

По видам затрат труда, включаемым в трудоемкость, различают: технологическую (Ттех), производственную (Тпроизв), полную (Тполн) трудоемкость, трудоемкость обслуживания (Тобсл), управления производством (Тупр).

Их соотношения и формулы расчета приведены в табл. 1.1.

Для обоснования плановых заданий по росту производительности труда, численности работающих определяется полная трудоемкость продукции - это затраты труда всех категорий промышленно-производственного персонала на изготовление единицы продукции.

Полная трудоемкость складывается из технологической трудоемкости, трудоемкости обслуживания и трудоемкости управления: tQ = tтех + tобс + tупр, (1.3.) где tтех - затраты труда основных рабочих по изготовлению единицы продукции; tобс - затраты труда вспомогательных рабочих основных цехов и всех рабочих вспомогательных цехов и служб; tупр - затраты труда всех других категорий ППП. tтех = tсд + tпов, (1.3.1.) где tсд, tпов - затраты труда соответственно сдельщиков и повременщиков. tобс = tтех ' Чвсп : Чосн, (1.3.2.) где Чвсп, Чосн - численность соответственно вспомогательных и основных рабочих.

Производственная трудоемкость определяется как сумма технологической трудоемкости и трудоемкости обслуживания - это затраты труда всех рабочих по изготовлению единицы продукции: tпр = tтех + tобс, (1.3.3.) tупр = tпр ' Чдр : (Чосн + Чвсп), (1.3.3а) где Чдр - численность других категорий ППП за исключением рабочих.

Таблица 1.1.

Классификация показателей трудоемкости по видам затрат, включаемым в нее

|Затрат|Основные рабочие |Вспомогательные рабочие |Руководящие |
|ы |(Ро = Ро.сд + Ро.повр) |(Рв = Рв.ц + Рв.с) |работники, |
|труда | | |специалисты,|
|по | | |служащие, |
|катего| | |ученики, |
|риям | | |работники |
|персон| | |охраны (Рпр)|
|ала | | | |
| | | | |
| | | |В |Во | |
| |Сдельщики |Повременщики |основных|вспомогательных | |
| |(Ро.сд) |(Ро.повр) | | | |
| | | |цехах |цехах и службах | |
| | | |(Рв.ц) |(Рв.с) | |
|Показа|Сдельная |Повременная |Трудоемкость | |
|тели |трудоемкост|трудоемкость |обслуживания |Трудоемкость|
|трудое|ь | |(Тобсл) | |
|мкости|(Тсд) |(Тповр) | |управления |
| | | | |(Тупр) |
| | | | | |
| |Технологическая | | |
| |трудоемкость | | |
| |(Ттех = Тсд + Тповр) | | |
| |Производственная трудоемкость | |
| |(Тпроизв = Ттех + Тобсл) | |
| |Полная трудоемкость |
| |(Тполн = Тпроизв +Тупр = Ттех + Тобсл +Тупр) |

Показатели производительности труда (выработка и трудоемкость) связаны обратной зависимостью: если растет производительность труда, то сокращается трудоемкость. Но сокращается она не прямо пропорционально: выработка увеличивается в большей степени, чем уменьшается трудоемкость.

Их взаимосвязь можно выразить следующим образом:

ПВ = 100 х СТ / 100 - СТ и СТ = 100 х ПВ / 100 + ПВ, где ПВ - повышение выработки (в %);

СТ - снижение трудоемкости (в %).

Снижение трудоемкости обеспечивается внедрением новых технологий, модернизацией существующего оборудования, рационализацией производства и т.д.

Основным планируемым показателем на предприятии является годовая выработка, остальные показатели используются для анализа. При внутрипроизводственном планировании роста производительности труда широко применяется показатель трудоемкости продукции.

Транспортная работа, в отличие от промышленной деятельности, измеряется в натуральном выражении – объемом перевозок грузов и пассажиров
(количество и тонны, число перевезенных пассажиров), грузо- и пассажирооборотом (тонно-километры и пассажиро-километры). Поэтому производительность труда исчисляется в тонно-километрах за год, квартал и месяц на одного работника, занятого на перевозках грузов, и пассажиро- километрах – на одного работника, занятого на пассажирских перевозках.
Производительность труда работников, занятых на всех видах перевозок, определяется в приведенных тонно-километрах. На речном транспорте один пассажиро-километр приравнивается к одному тонно-километру (коэффициент приведения равен 1). Производительность труда в портах на перегрузочных работах также измеряется в натуральном выражении в тоннах перегруженного груза, приходящихся на одного работника за смену, месяц, квартал, год.

Производственная деятельность порта характеризуется объемами перегрузочных работ и перевозок грузов и пассажиров, обслуживанием пассажиро- грузооборота, различного рода платными, складскими подсобно- вспомогательными работами, объемом промышленной деятельности.
Производительность труда по порту исчисляется отдельно по перевозкам и по перегрузочным работам.

Производительность труда, исчисленная стоимостным методом на транспорте, не зависит от кооперированных поставок, сырья, полуфабрикатов и в меньшей степени зависит от материалоемкости продукции в отличие от промышленности. Определение сводного показателя производительности труда, рассчитанного ценностным методом, позволяет анализировать изменение его и средней заработной платы по предприятию в целом в динамике.


1.3. Методика планирование роста производительности труда с учетом влияния отдельных факторов

При планировании роста производительности труда используют методы: по технико-экономическим факторам, аналитический, моделирования и метод прямого счета.

При планировании производительности труда по технико-экономическим факторам в условиях развития рыночных отношений важно знать, какие факторы оказывают влияние на повышение производительности труда, какие из них тормозят его, какие имеются пути и ресурсы роста.

Факторы роста производительности труда - это те движущие силы, под влиянием которых изменяется ее уровень.

Темп роста производительности труда на планируемый год определяется отношением планового уровня производительности труда к базисному в процентах.

Расчет возможного роста производительности труда осуществляется на основе экономической оценки влияния отдельных факторов на уровень выработки продукции. В качестве меры влияния этих факторов на рост производительности труда принимается относительная экономия рабочей силы.

На внутреннем водном транспорте, как во всех отраслях народного хозяйства, применяется единая классификация факторов роста производительности труда, которая включает четыре укрупненные группы.
Каждая из них подразделяется на ряд конкретных факторов с учетом особенностей рассматриваемой отрасли. Применительно к внутреннему водному транспорту факторами, определяющими рост производительности труда, являются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать