Факторы и пути повышения производительности труда
p> Рассчитаем влияние изменения объема погрузо-разгрузочных работ на величину производительности труда.

При увеличении объема переработки грузов на 58,80% численность рабочих
1999 года – 81 человек должна была бы возрасти до 129 чел. (81 х 1,59).

Фактическая численность портовых рабочих 2000 года составила – 87 чел. Высвобожденный контингент (129 – 87) = 42 чел. При расчетной численности в 129 чел. общая численность работников, относимая на погрузочно-разгрузочные работы, составила бы 153 чел. (129 + 24), а производительность труда (1978,30 : 153) – 12,9301 тыс. тон./чел.
Фактически она 17,8229 тыс. тон./чел. или на 4,8928 тыс. тон./чел. больше, что по отношению к производительности 1999 года (11,7545 т/чел.) составляет
41,6%. В связи с тем, что численность работающих не значительно увеличилась
(7,4%), в то время как объем переработки грузов увеличился на 58,8% это явление в свою очередь обеспечило рост производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах на 41,6%.

Пофакторный анализ позволяет выявить резервы роста производительности труда. На основе анализа разрабатываются организационно-технические мероприятия по повышению эффективности переработки грузов. Каждое из намеченных мероприятий оценивается либо в показателях снижения трудоемкости, либо в относительной экономии рабочей силы от внедрения данного мероприятия.

Анализируя производительность труда желательно определить степень выполнения плана и динамику роста этого показателя за ряд лет, рассчитать, какие факторы и в какой степени обусловили положительное (или отрицательное) воздействие на изменение производительности труда и т.д.

Основой для разработки системы плановых показателей по труду являются: плановое задание, нормы и нормативы затрат труда и заработной платы.

Разработке системы плановых показателей по труду предшествует тщательная подготовка, в ходе которой намечаются мероприятия по экономии живого труда, лучшему использованию рабочей силы на основе совмещения профессий, а также внедрению научно обоснованных норм и нормативов по труду и сокращению потерь рабочего времени.

Основными исходными данными для составления текущих планов по погрузочно-разгрузочным работам являются заявки клиентуры на год (с распределением по кварталам). Предприятия-заказчики представляют эти заявки до начала навигации. В них указываются отправители и получатели грузов, род груза, пункты отправления, назначения и перевалки с одного вида транспорта на другой, количество груза подлежащего переработки.

Планы по объему переработки грузов разрабатываются и утверждаются самостоятельно портом с учетом заключенных договоров на переработку грузов
(см. Приложение 4). Договоры заключаются сроком на один год. С постоянной клиентурой допускается заключение договоров сроком до 5 лет с ежегодным уточнением объемов переработки. Годовые объемы переработки в договорах распределяются по кварталам. Задачи планирования объемов по переработке заключаются в том, чтобы обеспечить выполнение намеченного объема с наименьшими затратами.

План по численности на погрузочно-разгрузочные работы составляется с учетом числа механизмов вводимых в эксплуатацию навигационного периода и количества мест, закрепленных за каждым механизмом согласно паспортным данным.

При планировании объема переработки, контингента, занятого на погрузочно-разгрузочных работах, учитывается сезонный характер работы порта.

Фактически план в 2000 году был перевыполнен на 2% (отношение фактического уровня к плановому: 1978,3 тыс. тонн к 1939,5 тыс. тонн).

В основе контроля за выполнением планового задания лежат нормативы.

количества мест, закрепленных за каждым механизмом согласно паспортным данным.

При планировании объема переработки, контингента, занятого на погрузочно-разгрузочных работах, учитывается сезонный характер работы порта.

Фактически план в 2000 году был перевыполнен на 2% (отношение фактического уровня к плановому: 1978,3 тыс. тонн к 1939,5 тыс. тонн).

В основе контроля за выполнением планового задания лежат нормативы.

3. Пути повышения производительности труда

3.1. Резервы роста производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах по добыче песка ОАО «Ульяновский речной порт»

При анализе и планировании производительности труда важнейшей задачей является выявление и использование резервов ее роста, то есть конкретных возможностей повышения производительности труда. Резервы роста производительности труда - это такие возможности экономии общественного труда, которые хотя и выявлены, но по разным причинам еще не использованы.
Речь идет о неиспользованных возможностях совершенствования технологии и организации труда, то есть возможностях более полной реализации производительной силы труда за счет улучшения использования всех факторов ее роста. Резервы используются и вновь возникают под влиянием научно- технического прогресса. Количественно резервы можно определить как разницу между достигнутым и максимально возможным уровнем производительности труда в конкретный период времени.

Взаимодействие факторов и резервов состоит в том, что если факторы представляют собой движущие силы, или причины изменения ее уровня, то использование резервов - это непосредственно процесс реализации действия тех или иных факторов. Степень использования резервов определяет уровень производительности труда на данном предприятии.

При анализе производительности труда на погрузочно-разгрузочных работах прежде всего выявляются резервы роста производительности труда, обусловленные снижением трудоемкости, то есть уменьшением затрат рабочего времени на производство единицы продукции. Далее определяются резервы, связанные с улучшением использования рабочего времени и структуры кадров предприятия.

Снижение трудоемкости обеспечивается внедрением новых технологий, модернизацией существующего оборудования, рационализацией производства и т.д.

Резервы улучшения использования рабочего времени определяются, исходя из возможного сокращения его потерь. В ходе выявления резервов улучшения использования рабочего времени количественно определяют потери времени, устанавливают их причины и разрабатывают мероприятия по их уменьшению или полной ликвидации.

Суть резервов совершенствования структуры кадров состоит в следующем.
Показатель производительности труда исчисляемый в расчете на одного среднесписочного работника, зависит главным образом от роста выработки основных рабочих и изменения их удельного веса в общей численности работающих. Следовательно (при данной численности промышленно- производственного персонала), чем выше удельный вес основных рабочих, тем, при прочих равных условиях, выше производительности труда на предприятии.

Количественная оценка резервов является необходимым условием их выявления и использования. Без количественной определенности резервы существуют как тенденция развития, а не как реальные возможности повышения эффективности производства.

Резервы могут оцениваться в абсолютных и относительных величинах. В каждом отдельном случае их величина определяется сопоставлением фактического использования данного вида ресурсов с возможным. Таким образом, основным вопросом измерения резервов является определение их возможной величины.

Определим резервы роста производительности труда 2-гоГР, так как именно он специализируется на добыче песка. Добыча песка является собственным выпуском порта.

Добычу нерудных строительных материалов (песчаный грунт) порт производит ежегодно на карьере остров Банный, расположенный между 1560-1570 км у левого берега Волги на Куйбышевском водохранилище в Черемшанском районе Ульяновской области.

Для русловой добычи и погрузки в суда песка, а также для выгрузки его из судов на берег, порт применяет гидромеханизированные установки и плавкраны. Принцип работы гидромеханизированных установок основан на перемещении навалочных грузов по трубам или желобам в составе пульпы (смесь груза с водой).

При добыче песка со дна реки порт использует плавучий несамоходный добывающий земляной снаряд «Портовый-26» (см. рис. 3.1.) производительностью 1000 т/ч, оборудованный грунтовым центробежным насосом с дизельным приводом. Насос установлен между всасывающим и напорным участком трубопровода. При работе землесосного снаряда пульпа в насос засасывается через сопло, (наконечник всасывающего трубопровода), проходит через него, а затем поступает по напорному трубопроводу в трюм загружаемого судна.

Рис.3.1. Технологическая схема земляного снаряда «Портовый - 26»

Гидромеханизированную выгрузку песка из судов бункерного типа на берег выполняет гидроперегружатель «ГП-18» (см. рис. 3.2.) – плавучая установка с грунтовым насосом. В трюме понтона гидроперегружателя наряду с грунтовым насосом установлен водяной насос. К грунтовому насосу подсоединен всасывающий трубопровод, заканчивающийся заборным сосуном, опускаемым на разгружаемое судно. Водяные насосы по специальному трубопроводу подают в трюм судна под напором забортную воду, которая, выходя из насадки, размывает груз, образуя пульпу, засасываемую через заборный сосун грунтовым насосом и перемещаемую затем по напорному трубопроводу на специальную площадку (карту намыва).

Рис. 3.2. Технологическая схема гидроперегружателя ГП-18:

1 – всасывающий трубопровод; 2 – трубопровод размывочной трубы; 3 – напорный трубопровод; 4 – грунтовой насос; 5 – размывочный насос; 6 – корпус гидроперегружателя; 7 – разгружаемое судно; 8 – сосун; 9 – насадок размывателя.

В 2000 году план по переработке песка был выполнен полностью.

С о. Банный было погружено ПЗС «Портовый-26» – 724,8 тыс. тонн песка.
Этот объем был распределен следующим образом: на строительство моста через реку Волга – 607,2 тыс. т.; на строительство контрбанкета в районе железнодорожной станции «Ульяновск-2» – 67,2 тыс. т.; на реконструкцию дамбы машиностроительного завода имени Володарского – 50,4 тыс. т.

Разгрузка песка на мост производилась гидроперегружателем ГП-18, на контрбанкет и дамбу Володарского – плавкраном «Ганц-2».

Норма времени на погрузку ПЗС «Портовый-26» и разгрузку ГП-18 1тыс. тонны песка составляет 1,25ч., а на разгрузку 1 тыс. тонны песка плавкраном
«Ганц-2» - 5,54ч. (см. Приложение 2).

Фактическое время работы ПЗС «Портовый-26» – 984ч., ГП-18 – 796,5ч.,
ПК «Ганц-2» – 913,7ч.

Нормативное время на погрузку фактического объема песка ПЗС «Портовый-
26» – 906ч. (724,8 х 1,25), на разгрузку ГП-18 – 759ч. (607,2 х 1,25), ПК
«Ганц-2» – 651,5ч. (117,6 х 5,54). Следовательно, потери рабочего времени составляют: ПЗС «Портовый-26» – 78 ч., ГП-18 – 37,5ч., ПК «Ганц-2» –
262,2ч.

В результате ликвидации потерь рабочего времени объем переработки песка может увеличиться на 139,8 тыс. тонн. Расчет приведен в таблице 3.1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать