Финансовые аспекты лизинга

— текущая стоимость лизинговых платежей (без платы за страхование, управление, налоги) больше или равна 90% нормальной рыночной цены оборудования.

Если сделка удовлетворяет хотя бы одному из этих условий, то имущество учитывается на балансе арендатора как актив с корреспондирующимся долговым обязательством. В пассиве отражается “обязательство по финансовому лизингу”. Если сделка не удовлетворяет ни одному из вышеупомянутых условий, то имущество учитывается в приложении к балансу лизингополучателя.

В 1985 г. в США был принят Закон о реформе системы налогообложения. В нем указывались критерии отнесения сделок к лизинговым и либерализована система использования налоговых льгот по лизингу. В частности, были разрешены сделки по передаче партнеру налоговых льгот.

В 1986 г. в Законе о налогообложении появится термин “финансовый лизинг”. Под ним подразумевается сделка, при которой лизингополучателю передается в пользование оборудование на полный срок или на большую часть жизненного цикла имущества; лизинговые платежи полностью переводятся лизингодателю (а не кредитору); на лизингополучателе лежит ответственность за техническое обслуживание, уплату налогов и страхование оборудования; совокупные лизинговые платежи, получаемые лизингодателем за весь жизненный цикл оборудования, полностью покрывают первоначальную стоимость оборудования и обеспечивают доход на инвестированный капитал.

С 1990 г. климат для лизинга на налоговой основе изменился, и большая часть налоговых льгот была сокращена через механизм амортизации.

Однако развитие лизинга не остановилось. Лизинговые сделки продолжают оставаться более гибкими по сравнению с обычными, кредитными. Часть рисков по сделкам берут на себя лизинговые компании.

Закон о равной конкуренции в банковском деле (1991 г.) предусматривает право национальных банков инвестировать до 10% активов в лизинговые договоры на чисто лизинговой основе без ограничения величины остаточной стоимости.

В настоящее время для того, чтобы сделка удовлетворяла условиям финансового лизинга, она должна обладать следующими характеристиками:

— минимальные инвестиции в арендованное имущество со стороны лизингодателя должны составлять не менее 20% его стоимости;

— лизингополучатель не может иметь право (опциона) на выкуп оборудования по цене ниже его рыночной стоимости, определенной на момент применения этого права;

— лизингополучатель не может инвестировать в арендованное им оборудование, кроме так называемых отделимых усовершенствований;

— период лизинга не превышает 80% срока службы оборудования;

— в конце срока лизинга оборудование должно иметь оцененную остаточную стоимость в размере не менее 20% его первоначальной стоимости;

— лизингодатель должен ожидать получения положительной величины денежного потока, как и общей прибыли, по договору лизинга вне зависиомости от налоговых льгот.

В случаях, когда лизинг по соглашению сторон не подпадает строго под эти стандарты, при определении финансового лизинга исходят из его различных интерпретаций судами США. В общем случае суды применяют критерий “выгод и бремени права собственности”, чтобы определить, владеет ли лизингополучатель оборудованием в экономическом смысле. В частности, для суда особенно важными считаются следующие факты:

— формой соглашения является лизинг;

— лизингом преследуется коммерческая цель (помимо налоговых выгод);

— лизингополучатель обладает некоторыми значительными атрибутами права собственности, такими, как риск потерь и возможность определенных экономических выгод.

Один крупный нью-йоркский банк выделяет следующие три вида лизинга по их типу или объему: многомиллионный (авиалайнеры, оборудование для бурения нефтяных скважин и т. п.); промежуточная аренда при стоимости имущества от 0,5 до 5 млн. долл., рассчитанная на период до 10 лет, и так называемая рыночная аренда, при которой банк объединяет в одном договоре несколько единиц сравнительно недорогого оборудования, выпускаемого одним производителем.

Наиболее популярным в США является лизинг автотранспортных средств. Этот вид лизинга чаще используется банками, когда они выступают в качестве лизингодателей. В целом существует два основных вида лизинга транспортных средств: открытый лизинг и закрытый лизинг.

Открытый лизинг имеет следующие наиболее характерные черты:

1. Лизинг обычно осуществляется на срок от 24 до 36 месяцев.

2. Лизингополучатель принимает на себя риск утраты или повреждения нанятого средства. Перед получением во владение лизингополучатель должен застраховать автомобиль, указав лизингодателя в качестве выгодоприобретателя.

3. Лизингополучатель принимает на себя всю ответственность в связи с ремонтом и поддержанием рабочего состояния нанятого средства.

4. Лизингополучатель обязуется производить предусмотренные ежемесячные платежи в течение срока лизинга и выплатить остаток суммы погашения по окончании действия договора лизинга.

5. Лизингополучатель не имеет преимущественного права на приобретение транспортного средства по окончании лизинга.

После окончания срока открытого лизинга обычно происходит одно из трех событий. Хотя лизингополучатель не имеет преимущественного права на покупку автомобиля, он может сам выплатить гарантированный остаток. В этом случае автомобиль передается ему или указанному им лицу. В ином случае автомобиль предлагается франшизному дилеру, у которого он приобретается. Если франшизный дилер не приобретает автомобиль, банк обычно продает его по оптовой цене другому дилеру, хотя банк может опять передать автомобиль по договору лизинга, если он очень изношен.

Закрытый лизинг отличается от открытого одной важной деталью: лизингополучатель не гарантирует остаточную стоимость арендованного транспортного средства в конце срока лизинга; лизингодатель допускает этот риск. Многие договоры лизинга транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания предусматривают открытый лизинг.

Во многих случаях лизинг дорогостоящего оборудования (big ticket items) является закрытым, хотя часто сроки лизинга рассчитываются таким образом, чтобы прекратить срок эксплуатации нанимаемых товаров, не оставляя остаточной стоимости сверх стоимости вознаграждения.

Банковские холдинговые компании могут заниматься лизингом в той степени, в какой лизинг является функциональным эквивалентом предоставления кредита. Лизинг должен иметь неуправленческую основу (т. е. без оказания услуг). Например, при лизинге автомобилей филиал банковской холдинговой компании по лизингу не может предлагать услуги, ремонт или поддержание состояния транспортного средства. Банковская холдинговая компания должна вести лизинговую деятельность на основе полной выплаты; до оказания лизинга она должна возместить расходы по инвестициям в имущество и по финансированию.

Срок лизинга не может превышать 40 лет, а время, в течение которого наймодатель— банковская холдинговая компания может владеть имуществом после окончания лизинга, ограничено двумя годами.

В США функционирует 15 различных ассоциаций, объединяющих участников лизингового рынка, в том числе:

— Ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования (Equipment Leasing -Association) со штаб-квартирой в Арлингтоне;

— Западная ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования (Western Association of Equipment Lessors) со штаб-квартирой в Окленде;

— Восточная ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования (Eastern Association of Equipment Lessors). Ее месторасположение— в Харристоне;

— Национальная ассоциация лизинга транспортных средств (National Vehicle Leasing Association) со штаб-квартирой в Сан-Франциско;

-Ассоциация лизинга и рентинга грузовиков (Truck Renting and Leasing Association) находится в Александрии;

-Американская ассоциация лизинга автомобилей (American Automotive Leasing Association) находится в Вашингтоне;

— Ассоциация лизингодателей компьютеров (The Computer and Leasing Remarketing Association), которая также находится в Вашинтоне.

Ассоциация компаний, занимающихся лизингом оборудования, проводила обследование группы своих компаний по результатам 1998—1999 гг. в части проведения операций международного лизинга. Эти материалы представлены, в табл. 4.



Таблица 4 Международный лизинг из США, проводившийся группой компаний в 1998—1999 гг., млн. долл. (9, стр 36)

Показатель

1998 г.

1999 г.

Общая стоимость поставляемого по лизингу оборудования


 

4968,32

 

6498,89

Количество лизинговых компаний

31

33

Средняя стоимость поставляемого по лизингу оборудования, приходящегося на одну лизинговую компанию

 

160,27

 

196,94

Средняя стоимость одной лизинговой сделки

11,7

47,63


Интересно, что в 1999 г. значительная доля (42,4%) американского оборудования у обследованных предприятий была поставлена в Европу в рамках международного лизинга. В Азию было направлено 19,8% общего объема лизингового оборота.

По типам оборудования для международного лизинга 26 американскими компаниями сдавалось следующее имущество (по удельному весу, %):

— компьютеры 6,1

— строительная техника 19,0

— энергогенераторы 3,4

— промышленное оборудование 2,2

— медицинское оборудование 1,8

— нефтегазовое оборудование 3,0

— транспортные средства 55,4 в том числе:

—авиатранспорт 19,1

— дорожная техника 22,7

— грузовики и трейлеры 13,6

— другое оборудование 9,1

В США и в некоторых европейских странах лизинг оборудования, и прежде всего автотранспорта, является в большинстве своем не оперативным, а финансовым. Это подтверждается следующим.

Так, в США среди членов Ассоциации компаний, занимающихся лизингом оборудования, 13 компаний занимались финансовым лизингом автомобилей. Объем их сделок в течение года достигал почти 1,5 млрд. долл., а в среднем на одну лизинговую компанию приходилось договоров по автомобилям на 110 млн. долл, в то же время семь компаний занимались оперативным лизингом автомобилей. Общий объем этих операций за год составил 264,6 млн. долл., т. е. в среднем на одну компанию приходилось 37,8 млн. долл.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать