Финансовые аспекты лизинга

Конечно, финансовый кризис, начавшийся в августе 1998 г., повлияет на инвестиционную политику лизингодателей-нерезидентов и учрежденных ими в России лизинговых компаний. Однако делать однозначный вывод о том, что эти компании откажутся от лизингового бизнеса в России, несколько преждевременно.

Думается, что на принятие решений на перспективу могут повлиять такие нормативные акты, как Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1470 “Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации”; Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. № 1020 “Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций”.

До выхода Закона “О лизинге” российским законодательством запрещалось сдавать в лизинг имущество, ранее использованное при лизинговой операции. Необходимо было устранить некоторые препятствия для применения схем возвратного лизинга.

Восьмая часть лизинговых операций в Европе приходится на компьютеры и оргтехнику. В России же динамика была такой: в 1994 г. - 2,9%, в 1995 г. - 3,0, в 1996 г. - 4,8, а в 1997 г. произошел резкий спад— до 0,9%, т. е. было заключено договоров на 4 млн. долл. По-видимому, это результат того обстоятельства, что объектом лизинга, согласно российским нормативным актам, могут быть основные фонды, а к ним, по Указу Президента РФ № 685/96 и бухгалтерскому стандарту ПБУ 6/97, относится имущество стоимостью свыше 100 минимальных размеров заработной платы. В результате сдавать в лизинг компьютеры дешевле чем за 1,5 тыс. долл. в 1997 г. было невозможно.

В соответствии с методикой “Евролиза” суда, авиа- и железнодорожная техника объединены в одну группу лизингового имущества. Аналогичным образом ведет статистику и ассоциация “Рослизинг”. Вместе с тем по российскому законодательству (статья 130 ГК РФ) суда и авиатехника, в отличие от железнодорожной техники, относятся к объектам недвижимости.

Данные по этой группе имущества имеются только за два последних года. Объем операций в пересчете возрос с 2,1 до 4,3 млн. долл., хотя относительные показатели в общем объеме лизинга оборудования сократились. Как видно, “цена” этой группы имущества может сравниться со стоимостью одного самолета в российском изготовлении. В действительности лизинг авиатранспортных средств еще грядет. В этой связи имелась обнадеживающая информация из компании “Инком-авиа”, из Национального резервного банка (НРБ) об организации лизинга самолетов.

В госбюджетах последних двух лет предусматривались значительные средства на эти цели. Так, в госбюджете на 1998 г. из 50 млрд. руб. лимитов государственных гарантий на финансовый лизинг приходилось 9,5 млрд. руб., в том числе на лизинг гражданских воздушных судов— 4 млрд. руб. Потребуется создание специальных нормативно-правовых актов, регламентирующих лизинг самолетов и вертолетов.

В течение последних двух лет стали заключаться лизинговые сделки с недвижимостью. Первыми активность в этом сегменте лизингового рынка проявили пензенская компания “Лизинком”, Московская лизинговая компания и компания “Лизингбизнес”. Пока на этот вид бизнеса приходится 5,3—6,0 млн. долл., или 1,3% всех лизинговых операций. Здесь многие проблемы возникают из-за прав собственности на землю. Поэтому нужно одновременно с договором лизинга недвижимости заключать договоры на аренду и субаренду земельных участков. При этом общий размер пошлин при оформлении и регистрации договоров лизинга недвижимости, по оценке компании “Лизинком”, достигает 5,5%.

В отличие от ведущих европейских стран величина российского лизинга недвижимости незначительна. Однако следует учитывать, что европейским традициям и обычаям ведения этого вида бизнеса, особенно в таких странах, как Франция, Германия, Италия, где очень крепкая правовая и выгодная налоговая основа, не один десяток лет; мы же только начинаем.

В 1994 г. 96,7% договоров на лизинг оборудования было заключено на срок до двух лет, в 1995 г.— 36,8%, в 1996 г.— 16,1, в 1997 г.— 7,3, а в первой половине 1998 г.— только 2,65%. Банки стали активнее участвовать в лизинговых операциях. Они чаще кредитовали лизинговые компании на более продолжительные периоды. В 1997 г. основная масса договоров (92,4%) заключалась на срок до пяти лет. В 1995—1997 гг. долгосрочные договоры на лизинг оборудования на срок свыше пяти лет составляли от 1,0 до 0,3%. В первой половине 1998 г. этот показатель вырос до 3,6%. Еще более 1% договоров было заключено на срок свыше десяти лет. Однако следует учесть, что зачастую возможность получить долгосрочный по российским меркам кредит для закупки лизингового оборудования имеется только у тех компаний, учредителями которых являются банки-кредиторы. Эти же банки нередко становятся и лизингополучателями оборудования.

Вместе с тем в отличие от широкой международной практики российские банки, по данным Государственной регистрационной палаты, являлись учредителями только 25,2% компаний, намеревающихся заняться лизинговой деятельностью. Зато в каждой седьмой компании одним из учредителей была администрация регионов. Это тоже специфика российского лизинга.

В 1997 г. 67,6% договоров на лизинг недвижимости заключалось на срок до 8 лет включительно, еще 32,2% договоров— на срок до 16 лет включительно.

Интересна структура лизингового оборудования по типу заказчика по данным ассоциации “Рослизинг”. Эта информация приведена в табл. 14.

1998 год не самый благоприятный для лизингового бизнеса. Сначала ставки рефинансирования, последовательно устанавливаемые Центральным банком России в первой половине года на уровне 50, 150, 60%, не способствовали развитию инвестиционных лизинговых проектов. Приемлемой была бы ситуация со стоимостью кредитных ресурсов на уровне 25—30% в рублях и 17—20% в валюте. Но в августе 1998 г. начался финансовый кризис, который потряс всю банковскую систему. Очень тяжело он отразился и на лизинговых компаниях.

Однако в отличие от банков, пострадавших в ходе финансового кризиса и имеющих большую кредиторскую задолженность, в активах большинства лизинговых компаний преобладала дебиторская задолженность. Вероятность возврата лизинговых платежей по уже заключенным сделкам достаточно велика, особенно в тех случаях, когда лизингополучателями являются предприятия с высоким экспортным потенциалом.

Как уже говорилось ранее, доля лизинга в общем объеме капиталовложений производственного характера в России составляет около 1,5%, что является существенным отставанием от развитых стран в развитии лизинга, и исходя из текущей экономической ситуации, Россия нуждается в резкой активизации инвестиционных процессов. Россия, следовательно, должна стремиться к увеличению этой доли, если не до уровня 15-30%, как на Западе, то хотя бы до 10-15%.

 

Таблица 14 Заказчики лизингового оборудования по компаниям, входившим в ассоциацию “Рослизинг” в 1997-2000 гг. ( 8, стр 96).

Тип заказчиков

1997г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

1.        Сельское,лесное хозяйство, рыболовство

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

2.        Промышленность, строительство

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

3.        Услуги- частный сектор

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

4.        Услуги- общественный сектор

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

5.        Торговля (для внутренних целей)

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

6.        Потребители- частные лица

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

7.        Другое

млн. руб.

млн. долл.

% всех заказчиков

Итого:

млн. руб.

млн. долл.

% все заказчики


 

-

-

-

 

 

4426.6

1.2

48.2

 

1358.8

0.4

14.8

 

 

-

-

-

 

 

2739.9

0.8

29.9

 

 

-

-

-

 

653.2

0.2

7.1

 

9178.5

2.6

100.0

 

 

60.1

0.1

0.1

 

 

14250.6

3.1

13.2

 

75673.0

16.3

70.3

 

 

10757.0

2.3

10.0

 

 

-

-

-

 

 

-

-

-

 

6867.3

1.5

6.4

 

107608.0

23.2

100.0

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать