В последние годы очень быстро растет применение лизинга в развивающихся странах, где объем лизинговых операций вырос в 3 раза только за последние 10 лет, превысив в 1994 г. 40 млрд. долларов. “В этой группе стран в настоящее время финансируется через лизинг примерно 1/8 частных инвестиций по сравнению с 30% в США и 25% в Западной Европе” (4, стр.13).
Как уже говорилось ранее, наиболее динамичным за последние годы развитие лизинга было в США, по нашему мнению, это является закономерным, по причине различных проблем в странах Западной Европы и Японии, ближайших соперников США. Японию затронул Азиатский кризис 1998 года, что сильно повлияло на ситуацию как в самой Японии так и на её положение в экономическом мире, а Западная Европа продолжает процессы внутренней интеграции, и сближения, унификации национальных систем налогообложения, законодательства, таможенного регулирования, и, конечно это отражается и на развитии лизинга в Западной Европе, к этому можно добавить, что с каждым годом усиливается взаимозависимость Восточной и Западной Европы, что с одной стороны является позитивным и неизбежным, а с другой стороны тащит за собой определенные финансовые затраты.
Перспективы развития лизингового рынка в мире связаны не только с расширением лизинговых операций на Восточную Европу, включая Россию, а также бурным его развитием в развивающихся странах, но и с расширением международного лизинга, который пока не получил широкого распространения в мире по ряду причин. В Западной Европе, например, на международный лизинг. осуществляемый заграничными лизинговыми фирмами, в настоящее время приходится только 2% от общего объема лизинговых операций (по данным "Leaseurope"), то есть интеграция в сфере лизинга отстает от уровня развития общеэкономической интеграции.
Наиболее развитыми лизинговыми рынками, как видно из вышесказанного, являются рынки США, Японии и ряда стран Западной Европы, сравнительная характеристика которых будет дана во втором параграфе данной главы.
2.2. Сравнительная характеристика развития лизинговых отношений в США, Японии и Западной Европе
Финансирование арендных операций различных видов техники и оборудования всегда активно применялось в США. Первый арендный договор персональной собственности был зарегистрирован в Северо-Американских Соединенных Штатах еще в начале XVIII в.
В 40-х годах XX в. торговый агент из Чикаго Золли Фрэнк впервые предложил долгосрочную аренду автомобилей. Спустя полвека совокупные доходы лизинга автотранспортных средств превышают 50 млрд. долл. в год. Настоящая револющия в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов.
В аренду стали сдаваться сначала в небольших объемах, а затем массово средства производства: технологическое оборудование, машины, механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США по достоинству оценило это явление— оно оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.
Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 г. в Сан-Франциско известная американская компания United States Leasing Corporation. Основателем компании является Генри Шонфелд. Первоначально он создал компанию только для одной конкретной сделки. Потом понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, и в результате на свет появилась United States Leasing Corporation. Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США, и, следовательно, появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятие, как “международный лизинг”. Через несколько лет компания стала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 г.). В дальнейшем компания стала именоваться United States Leasing International.
В 2000 г. объем лизинговых операций в США составил 168,9 млрд. долл., что превысило результат предыдущего года на 5,1%, и, по-видимому, этот темп будет сохраняться благодаря расширению сервисных услуг и активному продвижению на рынки развивающихся стран.
На долю США приходилось более 9/10 североамериканского лизингового рынка, или 39,5% общего объема мирового лизинга.
Лизинг в США является основным инвестиционным инструментом, на долю которого на протяжении многих лет приходится более 30% инвестиций в оборудование.
На первом этапе развития современного лизингового бизнеса в США банкам запрещалось (до 1963 г.) участвовать в сделках в качестве лизингодателя. Однако банки не дистанцировались от лизинга, а, наоборот, охотно участвовали в лизинговых операциях в качестве кредиторов лизинговых компаний (см. табл. 3).
Лизинговые операции позволяли применять гибкие схемы платежей, осуществлять забалансовый метод учета имущества. Эти обстоятельства существенно способствовали быстрому развитию лизинга в США. Кроме того, имела место и государственная поддержка лизинга. Она предусматривала предоставление налоговых, инвестиционных, амортизационных льгот.
Непосредственные производители оборудования, такие всемирно известные компании, как General Electric, IBM, General Motors, AT&T Capital Corp., Rank Xerox, Caterpillar, Hewlett Packard и др., хорошо осознав преимущества лизинга, стали создавать дочерние лизинговые предприятия (так называемые кэп-тивные— captives). В середине 90-х годов общие объемы портфелей лизинговых заказов у этих компаний колебались от 2,5 до 41,3 млрд. долл., а годовые объемы нового лизингового бизнеса— от 1,2 до 16,8 млрд. долл. Причем некоторые из этих компаний либо стали операторами российского лизингового рынка после учреждения соответствующих дочерних компаний, либо присутствовали на российском лизинговом рынке в качестве поставщиков оборудования.
Таблица 3 Объемы лизинга и его доля в инвестициях в оборудование в США в 1982—2000 гг. (9, стр 30)
Год
Лизинг оборудования, млрд долл.
Инвестиции в оборудование, млрд. долл.
Лизинг в инвестиции в оборудование, млрд. долл.
1982
1983
1984
1985
1986
1987
1988
1989
1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
22,3
27,6
36,5
46,6
48,4
51,4
62,6
78,7
85,0
98,0
112,7
125,4
124,3
120,2
124,7
130,5
140,2
160,7
168,9
178,0
203,3
208,9
230,7
223,4
232,8
274,9
290,1
296,2
311,2
348,4
365,7
388,3
375,5
376,2
443,9
466,1
573,9
546,6
12,5
13,6
17,4
20,2
21,7
22,1
22,8
27,1
28,7
31,5
32,3
34,3
32,0
32,0
32,3
29,4
28,7
28,0
30,9
Еще в конце 60-х годов в США сложилось три укрупненных вида лизинговых компаний (независимые, дочерние фирмы производителей и филиалы банков).
В 1963 г. Финансовый контролер разрешил банкам заниматься лизинговой деятельностью. В 1970г. был принят Закон о банковской холдинговой компании, который разрешил допустимый объем операций на национальном уровне, что сделало лизинг привлекательной сферой финансовой деятельности для банков и банковских холдинговых компаний. Сегодня многие банковкие холдинговые компании управляют отделениями по лизингу и владеют банками с отделениями по лизингу. Сохранение обоих видов деятельности объясняется налоговыми льготами и требованиями к капиталу и их финансовому обеспечению.
В 1972 г. Совет управляющих Федеральной резервной службы (ФРС) принял решение, разрешающее банковской холдинговой компании выступать в качестве агента-брокера или консультанта в связи с полностью оплаченным лизингом. В 1974 г. сфера деятельности дочерних компаний расширилась за счет сдачи в аренду (при определенных условиях) недвижимости.
Банковские холдинговые компании имеют право осуществлять лизинг движимого и недвижимого имущества; национальные банки — только лизинг движимого имущества.
В 1980 г. Управление стардартизациии финансового учета выпустило постановление, в соответствии с которым с 1981 г. стали разграничивать “подлинный лизинг” и покупку с помощью лизинга. До этого фирмы могли брать оборудование в лизинг и не отражать его стоимость на своих балансах, а вести забалансовый учет, не показывая возрастающую сумму задолженности. В этом постановлении были перечислены следующие пункты:
— право собственности в конце сделки переходит к арендатору;
— лизинговая сделка позволяет купить оборудование в конце сделки по цене ниже рыночной;
— срок сделки больше или равен 75% полезного срока службы. Чем больше остаточная стоимость, которой лизингодатель желает рискнуть, тем лучшими и более конкурентоспособными будут условия лизинга. Финансовый контролер, стремясь уменьшить банковский риск, установил минимальный предел остаточной стоимости, которая может быть заявлена в размере 25%. Совет ФРС избрал более консервативный подход, ограничив остаточную стоимость 20%, кроме лизинга автомобилей. Совет по предоставлению банковских займов под жилье установил лимит в 70% величины остаточной стоимости для ссудо-сберегательных отделений, занимающихся лизингом;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30