Финансовые аспекты лизинга

С другой стороны операция по переводу нерезиденту платы за имущество по лизингу за рубеж в любом случае является валютной операцией, связанной с движением капитала, и, как следствие, требующей наличия лицензии ЦБ РФ, независимо от срока предоставления имущества в финансовую аренду и перечисления установленной договором платы, так как рассматриваемая операция прямо не предусмотрена в перечнях валютных операций приведенных в законе “О валютном регулировании и валютном контроле”, а относить финансовую аренду к услугам, исходя из юридической природы арендных отношений, достаточно сомнительно. Следовательно данные операции относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала, по которым требуется получение лицензии Банка России (п.4 разд.2).

Данное противоречие замедляет развитие лизинга в России, следовательно необходимо внести изменения в в Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”, четко оговаривающие лизинговые отношения, и устранить противоречия с Законом “О лизинге” от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ,- переведя международные лизинговые операции с разрешительного на регистрационный порядок.

Для успешной деятельности лизинговых компаний безусловным основанием являются фундаментально проработанные в Законе главы 2 и 3, посвященные вопросам правовых основ лизинговых отношений (статьи 10—26) и экономических основ лизинга (статьи 27—35), о чем неоднократно уже сообщали руководители практикующих лизинговых компаний.

В Законе также много неточностей, много нерешенных проблем. Например, не ясно, на ком лежит бремя доказательства того, что оборудование используется для предпринимательских целей? Где законодательные рамки полного владения имуществом? Кто несет ответственность за уплату таможенных платежей за лизинговое оборудование? Может ли лизингодатель представлять интересы других участников лизингового договора перед ГТК? Где механизмы ретрансляции НДС при экспортном лизинге? Но самое главное, это налоги с оборота (налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы) в размере 4 процентов, которые приходится необоснованно платить лизинговым компаниям. Это ведет к значительному удорожанию лизинговых операций. Необходимо отметить, что в Законе предпринята попытка решить эту проблему. Однако одновременно с принятием Закона "О лизинге" не были внесены необходимые изменения в профильные налоговые законы. Некоторые директора лизинговых компаний, может быть, и находят возможность использовать Закон в собственных нуждах, но в таком виде он может быть полезен в одной какой-то сделке, но не во всех.

Предпринятая в Законе попытка облегчить таможенный и валютный режимы, предоставить налоговые льготы не получила необходимого завершения, так как не получила отражения в профильных законах, которыми руководствуются ЦБ, ГТК и другие органы. Закон не устранил пробелы, имеющиеся в Гражданском кодексе по сублизингу. В Законе нужны разъяснения по лизингу недвижимости, недопустимо определять все издержки лизинговой компании на стадии формирования лизинговой сделки, как это предусмотрено в Законе. Полный учет затрат можно осуществить только в конце срока лизинга. Лизинговые правоотношения должны быть сгруппированы в виде самостоятельной конструкции.

Взвешенность и неспешность, конечно же, необходимы при принятии законов. Прежде всего на этапе подготовки законопроекта. Тогда не будет возникать проблем с его применением на практике. Теперь, раз уж Закон принят в далеко не совершенном виде, наиболее важным представляется определить организационные принципы реформирования лизингового законодательства.

Процедура принятия Закона "О лизинге" показала, что формальные вопросы становятся более значимыми, чем вопросы существа дела.

Исходя из того что Дума только избрана и России предстоят выборы Президента России в марте 2000 г., а также исходя из того, что предстоит еще принятие других не рассматривавшихся ранее законов, можно предположить, что изменения в Закон "О лизинге" будут рассмотрены, не ранее второй половины 2000 года или начала 2001 года. Это означает, что имеется больше года на проведение работ по переработке Закона "О лизинге".

Переработка Закона должна строиться не только с учетом теоретических посылов. Необходимо по каждой статье, по каждому пункту расписать все доводы "pro" и "contra" Сделать это следует путем приведения фактических примеров из деятельности большинства лизинговых компаний в пользу или против норм, содержащихся в Законе, так как принятие нормативного акта, а тем более закона, предполагает учет интересов всех или большинства из тех, кто будет им пользоваться, при подготовке и принятии Закона "О лизинге" учитывалось мнение ряда (но не всех) ассоциированных лизинговых компаний. Если придать этому мнению количественную оценку через удельный вес стоимости лизинговых договоров, заключаемых компаниями, входящими в Ассоциацию "Рослизинг", в общем стоимостном объеме лизингового рынка России, то следует учесть, что этот показатель составлял в 1997-1998 гг. только 45-50 процентов.

“Для сравнения можно привести аналогичные показатели по ряду стран на основе данных World Leasing Yearbook -1999 (Euromoney Publications, London, 1999) и Annual Report - 1997 (Leaserope-1998). Так, удельный вес стоимости лизинговых договоров, заключаемых членами 15 национальных ассоциаций, составлял от 80 до 100 процентов в общем объеме соответствующего лизингового рынка страны, в том числе: в Австралии -90%, Австрии - 88,3%, Бельгии - около 100%, Голландии -85%, Дании - 80%, Ирландии - 95%, Италии - около 100%, Норвегии - 90,3%, Польше - 89,9%, Франции - 97,6%, Чехии - 94,9%, Швейцарии - 90%. Что касается другого показателя, учитывающего охват мнений о Законе "О лизинге", - количество реально действующих лизинговых компаний (то есть заключающих договоры лизинга), то в составе Ассоциации "Рослизинг" их насчитывается примерно 15 процентов от общего числа действующих лизингодателей и менее 7 процентов от числа получивших лицензии на право осуществления лизинговой деятельности в России. Не случайно в тексте статей сегодняшнего Закона хорошо видны интересы небольшого количества лизинговых компаний. Причем по многим статьям Закона можно указать, интерес какой из лизинговых компаний здесь представлен” (3, стр 16).

Над окончательным текстом закона должны работать представители большинства, а не меньшинства лизинговых компаний. К работе, кроме лизингодателей, следует привлечь резидентов и нерезидентов, лизингополучателей, производителей (поставщиков) оборудования, кредитные институты, страховые, консалтинговые компании, органы госуправления (Минфин, Минэкономики, Министерство налогов и сборов, Минюст, ГТК), а также ЦБ РФ, Арбитраж, другие заинтересованные организации. Следует собрать, обобщить и опубликовать доводы (в том числе и количественные) лизинговых компаний-резидентов и нерезидентов (мнение последних не следует игнорировать). Пока этого не делали. Целесообразным будет также привести по каждой статье Закона (по мере возможности) выжимку из обзора западного лизингового законодательства или обычаев лизинговой деятельности за рубежом. Причем сделать это надо в сопоставлении с российской практикой и, главное, с рекомендациями по использованию той или иной нормы.

Необходимо составить перечень законодательных и нормативных актов и тексты изменений, которые в них необходимо внести (в том числе и в ГК РФ, если это требуется) в связи с принятием переработанного закона. В противном случае Закон "О лизинге" так и не заработает.

Организация такой работы над законом исключит поспешность и позволит принять взвешенные и, главное, обоснованные решения во благо российского лизинга.

Как уже упоминалось выше, законом установлено, что лизинговая деятельность лизинговых компаний, а также граждан, осуществляющих лизинговую деятельность и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, ведется на основании разрешений (лицензий), полученных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Рассмотрим порядок лицензирования лизинговой деятельности более подробно.

Лицензирование осуществляется уполномоченными государственными органами в целях создания благоприятных условий для развития лизинга, регулирования и контроля за работой лизинговых компаний, а также защиты интересов и прав всех участников лизингового рынка. Получение лицензии обязательно как для российских лизинговых компаний, так и для зарубежных фирм, осуществляющих лизинговые операции в России.

Порядок получения лицензий установлен в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 167 Положении “О лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации”.

Функции лицензирующего органа возложены на Министерство экономики Российской Федерации, причем лицензирование деятельности лизинговых компаний, использующих в своей работе средства федерального бюджета и имеющих отраслевой характер, осуществляется по согласованию с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти. Минэкономики России вправе передавать полномочия по лицензированию лизинговой деятельности, осуществляемой на территории только одного субъекта Российской Федерации, органам его исполнительной власти.

Лицензии, выданные Минэкономики России, действительны на всей территории страны, а лицензии исполнительных органов субъектов Российской Федерации — только на территории конкретного субъекта.

Министерство экономики Российской Федерации приказом от 20 июня 1996 г. № 91 “Об организации работы Минэкономики России по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации” образовало межведомственную комиссию, которая уполномочена принимать решения о выдаче либо об отказе в выдаче, продлении, переоформлении, аннулировании лицензий, а также о приостановлении или возобновлении их действия.

Обеспечение работы комиссии тем же приказом было возложено на Государственную регистрационную палату при Минэкономики РФ, которой поручалось выполнение следующих функций:

• регистрация и рассмотрение представленных лизинговыми компаниями документов, определение степени их комплектности и соответствия действующему законодательству;

• проведение при необходимости самостоятельной дополнительной экспертизы представленных документов или организация их независимой экспертизы с привлечением аудиторской организации;

• подготовка для рассмотрения комиссией заключений о выдаче, отказе в выдаче, продлении, переоформлении, аннулировании лицензий, приостановлении или возобновлении их действия;

• выдача по решению комиссии лицензий или уведомлений об их продлении, переоформлении, аннулировании, приостановлении или возобновлении, а также об отказе в выдаче лицензии.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г. № 10.84 Государственная регистрационная палата передана в ведение Министерства юстиции РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать