Финансовые аспекты лизинга

Операционные затраты

Доходы до налогообложения

Чистые доходы компании

2056

2015

39

21

2229

2202

26

18

2582

2561

22

17

2878

2844

8

11

3456

3411

8

3


Как видно из приведенной таблицы, при годовом операционном обороте почти в 3,5 млрд. долл. чистый доход компании составил всего 3 млн. долл., т. е. менее 0,001% оборота. По-видимому, чистый доход не является главной побудительной силой развития этой лизинговой компании. Куда важнее для акционеров то, что через лизинговую компанию и обслуживающие ее банки-учредители проходят многомиллиардные обороты; то, что лизинговая компания обеспечивает существенное ускорение товарооборота торговой компании-учредителя, а также то, что деятельность лизинговой компании способствует развитию страхового бизнеса.

Лизинговой компанией Century Leasing System, Inc. руководит совет директоров в составе 16 человек. Текущее руководство возложено на президента лизинговой компании, а также на двух главных менеджер-директоров.

Организационная структура управления лизинговой компании состоит из следующих подразделений:

— Департамент аудита (это автономное от других департаментов подразделение);

— Главный департамент делопроизводства;

— Департамент по работе с персоналом;

— Департамент корпоративного планирования и координации;

— Департамент финансов;

— Департамент бухгалтерского учета;

— Информационно-аналитический департамент;

— Департамент планирования систем информации по управлению;

— Кредитный департамент № 1;

— Кредитный департамент № 2;

— Департамент международного кредита;

— Дивизион маркетинга. В его состав входит более двух десятков функциональных и территориальных подразделений в Японии и за рубежом.

По отчетным данным, в 1997 г. операционные доходы этой лизинговой компании составляли около 3,5 млрд. долл. В то же время в 1998 г. объем лизинговых операций этой компании равнялся только 2,7 млрд. долл., т. е. 77% первой величины. По-видимому, часть доходов лизинговых компаний приходится и на нелизинговую деятельность.

Однако велика вероятность, что финансовый кризис, поразивший Японию в первой половине 1998 г., внесет коррективы и в результаты лизинговой деятельности. Дело в том, что у многих японских лизинговых компаний, по-видимому, сокращаются возможности привлечения недорогих кредитных ресурсов в японских банках на долгосрочный период — чем последние всегда очень славились, — например, для операций лизинга судов, самолетов. Задолженность японских банков к концу 1998 г. оценивается в размере от 660 млрд. до 1 трлн. долл. Сильная экономика Японии, безусловно справится с последствиями кризиса, но на это уйдет время.

Теперь рассмотрим как развивался лизинг в Западной Европе.

Современный европейский лизинг стал формироваться и достаточно быстро проникать в различные сферы хозяйственной деятельности в 60—70-х годах. В мае 1972 г. образовался Совет Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний “Евролиз” (LEASEUROPE). Это одна из наиболее крупных в мире лизинговых ассоциаций. К началу 1998 г. она объединяла 1212 лизинговых компаний, которые аккумулировали более 90% европейского лизингового рынка.

Динамика и структура осуществленных инвестиций в лизинговые проекты в Европе за 12 лет характеризуются следующими показателями табл. 7.

По оценкам европейских исследователей развития лизингового бизнеса, рост промышленного производства на 1 % коррелировал с ростом объема лизинговых операций на 1,35%.

Анализ статистики европейских стран по объемам нового бизнеса лизинга оборудования свидетельствует, что имеет место достаточно высокий уровень его концентрации. Однако этот показатель постепенно снижается. Так, в 1996 г. первые пять стран (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания) имели удельный вес в общем объеме рынка лизинговых услуг— 80,4%, в 1998 г. - 78,7, в 1999 г. - 78,5, в 2000 и 2001 гг. - по 76,8%.

Если рассматривать уровень странового сосредоточения лизингового бизнеса по видам оборудования в 90-х годах, то здесь самый высокий уровень концентрации приходился в разные периоды на суда, самолеты, железнодорожный подвижной состав.

Таблица 7 Динамика и структура инвестиций в Европе (9, стр. 43)

 

 

Год

Объем лизинговых операций, млрд. ЭКЮ

Доля движимого имущества в общем объеме лизинговых операций, %

Доля недвижимости в общем объеме лизинговых операций, %

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

36,1

51,7

69,5

82,1

95,2

94,5

89,0

79,7

85,6

94,9

106,8

117,1

87,0

85,3

85,8

86,0

83,1

85,6

84,8

84,4

83,8

83,7

85,8

86,5

13,0

14,7

14,2

14,0

16,9

14,4

15,2

15,6

16,2

16,3

14,2

13,5


Однако динамика концентрации по этим видам оборудования представляется скачкообразной. Так, перечисленные выше виды оборудования являются “нелизингуемыми” во Франции и в Испании. В то же время в различные годы в первую пятерку помимо признанных лидеров— Германии и Великобритании— входили также Италия, Нидерланды, Дания, Швеция, Швейцария, Ирландия.

Достаточно стабильной и превышающей средний уровень была концентрация нового лизингового бизнеса по машиностроительному и промышленному оборудованию. Неизменным на протяжении пяти лет был состав первой пятерки— Великобритания, Италия, Франция, Германия, Испания. Доля этих стран превышала 4/5 общеевропейского уровня. Соответственно, в 1996 г. она составила 83,1%, в 1998 г.- 84,0, в 1999 г.- 83,3, в 2000 г.- 80,7, в 2001 г.- 81,8%.

Что касается лизинга автотранспортных средств, то здесь отмечалось ежегодное снижение уровня концентрации лизинговых сделок. По легковым автомобилям снижение было неравномерным. Так, в 1996 г. доля первой пятерки составляла 86,3%, в 1998 г. - 87,3, в 1999 г. - 86,9, в 2000 г. - 82,3%. Лидирующие места занимали такие страны, как Германия, Великобритания, Италия, Швейцария, Франция, Австрия, Швеция, и, что очень интересно, в течение 1999—2000 гг. четвертое-пятое место в Европе по лизингу легковых автомобилей занимала Чехия. По итогам 2001 г. эта страна была восьмой.

В то же время концентрация лизинга грузовых автомобилей постепенно сокращалась: в 1996 г. она составила 79,5%, в 1998 г.- 79,7, в 1999 г.- 75,3, в 2000 г.- 71,0, в 2001 г.- 70,1%. Наибольшее сосредоточение объемов нового бизнеса по этому виду оборудования было в Великобритании, во Франции, в Германии, Испании, Италии. В то же время лизинг грузовиков стабильно очень популярен в средних и небольших по размеру европейских странах— Нидерландах, Австрии, Норвегии, Ирландии, Швейцарии, Швеции. В 2000 г. девятый результат в европейской табели о рангах среди лизингодателей грузовиков заняла еще одна восточноевропейская страна— Польша, которая за четыре года увеличила объемы новых сделок в 20 раз.

Операции по передаче в лизинг компьютерного и офисного оборудования сокращались до 1998 г., а затем последовал подъем. Компьютеры морально устаревают быстрее многих других видов оборудования. Лизинговые сделки здесь не так продолжительны по срокам. На протяжении четырех лет первая европейская пятерка стран состояла из Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов и Швеции.

Наиболее важные для анализа и составления прогнозов показатели, характеризующие структуру европейского лизинга по различным видам оборудования, представлены, в табл. 8.

 

 

Таблица 8 Структура лизинга оборудования в Европе, % (9, стр. 44)


Вид оборудования

 

1995г.

 

1996г.

 

1998г.

 

1999г.

 

2000г.

 

2001г.

Всего

В том числе:

Промышленное оборудование

Компьютеры и оргтехника

Грузовые автомобили

Легковые автомобили

Корабли, самолеты, вагоны

Другое оборудование

100,0

 

30,9

16,7

13,2

29,1

4,5

5,6

100,0

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать