Финансовые аспекты лизинга

Предполагалось, что Налоговый кодекс принципиально изменит налоговую систему России следующим образом:

В нем, как в документе прямого действия, произойдет упорядочение всех существующих законодательных и нормативных актов по вопросам налогообложения.

Предусматривается некоторое снижение налогового бремени, сократится число налогов.

Повысится уровень защищенности и соблюдения прав налогоплательщиков.

Пока данные утверждения являются больше “декларацией о намерениях”, нежели действующими положениями. Дело в том, что статьи, непосредственно определяющие виды налогов и сборов, в настоящее время не действуют. Их вступление в силу произойдет с принятием второй части Налогового кодекса. А пока налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или во внебюждетные фонды взимаются в соответствии со ст. 19,20,21 закона РФ “Об основах налоговой системы”.

Пока вторая часть налогового кодекса не вступила в силу, будут действовать ныне существующие налоговые законы, которые согласно ст. 7 Федерального закона от 31.01.98г. №147 ФЗ “действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса, и подлежат приведению в соответствие с частью первой Налогового кодекса”.

Некоторые положения первой части Налогового кодекса вступили в силу с начала 1999г., особенно участникам лизинговой сделки следует обратить внимание на следующие изменения.

Отменяются ранее установленные положения, связанные с особым порядком налогообложения при реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, а именно абзацы 3-9 п. 1 ст.4 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость”, п.5 ст.2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций”. Таким образом с 1 января 1999г. Отменяется порядок дорасчета выручки для целей налогообложения при реализации продукции (работ, услуг) по ценам не выше себестоимости, когда для целей налогообложения принималась рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Теперь лизинговым компаниям не прийдется доначислять указанные выше налоги при способах уплаты лизинговых платежей в уменьшающихся либо увеличивающихся размерах.

Установлен в ст.40 Налогового кодекса принципиально новый для налогового законодательства подход к определению цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения. При этом основной ценой является цена, указанная сторонами сделки (договорная цена). Пока не доказано обратное, предполагается, что данная цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

a) Между взаимозависимыми лицами.

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности (ст. 20 НК). Вполне возможно, что налоговыми органами участники лизинговой сделки могут быть признаны взаимозависимыми лицами, однако, пока это только предположение.

b) По товарообменным (бартерным) операциям. Это имеет значение для лизинговых компаний, если лизинговые платежи выплачиваются в компенсационной или смешанной форме (т.е. полностью или частично продукцией лизингополучателя).

c) При значительном колебании (более чем на 30% в ту или иную сторону) уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным товарам) в пределах непродолжительного времени.

Данное положение также может иметь значение для лизинговых компаний в случае, если лизинговые контракты заключаются на одно и то же оборудование, но для разных клиентов (например, один клиент - предприятие той же финансово-промышленной группы, к которой принадлежит лизинговая компания, а второй клиент - сторонний).

Если, в указанных выше случаях, по мнению налогового органа, примененные сторонами сделки цены товаров, работ, услуг отклоняются в ту или иную сторону более, чем на 30% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен.

Изложенный в данной статье подход значительно ограничивает права налоговых органов в части определения цены сделки для целей налогообложения.

И еще один чрезвычайно важный момент - Налоговый кодекс предусматривает реальное повышение уровня защищенности и соблюдения прав налогоплательщиков:

Отныне новые налоги могут быть введены не ранее следующего финансового года, а изменения, внесенные в налоговые законы, могут вступать в действие не ранее, чем через месяц после их официального опубликования (п.1 ст.5 НК).

Размер санкций за налоговые нарушения значительно снижен, а сами санкции унифицированы.

Если налогоплательщик не согласен с результатами налоговой проверки, то взыскание всей суммы налоговых санкций может производиться только в судебном порядке (ст. 104 НК)

В качестве дополнительного механизма защиты экономических интересов налогоплательщика сумма излишне взысканного налога возвращается с начислением на нее процентов исходя из действовавшей в эти дни ставки рефинансирования ЦБРФ(п.4ст.79НК).

Налоговый кодекс стал реальностью, несмотря на то, что некоторые его положения еще не вступили в силу. К сожалению, нельзя однозначно сказать, что принятие первой части облегчило жизнь практикам. К тому же, как известно, готовится закон о внесении изменений и дополнений в первую часть Налогового кодекса “в целях устранения неточностей и технических ошибок”.

Серьезные проблемы для лизинговых компаний создают недостаточно честные нормы, регулирующие взимание НДС.

Необходимо отметить, что регулирующие взимание НДС нормы недостаточно ясны, а это создает серьезные проблемы для лизинговых компаний. Ниже приводится несколько ситуаций, вызывающих затруднения при применении существующих нормативных положений.

Пример 1. Наиболее распространенной практикой в России является постановка лизингового имущества на баланс лизингодателя, и соответственно начисление им амортизации на данное имущество. В этом случае лизингополучатель относит лизинговые платежи на себестоимость в полном объеме. НДС, начисленный на лизинговые платежи и уплаченный лизингополучателем, принимается к зачету в установленном порядке. В случае, когда лизинговое имущество находится на балансе лизингополучателя, последний включает в себестоимость произведенной продукции (оказанных услуг) амортизационные отчисления, а не лизинговые платежи. В принципе, НДС, начисленный на лизинговые платежи и уплаченный лизингополучателем, должен приниматься к зачету в любом случае, независимо от того, на чьем балансе находится лизинговое имущество. Но п. 19 Инструкции № 39 Государственной налоговой службы Российской Федерации “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (от 11 октября 1995 г.) гласит: “Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения”.

Поскольку НДС, уплаченный лизингополучателем, был начислен на лизинговый платеж, не включенный в себестоимость продукции, то может ли в этом случае лизингополучатель принять к зачету сумму уплаченного НДС?

По нашему мнению, лизингополучатель должен иметь право принимать к зачету уплаченный НДС, начисленный на лизинговые платежи, независимо от того, на чьем балансе находится арендованное имущество. Необходимо разъяснение того, каким образом лизингополучатель может принимать к зачету НДС, начисленный на лизинговые платежи, в случаях, когда лизинговое имущество находится на балансе лизингополучателя.

Пример 2. Помимо проблемы, описанной выше, лизингополучатель, который получает имущество по договору международного лизинга от компании-нерезидента и ставит его на свой баланс, сталкивается с недостаточно ясно изложенным положением о возможности зачета НДС, уплаченного лизингополучателем на таможне. По существующим правилам принятия НДС к зачету основные средства должны быть приобретены и поставлены на учет, а НДС должен быть уплачен.

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении основных средств, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет в момент принятия на учет основных средств.

Вопрос, связанный с данным положением, заключается в том, можно ли считать основные средства, полученные предприятием по договору лизинга, приобретенными?

По мнению участников лизинговых сделок, уплаченный лизингополучателем таможенным органам НДС на основные средства, ввозимые в Россию по договору лизинга, в полном объеме должен вычитаться из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет в момент принятия основных средств на баланс лизингополучателя; иными словами, имущество, полученное по договору лизинга, должно считаться приобретенным.

Пример 3. Для лизинговых компаний, которые решили продать оборудование, возвращенное им по окончании договора лизинга, представляет затруднение еще один аспект существующих норм начисления и уплаты НДС. Согласно существующим нормам, если единица оборудования имеет балансовую стоимость 1500 долл., но компания может продать это оборудование на рынке только за 1000 долл., НДС начисляется на остаточную стоимость оборудования. Это препятствует развитию вторичного рынка оборудования в России. Несмотря на то, что предприятие имеет право обратиться в налоговые органы с доказательствами реальной рыночной цены (для получения права начисления НДС на эту сумму), данный аспект создает определенные трудности для лизинговых компаний.

По мнению лизинговых компаний, НДС должен взиматься с продажной цены подержанного оборудования, а не с его балансовой стоимости. Необходимо отменить любые требования по обоснованию рыночной цены для налоговых органов.

Пример 4. Текущие правила уплаты НДС иногда приводят к искажениям в экономической политике. В случае с российскими фармацевтическими компаниями, берущими в лизинг оборудование у компаний-нерезидентов, фактически НДС может начисляться дважды на одно и то же имущество. Поскольку российские потребители не платят НДС на лекарственные средства, двойная сумма НДС на лизинговое оборудование увеличивает себестоимость продукции и в конечном итоге оплачивается из кармана российских потребителей. Когда Правительство Российской Федерации отменило НДС на лекарственные средства, оно, скорее всего, намеревалось помочь людям приобретать лекарства по более доступным ценам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать