Интернет-бизнес в России
p> Каковы различия в стартовых условиях для развития В2В между Россией и странами Европы и США? Каковы перспективы внедрения электронных технологий в различных отраслях экономики нашей страны и какие стимулирующие и сдерживающие факторы влияют на процесс интернетизации отечественных предприятий?

В России стартовые условия для развития межкорпоративного электронного бизнеса имеют существенные отличия по сравнению с ситуацией, сложившей в
Европе и, тем более, в США. С одной стороны, ряд факторов общеэкономического и инфраструктурного порядка, характерные для всех сегментов экономики, существенно осложняют процесс внедрения электронного бизнеса в существующую практику хозяйствования, а с другой - практическая реализация В2В решений при определенных условиях уже в среднесрочной перспективе может оказаться особенно эффективной именно для отечественных компаний.

На Западе появление электронного бизнеса стало следствием эволюционных процессов, происходящих в стабильной "цивилизованной" экономике, основанных на постепенной компьютеризации компаний (80-е - начало 90-х гг.), внедрении ими систем комплексной автоматизации основных бизнес-процессов (середина 90- х годов) при параллельном развитии сети Интернет. В этих условиях появление решений В2В стало логическим продолжением этих тенденций. В России же в этот период происходила крайне болезненная адаптация всех субъектов экономики к принципиально новой для них рыночной среде. В этих условиях все усилия компаний в большинстве случаев были направлены не на совершенствование и оптимизацию хозяйственной деятельности, а на поддержание объемов производства, минимально необходимых для сохранения предприятия. Как результат, сложившаяся в настоящее время система экономических взаимоотношений между российскими корпорациями пока далека от практики, принятой в развитых странах.


На сегодняшний день можно выделить ряд факторов, влияющих на развитие В2В в нашей стране.

Таблица 3.2.1.1
|Сдерживающие факторы |Стимулирующие факторы |
|Общеэкономические факторы |
|- многолетняя нестабильность |- гигантские географические масштабы |
|экономической ситуации; |национального экономического |
| |комплекса; |
|- высокая доля "теневого" сектора | |
|экономики, часто тесно связанного |- наметившийся в 1999-2000 гг. |
|с легальным бизнесом; |экономический подъем и оживление |
| |промышленного производства; |
|- в целом высокий уровень | |
|монополизации промышленности, |- расширение внутреннего рынка, в том|
|связи, транспорта; |числе и за счет появления новых |
| |потребителей; |
|- большая роль личных отношений и | |
|персональной заинтересованности в |- повышение уровня "монетаризации" |
|формировании снабженческо-сбытовых|экономики; |
|цепочек; | |
| |- высокий уровень дифференциации цен |
|- низкий уровень денежных средств |на однородную продукцию; |
|в общей структуре взаиморасчетов; | |
| |- в целом объективная потребность |
|- множественность подходов к |компаний в повышении эффективности |
|ценообразованию в рамках одного |снабженческо-сбытовой деятельности; |
|предприятия, обусловленная | |
|применением различных схем |- улучшение финансового состояния |
|расчетов; |предприятий, прежде всего в |
| |экспорториентированных отраслях за |
|- неприемлемая для бизнеса |счет улучшения конъюнктуры мировых |
|налоговая система, побуждающая к |рынков энергоносителей и сырья; |
|массовому "уходу" от налогов; | |
| |- появление новых собственников, |
|- неоптимальное использование |заинтересованных в повышении |
|имеющихся ресурсов; |эффективности бизнеса; |
| | |
|- приоритетная потребность в |- появления первых В2В проектов в |
|обновлении основных фондов при |России |
|сохраняющемся дефиците собственных| |
|средств предприятий "реального" | |
|сектора; | |
| | |
|- неблагоприятный инвестиционный | |
|климат; | |
|Инфраструктурные факторы |
|- невысокий (в сравнении с |- высокие темпы роста пользователей |
|развитыми странами) уровень |Интернет (преимущественно в |
|информационных технологий, |экономических центрах); |
|особенно на периферии; | |
| |- постепенный процесс компьютеризации|
|- ограниченная Интернет-аудитория,|компаний; |
|в том числе и в сегменте | |
|корпоративных пользователей; |- высокий интеллектуальный потенциал |
| |в сфере развития компьютерных |
|- слабая степень развития |технологий |
|телекоммуникаций | |
|Управленческие факторы |
|- в целом низкая эффективность |- постепенное повышение уровня |
|корпоративного управления; |менеджмента в компаниях, |
| |принадлежащих собственникам, |
|- инерционность в восприятии |заинтересованных в долгосрочном |
|принципиально новых подходов к |развитии своего бизнеса. |
|ведению дел у большинства | |
|руководителей "советской" | |
|формации; | |
| | |
|- недоверие к инструментам ведения| |
|бизнеса, не апробированным в | |
|России | |
|Правовые факторы |
|- отсутствие правового |- осуществляется разработка проектов |
|регулирования электронной торговли|законов для дальнейшего утверждения |
|(в частности, закона о электронной|законодательными органами |
|цифровой подписи) | |

Вышеперечисленные факторы непосредственно влияют на степень готовности каждого из сегментов отечественной промышленности к использованию механизмов межкорпоративного электронного бизнеса, которая существенно дифференцируется в зависимости от конкретной отрасли индустрии.

Для выявления наиболее перспективных секторов отечественной индустрии с точки зрения реализации механизмов В2В в своем исследовании рейтинговое агентство "Эксперт РА" провело анализ имеющегося потенциала для ведения межкорпоративного электронного бизнеса, его возможных форм и интенсивности развития в следующих отраслях промышленности:
. топливно-энергетический комплекс;
. черная и цветная металлургия;
. химическая и нефтехимическая промышленность;
. машиностроение;
. лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
. промышленность строительных материалов;
. пищевая промышленность;
. легкая промышленность;
. фармацевтическая промышленность.

Данные сегменты отечественной индустрии обеспечивают основной объем промышленного производства в России: на их долю приходится свыше 90% суммарного выпуска продукции. Для сравнительного анализа использовались три основные группы факторов, влияющие на стартовые условия для внедрения В2В решений в отечественную индустрию:

Таблица 3.2.1.2
|Факторы, определяющие развитие межкорпоративного электронного бизнеса |
|Структурно-экономические|Информационно-инфра- |Управлен- |
| |структурные |ческие |
|- Фрагменти- |- Уровень автоматизации |- Уровень |
|рованность рынков и |бизнес-процессов; |менеджмента; |
|уровень конкуренции; | | |
| |- развитие сетевой |- характер взаимо- |
|- интенсивность |инфраструктуры; |отношений |
|финансовых потоков и | |менеджеров и |
|экспортно-импортная |- обеспеченность |акционеров |
|ориентация; |IT-персоналом; | |
| | | |
|- доля денежных средств |- доступ в интернет и | |
|в расчетах за |использование возможностей| |
|поставленную продукцию; |Сети; | |
| | | |
|- система организации |- инвестиции в развитие | |
|снабженческо-сбытовой |информационных технологий | |
|деятельности; | | |
| | | |
|- уровень унификации | | |
|продукции | | |

Проведенный анализ факторов показал, что в настоящее время ни одна из исследуемых отраслей в полной мере не готова к использованию моделей В2В коммерции. В то же время, несмотря на сохранение в обозримой перспективе действия общих сдерживающих факторов, в отдельных сегментах промышленного производства уже сформировался ряд условий, благоприятствующих проведению коммерческих транзакций между основными участниками рынка в сети Интернет, и заметное развитие электронной торговли принципиально возможно уже в ближайшем будущем.

Наиболее близко к использованию B2B решений подошли крупнейшие компании металлургического комплекса. Сочетание благоприятных экономических, инфраструктурных и управленческих факторов в этой отрасли практически уникально для российской промышленности, при этом ведущие металлургические корпорации уже сейчас серьезно рассматривают возможность организации электронных торговых площадок как в России, так и за рубежом
(так, в настоящее время на отечественном рынке функционируют торговые системы E-metex.ru, Metalltorg.ru и др., работают Europe-steel.com и Metal-
Russia.com, предназначенные для торговли российской продукцией за рубежом).
В ближайшей перспективе можно ожидать, что именно этот сектор сыграет роль
"локомотива" в развитии межкорпоративного электронного бизнеса в России.

Современная ситуация на рынке медицинских препаратов делает весьма вероятным скорое возникновение элементов электронного взаимодействия между фармацевтическим компаниями. Причем инициаторами создания торговых систем в этом сегменте могут стать не непосредственные производители, большинство из которых пока слишком слабы для реализации таких схем, а крупные дистрибьюторские корпорации, оперирующие как с российскими, так и с импортными препаратами, заинтересованные в повышении эффективности бизнеса и обладающие для этого необходимыми ресурсами. Машиностроение, химический комплекс, лесная и пищевая промышленность в целом менее готовы к использованию B2B решений. Их возможности существенно дифференциируются в зависимости от конкретной подотрасли.

Отдельно необходимо отметить возможности развития технологий В2В в топливно-энергетическом комплексе. Располагая хорошими стартовыми условиями для развития Интернет бизнеса, эти отрасли в силу специфики их структурной организации в настоящее время обладают ограниченными возможностями для масштабных открытых проектов в области электронного бизнеса в сфере сбыта.
Однако, вполне вероятно использование ими элементов В2В-решений во внутрикорпоративном взаимодействии в крупных холдингах, а также использование Интернета для закупок материалов и комплектующих. Кроме того, учитывая их высокий экспортный потенциал, компании нефтяной и газовой промышленности могут быть заинтересованы в организации электронных торговых площадок для экспортных операций. В более отдаленной перспективе, после реализации реформ, намеченных в российской электроэнергетике и в газовой промышленности, возможна организация В2В площадок и в этих российских отраслях.

Рис. 3.2.1.4

[pic]

В целом перспективы развития межкорпоративного электронного бизнеса в России главным образом связаны с возможностью дальнейшего улучшения макроэкономической ситуации в стране, что сможет существенно снизить влияние факторов, препятствующих эффективной реализации механизмов
В2В отечественными компаниями. Учитывая, что в ближайшем будущем от российской экономики трудно ожидать принципиальных позитивных сдвигов, способных коренным образом изменить сложившуюся практику взаимоотношений между субъектами хозяйственной деятельности, в течение двух - трех ближайших лет лавинообразный рост продаж промышленной продукции посредством интернета маловероятен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать