Интернет-бизнес в России
p> Финансовые потоки

Оценка объема и потенциальной емкости рынка

Одной из основных проблем российского Интернета является его непрозрачность, отсутствие достоверной информации. Ни один интернет-магазин по "доброй воле" не откроет финансовые показатели своей деятельности или в рекламных целях будет завышать их. Такая ситуация продлится до тех пор, пока интернет-компании сами не будут заинтересованы в открытии такого рода информации, например, для привлечения инвестиций посредством выхода на фондовый рынок.

Отсутствие достоверной информации об оборотах и тем более об объемах доходов приходится компенсировать экспертными оценками, которые иногда на порядок отличаются друг от друга.

По оценке экспертов, оборот интернет-магазинов в 2000 году составил
50,5 млн. долл. (оценка сделана с учетом оборотов магазина Depo.ru). Оценка потенциальной емкости рынка составляет на конец 2000 года 50 млн. руб.
Таким образом, в 2000 году розничный оборот интернет-магазинов составил
40,3 млн., при потенциальной емкости российского рынка 50 млн. долл.

Инвестиции

2000 год для российского Интернета ознаменовался большим притоком инвестиций с запада. О проявлении интереса к российскому интернет-рынку можно судить по тому, что несколько известных инвестиционных компаний выпустили в 2000 году объемные отчеты по Рунету.

Западные инвестиции начали поступать в российский Интернeт еще в 1998 году. Но основной поток западных денег пришел в Рунет после президентских выборов 2000 года.

В отчете компании RMG упоминается о сделках, касающихся интернет- магазинов, но параметры этих сделок не оглашаются.

Однако к 2001 году ситуация изменилась. Инвестиции в российский
Интернет в большой степени зависят от положения дел на Nasdaq, который на протяжении вот уже нескольких месяцев продолжает свое падение. Суммарные потери компаний новой экономики США составляют около 1/3 ВВП страны.
Соответственно венчурные инвестиции, которые несколько месяцев назад поступали с американского рынка, теперь сократятся. Это будет основной причиной снижения темпов роста Рунета. Западные инвесторы будут наблюдать за самостоятельным развитием российского Интернета, и, возможно, когда степень проникновения Интернета в России достигнет 8-10% взрослого населения, они снова вернутся.

Информация по внутренним инвестициям хранится за семью печатями. В
2000 году через российский рекламный рынок прошло более 2 млн. долл. Причем половина из них пошла на рекламу самих интернет-проектов и имеет инвестиционное происхождение.

Большинство российских проектов создавалось с целью последующей продажи. Причем, по западному образцу многие видели единственное решение - выпуск акций компаний и задумывались о создании подобия Nasdaq.

Сейчас в России уже открываются несколько фондов, некоторые из них раньше занимались "голубыми фишками" и были связаны с различными финансово- промышленными группами. Они имеют венчурный характер и нацелены в основном на технологические компании. По оценке журнала "Эксперт", совокупный объем их средств около 100 млн. долларов.

В марте 2000 года ММВБ и РТС объявили о начале программ по торговле акциями высокотехнологичных компаний. О желании торговать своими бумагами на ММВБ уже заявили несколько интернет-компаний, но скорого появления их акций на фондовом рынке ожидать пока не приходится.

Показательным примером является интернет-магазин Co@Libri, предпринявший попытку привлечь инвестиции через вывод акций на ММВБ. Но консультанты Arthur Andersen сделали вывод, что в настоящем виде магазин не может получить капитализацию, на которую рассчитывает. Рекомендация, которую они дали компании - слияние с более крупным интернет-проектом и совместный выход на фондовый рынок.

По опросу, проведенному компанией Monitoring.ru (www.monitoring.ru), абсолютное большинство россиян (84%) не готово вложить собственные средства в интернет-проект. Противоположную позицию занимают 6% опрошенных, 10% респондентов затрудняются ответить.

По мнению генерального директора Internet Group, компании, которые найдут способы создания собственного онлайнового бизнеса, станут новым внутренним источником инвестиций для развития Рунета в ближайшие 2-3 года.

Из вышесказанного можно заключить, что в этом году инвестиции в российский Интернет сократятся за счет уменьшения потока с запада.

Для выхода на фондовый рынок интернет-магазины должны предложить работающие проекты, результаты деятельности которых можно было бы проверить, опираясь не на публикуемые ими финансовые показатели, а на результаты аудиторских проверок.

Сокращение инвестиций и ужесточение конкуренции переориентируют интернет-магазины на получение прибыли.

В настоящее время идет этап частного инвестирования, и наиболее привлекательными для этого станут крупные онлайновые магазины и холдинги.

Возможно, мы станем свидетелями крупных сделок в области слияния интернет-компаний.

Прогнозы и перспективы развития

На фоне сокращения темпов роста российской экономики "интернет-бум", имевший место в 2000 году, также снижает свои темпы. Введение повременной оплаты за телефонные разговоры физических лиц, несомненно, негативно отразится на глубине проникновения Интернета в России. Основную часть своей аудитории Рунет получил в прошлом году:

[pic]

Рис. 3.2.2.11. Прогнозы оборотов российского рынка В2С.

Общий объем инвестиций в проекты электронной коммерции уменьшится за счет сокращения иностранного венчурного капитала. Увеличится доля частных внутренних инвесторов. С сокращением потока средств у компаний уменьшится количество стратегий для выживания. Итак, жесткая конкуренция усиливается.
Основная борьба за долю на рынке будет происходить между крупными холдингами и онлайновыми представителями крупных оффлайновых торговцев.
Оборот этих компаний составит большую часть объема всего рынка.

Основным способом оплаты в текущем году останутся наличные.
Увеличится доля оплаты

Направления развития:

Основными направлениями развития рынка B2C в будущем году будут:

Минимизация издержек (доставка, бухгалтерия, оплата, з/п, содержание веб-серверов и др.) содержания Интернет-магазинов, путем объединения в холдинги или "ужатия" расходных статей. Так уже поступили несколько интернет-магазинов, образовавшие холдинги eHouse и eSeller, и многие другие интернет-магазины сократившие издержки в несколько раз.

Повышения уровня организации продаж - Интернет-магазины станут привлекать для организации продаж профессионалов в области торговли, вместо профессионалов в области Интернет

Интернет-магазины станут предоставлять пользователям больше необходимой потребительской информации: подробное описание продуктов, совет специалистов, полезные статьи. В этой области, создания потребительского контента, намечается наиболее жесткая конкуренция, т.к. потребительские энциклопедии, обладающие обширным потребительским контентом, будут добавлять сервис заказа описываемых товаров, а Интернет-магазины будут добавлять к сервису заказа товаров более полный информационный потребительский контент. Следовательно, через какое-то время их интересы начнут пересекаться, и мы увидим конкурентную борьбу между разными группами сервисов B2C.

Рынок B2C будет большими темпами увеличивать товарное предложение, и в этом развитие особую роль должно сыграть появление Интернет-магазинов на основе технологии ASP (Application Service Providing). Интернет-магазины на
ASP будут рассчитаны на малый и средний бизнес, они не будут отличаться уникальными сервисами и крупным ассортиментом - малый и средний бизнес заинтересован в представлении в сети Интернет только своего, целевого товара (например: Валенки). Товарное предложение МСБ будет отличаться четкой фокусировкой товарного ассортимента и его уникальности, что должно разбавить нынешнее однотипное предложение. Основными поставщиками Интернет- решений B2С по технологии ASP являются компании: Stavka.ru, TorgWare и
Inist.

Рынок B2C будет тесно сотрудничать с рынком C2C - во многих Интернет- магазинах появятся функции Интернет-аукционов, созданные с "нуля" или в партнерстве с уже существующими, например: сотрудничество интернет-магазина
StroyShop и интернет-аукциона Stavka.

Интернет-магазины постараются обеспечить интеграцию своего бизнеса с ресурсами служб доставки, что позволит ускорить скорость доставки товаров.

Интернет-магазинов начнут развивать направление мобильной коммерции, предоставляющее покупателям возможность заказать товар с помощью мобильного телефона. Данное направление будет развиваться в кооперации с операторами мобильной связи. Операторы мобильной связи получат увеличения траффика,
Интернет-магазины - увеличение продаж.

Исходя из вышеперечисленных перспектив развития Рунета, можно дать следующие рекомендации для эффективного ведения электронной торговли.

По оценкам, 400 тыс. потенциальных покупателей интернет-магазинов уже находятся в Сети. В связи с этим, в 2001 году рекламу интернет-магазинов имеет смысл перенести из онлайна в оффлайн.

Наиболее эффективной стратегией 2001 года будет консолидация интернет- магазинов в крупные холдинги и объединение магазинов с оффлайновым бизнесом.

На первое место должны выйти вопросы эффективного ведения бизнеса, т.е. торговли. В связи с этим, рекомендуется привлекать больше профессионалов в области торговли, маркетинга, логистики, консалтинга.

Главным персонажем на рынке розничной электронной коммерции должен стать покупатель, а не количество хитов. Основной задачей - удовлетворение его потребностей.

Для этого необходимо повысить уровень обслуживания: уделить больше внимания контенту (подробнейшая характеристика товаров, советы специалистов, полезные статьи), повысить качество услуг доставки, предоставлять покупателям более широкий выбор способов оплаты. Расширять ассортимент предлагаемых товаров и услуг, искать наиболее оптимальную политику ценообразования.

Чтобы получить такую возможность, необходимо привлечение дополнительного капитала. Наиболее интересными с точки зрения инвесторов станут проекты:
. за которыми стоит реальный бизнес, и есть планы развития на будущее;
. которые уже имеют реальные обороты и четкую стратегию развития и увеличения прибыли;
. результаты финансовой деятельности которых открыты.

Перспективами для мелких и средних интернет-магазинов может быть занятие своей ниши на основе эксклюзивности и уникальности предлагаемого товара.

Оборот рынка B2C за 2001 год составит около $100 млн.

3.2.3 Сектор С2С. Обзор Российского рынка С2С

Ещё одной формой электронной торговли является Consummer to Consummer
- С2С. С2С имеет место в случае, когда одни потребители продают товары другим потребителям. Потребители могут легко заключать сделки между собой и развивать свое присутствие он-лайн с помощью третьего лица - провайдера.
Таким ведущим провайдером в США является ebay.com, который революционизировал концепцию С2С, предоставив хостинг торговли напрямую между потребителями в формате аукциона в Интернете. Наиболее популярными продуктами при этом являются автомобили, предметы коллекционирования и подержанные компьютеры, а наиболее популярной формой осуществления сделок является аукцион. Данное направление позволяет людям, испытывающим те или иные ограничения, заключать сделки в любой удобный для них момент; в итоге уменьшаются накладные расходы, что, в свою очередь, экономит средства конечного потребителя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать