Наиболее часто применяется пооперационное и JIT-калькулирование. Рассмотрим поподробнее каждую из систем.
При пооперационной системе калькулирования объектом отнесения
заработной платы труда основных рабочих и накладных расходов является
операция. Затем эти затраты распределяются по единицам продукции, прошедшим
данную операцию, пропорционально средней величине добавленных затрат.
Затраты на основные материалы прослеживаются по определенному продукту и
производственной линии так же, как и при позаказной системе.
При операционной системе калькулирования в качестве первичного
документа используется наряд на сдельную работу, в котором описывается
перечень необходимых материалов и операций. Содержание нарядов различается,
потому что каждая партия имеет различные комбинации материалов, операций и
окончательного вида изделий. Затраты на изделия собираются по партиям
продукции. Основные материалы идентифицируются с определенной партией.
Прямые трудозатраты и накладные расходы распределяются по продуктам
косвенно, путем нахождения средних добавленных затрат на единицу по каждой
операции, минуте или часу операционного времени.
Основной момент пооперационной системы – это использование планового
(или прогнозного) коэффициента как для прямых затрат труда, так и для
накладных расходов по каждой операции. Прямые трудозатраты исчезают в
качестве обособленной статьи для калькулирования себестоимости продукции.
JIT – это поточная организация производства, при которой каждая деталь обрабатывается по мере необходимости совершения следующего шага поточной линии. В идеале JIT имеет дело с нулевыми остатками. В сравнении с массовым производством по партиям система JIT имеет две отличительные черты. Во- первых, остатки рассматриваются как зло, поэтому накладываются жесткие ограничения на остатки основных материалов, комплектующих, НЗП во всех точках. Во-вторых, производство должно быть остановлено при выявлении брака или отсутствия комплектующих. Идеально в условиях системы JIT заключительная сборка проводится по продаже предыдущей единицы. Эта особенность определяется как «ориентируемая на спрос характеристика JIT».
Когда предприятие переходит к поточному производству с непрерывным
ритмом, личное наблюдение становится лучшим способом контроля. Рабочие
пропускают хорошо сделанный продукт дальше, а испорченный отбрасывают.
Менеджеры и рабочие знакомятся с повседневным производственным графиком и
стимулируются за его выполнение и контроль затрат.
Критическим компонентом JIT является взаимоотношения с одним или несколькими поставщиками. Эти поставщики должны обеспечивать высококачественные, ритмичные и часто повторяющиеся поставки, что в свою очередь, позволит немедленно отправлять материалы и комплектующие в производство. Эта процедура исключает прохождение ими складов и отражение в учете на счете «Материалы»
Калькуляционная система JIT заставляет руководство предприятия задуматься, имеет ли смысл детально прослеживать затраты на продукт шаг за шагом по стадиям обработки. Оперативный учет движения деталей и полуфабрикатов ведется, но не на основе заказов. Вместо этого производственный процесс рассматривается как трубопровод. При его функционировании все затраты, отраженные в начале периода, появятся снова как затраты на законченный продукт в конце отчетного периода.
В условиях JIT фактические материалы и накладные расходы собираются по цехам каждый месяц. Определяется количество произведенных единиц и их стоимость. Сопоставляются нормативные затраты с полученными и ежемесячно по цехам рассчитывается отклонение.
Пооперационное и JIT – калькулирование представляют только два примера гибридных систем. Они могут варьироваться в зависимости от организации производственного процесса и требований менеджера к степени их точности.
Идеальной системой калькулирования можно назвать систему JIT, так как переход от поточного производствам по партиям к массовому производству с непрерывным ритмом, привлечение рабочих к сплошному контролю качества дают следующие приемущества:
1- минимальные вложения в сырье и материалы;
2- сокращения затрат на внутреннее перемещение материалов;
3- сокращение риска потерь качества материалов в процессе хранения;
4- уменьшение затрат на складские помещения в производстве и на предприятии в целом;
5- сокращение общепроизводственных затрат из-за улучшения качества поставок, сокращения брака и отходов, сокращения «бумажной работы».
Однако в нашей стране применение этой системы ограничено в связи с экономической и политической нестабильностью.
Теория и практика отечественной системы калькулирования в условиях развивающихся рыночных отношений нуждается в изучении организационных систем управленческого учета, применяемых в странах рыночной экономики. В данном случае выделяют две основных системы учета затрат: стандарт-кост и директ-костинг. Основное их отличие заключается в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами. Стандарт-кост - это метод калькулирования себестоимости продукции с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками товаров. При методе директ- костинг постоянные расходы полностью относят на реализацию.
Директ-костинг является предметом полемики среди бухгалтеров. И не только потому, что не достигнуто согласие в описании образцов поведения постоянных и переменных расходов для целей управления и контроля, столько потому, что ставится вопрос о теоретической пригодности этого метода для составления внешней отчетности. Сторонники директ-костинга утверждают, что постоянная часть производственных расходов боле тесно связана со способностью производить (содействовать производству), а не с выпуском конкретных единиц. Поэтому их следует относить к затратам на период и сразу списывать на реализацию без внесения в себестоимость продукции. Оппоненты же этого метода доказывают, что запасы должны включать при их оценке и компонент постоянных производственных затрат, необходимых для производства продукции; обе партии этих расходов должны быть запасоемкими, не взирая на различия в поведении.
Традиционный отчет о прибылях и убытках отражает стандарт-кост и
подразделяет расходы в зависимости от их функциональной роли на
производственные, коммерческие и административные. Отчет о прибылях и
убытках по системе стандарт-кост включает в себя следующие статьи:
- Выручка от продажи продукции, работ, услуг
- Производственные расходы (включая постоянные производственные расходы)
- Валовая прибыль
- Коммерческие расходы
- Административные расходы
- Прибыль от продаж
Финансовый отчет, построенный по результатам калькулирования по методу
директ-костинг, строится по следующей схеме:
- Выручка от продажи продукции, работ, услуг
- Переменные расходы производственные коммерческие административные
- Маржинальный доход
- Постоянные расходы производственные коммерческие административные
- Прибыль от продаж
Оба отчета о финансовых результатах показывают два подхода к представлению результатов от хозяйственных операций. Однако случается встретить их симбиоз. Например, некоторые компании используют стандарт- кост, но и затраты подразделяют на переменные и постоянные.
Отчет при стандарт-кост не показывает никакого маржинального дохода, что приводит к аналитическим трудностям при вычислении влияния на прибыль изменений в выручке. Согласно стандат-кост постоянные общепроизводственные расходы усреднены и относятся к продукту. При маржинальном подходе общая сумма постоянных расходов показывается обособленно, прежде чем будет отражена сумма чистой прибыли. Это "высвечивание" общей суммы постоянных расходов помогает сосредоточить внимание менеджеров на поведении постоянных расходов и контролировать совместное выполнение долгосрочных и краткосрочных планов.
Рассмотрим поподробнее основные компоненты каждой из систем.
Система стандарт-кост представляет собой совокупность процедур по
планированию, нормированию, отпуску материалов в производство, составлению
внутренней отчетности, калькулированию себестоимости продукции,
осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат. Ее
основной целью является полное использование производственных факторов и
экономное ведение хозяйства. Сущность этой системы заключается в следующем:
- планирование затрат на основе норм, обеспечивающих поставленные перед предприятием задачи;
- документирование затрат путем выдачи разрешений на использование различных ресурсов для производственных целей, обоснованных нормами и нормативами;
- отражение затрат на счетах бухгалтерского учета по нормам; калькулирование основывается на нормах затрат, а отклонения от норм по мере их возникновения показывают на счетах бухгалтерского учета как увеличение или уменьшение производственного результата;
- выявление отклонений производится линейным персоналом управления в целях оперативного вмешательства в процесс формирования себестоимости на каждом уровне управления.
Учет затрат по нормативам (стандартам) представляет собой целостную
концепцию. Если ее применяют в полном объеме, то все данные о фактических
производственных затратах замещаются нормативными (стандартными)
значениями. Такие счета, как " Материалы", "Незавершенное производство",
"Готовая продукция" и "Себестоимость реализованной продукции" (и по дебету
и по кредиту) ведут с использованием нормативных, а не фактических затрат.
Бухгалтер ведет отдельные счета фактических затрат, чтобы в конце отчетного
периода сравнить их с нормативными. Если обнаруживается отклонение,
бухгалтер должен выяснить причину его происхождения. Этот процесс,
известный как анализ отклонений - эффективный инструмент контроля затрат и
всей системы управления.
Нормативные затраты на единицу производственного продукта состоят из шести элементов:
1. Нормативная цена основных материалов;
2. Нормативное количество основных материалов;
3. Нормативное рабочее время;
4. Нормативная ставка оплаты труда;
5. Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов;
6. Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов.
Для организаций, оказывающих услуги, применяются только последние четыре, так как эти организации не используют сырье и материалы в своих операциях.
Для разработки нормативных калькуляций в организациях создается нормативное бюро (группа) при планово-экономическом отделе. Сюда поступают от соответствующих подразделений нормы и нормативы, создается фонд нормативной информации, составляются нормативные калькуляции, отчеты об изменениях норм, расчет и анализ отклонений от норм.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12