1. Ерофеев Н.А. “Промышленная революция в Англии”. Москва “Учпедгиз” 1963 год.
2. Полянский Ф.Я. “Экономическая история капиталистических стран”. МГУ,
1986 год.
3. Арнольд Джозеф Тойиби “Промышленный переворот в Англии”. Москва. Мир,
1924 год.
4. Чунтулов В.Г., Сарычев В.Г. “Экономическая история капиталистических стран”. Москва, “Высшая школа”, 1985 год.
1.3. Причины и особенности мирового экономического кризиса 1929-1933г.
Новый курс Ф. Рузвельта.
В 1929-1933 годах капиталистический мир переживал жесточайший экономический
кризис. Это был самый глубокий и самый разрушительный по своим последствиям
кризис из всех, которые знала история капитализма.
За годы кризиса объем промышленного производства в капиталистических
странах сократился на 38%, а сельскохозяйственного- на одну треть. Была
дезорганизована кредитно-денежная система. Резко возросла армия
безработных. Их число составило более 30 миллионов человек. Были разорены
миллионы крестьян, пополнявшие ряды безработных.
Экономический кризис затронул и область международных отношений. Резко
обострилась борьба за рынки сбыта; внешнеторговая конкуренция привела к
нарушению ранее достигнутых соглашений о разделе мира на зоны влияния.
Перестала соблюдаться Версальско-Вашингтонская система договоров,
сложившаяся после 1 Мировой войны.
Гигантские масштабы и разрушительная сила кризиса 1929-1933 гг. объясняются
тем, что это был не обычный, циклический кризис, которые время от времени
поражали капиталистическую систему, а кризис самой системы
монополистического капитализма. На том уровне развития производительных
сил, который существовал в конце 20-х годов 20 века, при том уровне
международного разделения труда и капиталистической интеграции, капитализм
уже не мог существовать на основе старого механизма производства. Законы
свободного рынка перестали работать. Монополии, заинтересованные в
сохранении высоких прибылей, проводили политику высокого завышения цен, то
есть нарушали рыночные законы. В этой связи следует подчеркнуть, что
уровень монополизации производства в США к 1929 году составил около 70%, а
более 1000 наименований основополагающих видов промышленной продукции
производились на 1-2-х предприятиях страны.
Катастрофическое падение производства, рост числа безработных привели к
повышению напряженности в обществе. Над ведущими капиталистическими
странами нависла опасность социального взрыва.
Для того, чтобы устранить эту опасность, чтобы сохранить общественный
порядок необходимо было преодолеть страшные последствия кризиса. Силой,
способной это сделать было государство.
Активное вмешательство государства в экономику позволило ведущим
капиталистическим государствам выйти из кризисного положения. История знает
два варианта выхода из кризиса в 30-х годах 20 века. Первый из них-
установление фашистской диктатуры, полное подчинение экономики
тоталитарному государству, ориентирование ее на военные нужды.
Второй путь- реформирование экономики одновременно с решением социальных
проблем. Наиболее ярким примером выхода из кризиса мирным путем, без
установления диктатуры, является “новый курс” президента США Ф. Рузвельта.
Ведущую страну капиталистического мира- Соединенные Штаты Америки, кризис
1929-1933 гг. поразил особенно сильно. 24 октября 1929 года в Соединенных
Штатах началась невиданная паника на Нью-Йоркской фондовой бирже. Курс
акций стремительно покатился вниз. Падение курса акций продолжалось более
трех лет. В результате к середине 1932 г. общий объем котировавшихся на
бирже акций составил 19 млрд.долл., что почти в 4,3 раза меньше уровня
начала октября 1929 года. За четыре года кризиса разорились 5671 банк, то
есть пятая часть всех банков страны. Миллионы мелких вкладчиков теряли свои
сбережения и превращались в нищих. Гигантская разрушительная сила кризиса
проявилась прежде всего в исключительно резком падении производства в
промышленности. Выплавка стали снизилась за 1929-1932 годы более чем в
четыре раза. Из 285 доменных печей, числившихся тогда в США, в середине
1932 года действовало только 46. Падение производства в автомобилестроении
составило 80%.
Кризис в промышленности вызвал ухудшение положения рабочих. По данным
“Ассоциации по исследованию проблем труда” к концу 1932 года в США не имел
работы каждый третий рабочий. Из тридцати миллионов безработных,
насчитывавшихся во всем мире, 17 миллионов были американцами. Очень широкое
распространение получила частичная безработица. По свидетельству той же
ассоциации, в 1932 году полностью занятыми были всего лишь 10% американских
рабочих. Реальная заработная плата снизилась в среднем на 51%
Катастрофически ухудшилось в начале 30-х годов положение фермеров. Цены на
продукты сельского хозяйства к 1932 году упали в 3-4 раза. Особенно тяжелой
оказалась для фермеров уплата процентов по задолженности и налогов. В 1932
году они поглощали до 40% дохода фермеров. То, что кризис с особенной силой
проявился в США, было следствием усиления неравномерности развития
капитализма, а также того, что после первой мировой войны значительно
возросла доля США в мировом капиталистическом производстве. США,
выпускавшие в 1913г. 36% мировой промышленной продукции, повысили свою долю
в 1920 г. до 47%. Увеличение удельного веса США в мировом производстве и
рост всемирной экспансии американского империализма привели к обострению
его противоречий и сделали его более уязвимым в смысле воздействия
противоречий капиталистической системы мирового хозяйства.
В силу трудностей сбыта и невозможности получить где-либо кредит, по всей
стране прокатилась волна банкротств. Согласно официальной статистики, за
годы кризиса потерпели крах более 130 тыс. торговых и промышленных фирм, 19
крупных железнодорожных компаний, более миллиона фермерских хозяйств.
Падение производства в США оказалось большим, чем в других
капиталистических странах. Общий уровень промышленного производства в
1933г. упал по сравнению с 1929г. на 46% ( табл. 1.3.), а производственные
мощности оказались загружены всего на одну треть. Промышленность стары была
отброшена более чем на 20 лет назад, к уровню 1911г.
Таблица 1.3
Основные показатели экономического развития США в 1929-1938 гг.
| Показатели |1929 |1932 |1938 |
|Индекс промышленного производства |119 |64 |105 |
|(1923-25 = 100%) | | | |
|Добыча угля, млн.т |543,7 |321,1 |355 |
|Добыча нефти, млн.баррелей |83,9 |65,4 |91,5 |
|Производство чугуна, млн.т |42,6 |8,8 |19,5 |
|Производство стали, млн.т |56,4 |13,7 |28,8 |
|Производство автомобилей, млн.шт |5,4 |1,4 |4,8 |
|Потребление хлопка, тыс.кип |7970 |5503 |5914 |
|Сбор пшеницы, млн. квинталов |223,8 |135,1 |194,7 |
|Экспорт, млн. долл |5157 |1576 |3300 |
|Импорт, млн. долл |4315 |1288 |3100 |
Возникнув в США, кризис стал быстро перерастать в мировой экономический
кризис. Сказался большой экспорт ее капитала, натиск ее промышленности и
сельского хозяйства на мировой рынок сбыта, растущий ввоз в США сырья и
полуфабрикатов, финансовая зависимость ряда стран от американских банков,
действие международных монополий под эгидой финансовых магнатов США- все
это поставило западноевропейские, южноамериканские и азиатские страны под
сильное влияние тех процессов, которые происходили в экономике США.
Таким образом, экономический кризис 1929-1933 годов нанес тяжелый урон
экономике США. В громадной степени ухудшилось положение народа.
Характеризуя обстановку в стране в начале 30-х годов, У.Фостер писал:
“Соединенные Штаты, в прошлом страна хваленого капиталистического
процветания, стали страной, где властвовал кошмар голода, нищеты и
пауперизма”.
С 1929 по 1933 год у власти в США находилась администрация во главе с
президентом Гувером. Правительство, призванное “кабинетом миллионеров”,
заботилось в основном о благополучии монополий и игнорировало социальные
программы. В результате, в 1933 году Гувер проиграл в борьбе с другим
кандидатом в президенты- Ф.Рузвельтом. Еще в ходе предвыборной кампании
Рузвельт сформировал “мозговой трест”, который разработал теорию “нового
курса”.
Теоретической базой “нового курса” явились воззрения английского экономиста
Джона Мейнарда Кейнса. Основная его идея- необходимость активного
вмешательства государства в экономическую жизнь, формирование такого
государственного бюджета, доходы которого позволяли бы эффективно
вмешиваться в экономическое развитие, сглаживать социальные противоречия.
Д.Кейнс впервые в экономической теории поставил вопрос о необходимости
перехода к государственному регулированию экономики, уделяя первоочередное
внимание поискам способов смягчения экономических кризисов и массовой
безработицы. На практике эту теорию впервые успешно реализовал президент
США Ф.Рузвельт.
9 марта 1933 года Рузвельт созвал специальную сессию конгресса. Работа
сессии продолжалась более трех месяцев. За это время конгресс принял
множество законов, которые охватили почти все стороны жизни США.
Основу любой экономики составляет финансовая система. Поэтому первым из
законодательных актов, принятых конгрессом был “Чрезвычайный банковский
акт”. Были закрыты все банки и проведена тщательна ревизия. В результате
получили право продолжить работу только платежеспособные банки (примерно
1/3 от существовавших).
Другие финансовые мероприятия правительства Рузвельта (отмена золотого
стандарта, сосредоточение в руках государства золотого запаса США,
девальвация доллара) были направлены главным образом на увеличение
финансовых ресурсов государства и на усиление его регулирующих функций.
Одновременно были приняты меры к успокоению мелких вкладчиков: акты
конгресса, принятые в 1933 году ограничили масштабы биржевой спекуляции и
дали правительству полномочия на создание федеральной корпорации по
страхованию банковских вкладов.
Ядром “нового курса” было реформирование промышленности. Согласно принятого
конгрессом “Закона об оздоровлении национальной промышленности” была
создана Национальная администрация оздоровления промышленности во главе с
генералом Джонсоном. Она провела принудительное картелирование
промышленности во главе с генералом. Было создано 17 промышленных групп,
для них установлены цены, условия кредита, объем выпуска продукции и рынки
сбыта. Запрещалась продажа продукции ниже установленных цен.
Был установлен минимум заработной платы и максимальная продолжительность
рабочего дня. Заключение коллективных трудовых договоров стало
обязательным.
В результате введения этих эаконов уже весной 1934 года начался побьем
производства в промышленности. Предприятия полностью выполнявшие законы
получали право льготного сбыта продукции. Выполнение этих законов позволило
наиболее правильно переориентировать экономику с учетом возможностей сбыта
продукции и интересов государства.
Другой серьезной проблемой для США была огромная армия безработных. Для
урегулирования этой проблемы была образована Администрация общественных
работ во главе с министром внутренних дел Г.Икенсом. Весной 1933 г. начали
создаваться трудовые лагеря для безработных. В них было занято свыше 10
миллионов человек. На осуществление программы общественный работ
правительство выделило 13 миллиардов долларов. В начале 1934 года была
образована Администрация гражданских работ во главе с Г.Гопкинсом. Она
обеспечила работой еще 4 миллионов безработных.
За 4 года существования трудовых лагерей, занятые в них безработные,
работая за жилье и питание построили 755 миль дорог, 75 тысяч школ, 584
аэродрома, 3700 стадионов, 12 миллионов футов канализации, множество ферм.
Была проведена полная электрификация сельской местности, обустройство
национальных парков.
По мере подъема производства и создания новых рабочих мест, программа
общественных работ сворачивалась.
Важной составной частью “нового курса” был закон о помощи фермерам,
принятый 12 мая 1933 года. Чтобы добиться повышения цен на продукты
сельского хозяйства, фермерам предлагалось заключить контракты с
государством на предмет сокращения посевных площадей и поголовья скота.
Согласие на заключение контракта давало право на получение премии.
Источником этих субсидий стал налог на первичную обработку
сельскохозяйственных продуктов, то есть в конечном счете- налог на
потребителей. Для осуществления программы ограничения сельскохозяйственного
производства была создана Администрация регулирования сельского хозяйства.
Она занималась тем, что скупала и уничтожала излишки продукции сельского
хозяйства.
Однако, несмотря на то, что на осуществление этой программы были затрачены
огромные средства, покупательная способность американского фермерства не
достигла даже довоенного уровня. Только крупные фермеры получили немалые
выгоды от сокращения производства.
Закон о помощи фермерам предусматривал также рефинансирование фермерской
задолженности. С этой целью была создана Администрация фермерского кредита,
которая начала выдачу займов фермерам-должникам по более низким процентам.
За 1933-1935 годы общая сумма займов составила 2 миллиарда долларов. Эти
средства укрепили в первую очередь крупные фермерские хозяйства. Что
касается мелких фермеров, их положение не улучшилось. За первые три года
“нового курса” было продано за долги около 600 тысяч ферм, а владельцы их
поступили в распоряжение Национального бюро труда, которое перераспределяло
трудовые ресурсы и занималось перераспределением фермеров.
Одновременно с экономическими мерами правительство США принимало меры по
защите прав трудящихся. В июле 1935 года был принят закон о трудовых
отношениях. Запрещалось преследовать рабочих за создание профсоюзов и
участие в стачках. Права профсоюзов подтверждались законом. Одновременно
предпринимателям запрещалось создавать компанейские профсоюзы, которые
действовали в угоду администрации.
Кроме того был принят закон о социальном страховании, который устанавливал
пенсии для рабочих старше 65 лет, пособия по безработице, пенсии инвалидам,
сиротам и вдовам, потерявшим кормильцев и другие социальные пособия.
В духе “нового курса” проводилась и внешняя политика США. По инициативе
Рузвельта в октябре 1933 года были установлены дипломатические отношения с
СССР, а 16 ноября 1933 года установлен режим наибольшего
благоприятствования в торговле. Этот шаг позволил США приобрести
перспективного и честного внешнеторгового партнера, обладающего емким
внутренним рынком, и несколько успокоить левую оппозицию.
В результате мер, предпринятых администрацией Рузвельта, к 1936 году
кризисные явления в экономике США были в основном преодолены.
Таким образом, политика “нового курса”, проводимая американской
администрацией во главе с президентом Рузвельтом явилась эффективным
способом преодоления экономического кризиса. “Мозговому тресту” Рузвельта
удалось понять необходимость активного вмешательства государства в
экономику страны, и сделать это, избежав социальных потрясений.
Благодаря жесткому контролю государства за промышленностью и финансами,
перераспределению ресурсов с учетом интересов государства, а не монополий,
удалось оздоровить экономику, и за счет государственных заказов вызвать
промышленный подъем.
Политика в области сельского хозяйства была менее эффективной, и результаты
ее сказались несколько позднее.
Создание трудовых лагерей позволило безработным выжить в условиях кризиса,
смягчить социальную напряженность, и вести работы, требующие большого
вложения рабочей силы. Эти же работы, произведенные строительными
компаниями, стоили бы государству гораздо дороже.
Важным фактором политики “нового курса” было сочетание в едином комплексе
мер экономических и социальных. Только государство, регулируя экономические
процессы, и принимая меры по защите населения, помогло экономике
Соединенных Штатов преодолеть кризисные явления. Благодаря успешному
проведению политики “нового курса” Соединенные Штаты Америки преодолели
самый глубоких и разрушительный кризис в истории капитализма и остались
ведущей страной капиталистического мира.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что “новый курс” Ф.Рузвельта
предполагал реализацию двух взаимосвязанных целевых функций:
первую(тактическую)- вывод США из кризисной ситуации;
вторую(стратегическую)- создание экономических основ общества, социально-
ориентированного рыночного хозяйства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19