Выводы
Рынок как естественный способ формирования равновесия между спросом и
предложением представляет собой необходимое условие эффективного
функционирования любой экономики. Другой составляющей является рыночный
механизм на основе правового государственного регулирования, опирающегося
на исторические, культурные, национальные традиции, политическое искусство.
Опыт азиатских НИС показывает, что сохранение исторических, этнокультурных,
философских корней общества, обеспечение преемственности играют важнейшую
роль в создании благоприятных социально- экономических условий для
проведения структурных изменений, перестройки общества.
Основным условием успеха является изначальная свобода в выборе форм и
средств развития, что особенно отчетливо проявилось в вопросе о роли
государственного сектора, роль которого является многоплановой, но в основе
его функционирования лежит принцип экономической целесообразности.
Наиболее характерной чертой рыночного механизма является устанавливаемые
государством правила распределения ресурсов и принципы регулирования цен,
ставок процента и валютных курсов, налогов. Государство берет на себя
функции посредника между субъектами экономических отношений, осуществляющих
сбережения и инвестиции, экспортерами и импортерами. Результативность
выполнения этих функций нашла отражение в переходе от импортозамещения к
экспортной ориентации, высоким технологиям и наукоемкому производству.
Важным результатом индустриализации является создание значительных по своим
масштабам и возможностям технологических центров. Их отличает в первую
очередь, наличие большого отряда квалифицированной рабочей силы,
исторически новой для региона Азии, обладающей высокой производительностью,
возможностью работы в режиме, гибкость которого определяется колебаниями
международных рынков. Государство формирует такие качества не только
созданием условий для достижения высокого базового уровня образования, но
и путем использования новых форм и методов непрерывного обучения и
переподготовки. Но в это же время они монопольно, но достаточно эффективно
распоряжаются своим капиталом- национальной рабочее силой.
Технологические центры также отличает активно функционирующая разветвленная
научно- техническая инфраструктура, состоящая из государственных и частных
научно- исследовательских организаций и учебных заведений, имеющих широкие
связи с международными научно- исследовательскими организациями.
Принципиально важная особенность рыночного механизма состоит в большой
взаимной ответственности фирм и государства, основанной на специальных
методах облегчения дисциплины экономических отношений, через наказание
плохих исполнителей и вознаграждения хороших, путем использования набора
рычагов экономического контроля.
Принцип экономической целесообразности является основой и для отношений с
иностранным капиталом. Степень экономической самостоятельности определяется
в первую очередь не масштабами присутствия иностранного капитала, а
способностью государства точно регулировать его деятельность и одновременно
обеспечивать гибкость экономического механизма, его приспособляемость к
изменениям конъюнктуры мирового рынка, а значит и независимость от
негативных последствий этих колебаний.
1.6 Свободные экономические зоны
Стремительное увеличение числа свободных экономических зон- одно из
наиболее характерных явлений, получивших интенсивное развитие в мировой
экономике за истекшую четверть века.
Все свободные экономические зоны ( беспошлинные таможенные территории,
промышленно- торговые и технико- внедренческие зоны) объединяют
беспошлинный и льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная
обособленность в хозяйственном, торговом, валютно- финансовом отношениях от
остальной территории принимающей страны, активное взаимодействие с
иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком.
Наиболее распространенные свободные экономические зоны получили в
развивающихся странах. Если к 1981г. в указанных государствах было создано
96 таких зон, то к началу 1990г.- уже около 300. Еще несколько десятков СЭЗ
находится в стадии формирования.
Общая занятость в СЭЗ, созданных в развивающихся странах, достигает 2
млн.человек. Ожидается, что к концу 90-х годов этот показатель превысил 3,5
млн.человек.
Выручка от экспорта из свободных экономических зон в настоящее время
составляет 13-15 млрд.долл., а к 1997г., она может достигнуть 28
млрд.долларов.
Свободные экономические зоны существуют также и во всех промышленно
развитых странах. Причем в Соединенных Штатах Америки их численность самая
большая- около 200. Помимо старейшей и крупнейшей свободной экономической
зоны в Нью- Йорке, они организованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-
Франциско, Сиэтле и др. Общий объем ежегодно поступающих в американские СЭЗ
товаров увеличился со 100 млн.долл. в 70-е годы до 2 млрд. к концу 80-х
годов.
Первоначально СЭЗ считалась особая территория крупного морского порта,
железнодорожного узла, аэропорта, выделенная из таможенной территории
страны для свободного и беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров.
Такие зоны сохранились и до настоящего времени. В них товары хранятся на
складах неограниченный или ограниченный срок, расфасовываются,
пересортировываются и перерабатываются, а затем поставляются на внутренний
рынок данной страны с уплатой пошлины или вывозятся беспошлинно за границу.
Использование подобных экономических зон позволяет поставщикам отложить
реализацию товаров до повышения на них спроса и соответственно цен,
демонстрировать продукцию потенциальным оптовым покупателям, дорабатывать
ее в целях уплаты в дальнейшем меньшей пошлины.
Исторически таким зонам предшествовало создание “свободных портов”, иными
словами, территорий беспошлинного складирования товаров на период поиска
покупателей. Первоначально “свободные порты” создавались для развития
местного рынка, а затем и для содействия расширению международной торговли.
Статус “свободных портов” имели Генуя ( с 1595г.), Венеция ( с 1661г.),
Марсель ( с 1669г.), а в России- Одесса ( с 1817г.), Владивосток ( с
1862г.) и Батуми ( с 1878г.).
По мере монополизации рынка и усиления протекционистской политики
государств “свободные порты” стали упраздняться, а на их территории и в
других торговых центрах начали создаваться свободные экономические зоны,
где все большее значение приобретала переработка товара.
Основателями такого типа свободных экономических зон были англичане П.Калл
и С.Хоув, а также американец Бутлер, которые пришли к выводу, что
государственное вмешательство при различного рода кризисных ситуациях не в
состоянии предотвратить экономический упадок крупных промышленных центров.
По их мнению, не спасали положения и традиционные меры экономического и
политического воздействия на хозяйственную деятельность этих территорий.
Предпринимателям, желающим заняться бизнесом в районах, находящихся в
тяжелом экономическом положении, предоставлялся ряд льгот по
налогообложению, менее жестко регламентировалась и их деятельность. Кроме
того, бизнесмены могли осуществлять здесь некоторые операции, которые
обычно не разрешаются нормативами местного законодательства ( например, в
области банковских и страховых операций).
В пределах таких зон банки могли свободно оперировать с любыми валютами и
поддерживать деловые отношения с клиентами, проживающими вне зоны.
Следовательно, здесь не надо было устанавливать контроль за валютным
обменом, движением капиталов и т.д. В течение длительного времени СЭЗ была
присуща преимущественно коммерческая деятельность. В экономических зонах
товары складировались и подвергались лишь тем операциям, которые были
направлены на обеспечение доброкачественного хранения или же на улучшение
общего вида или внешнего оформления, что позволило повысить их качество. И
только в начале 60-х годов была разрешена обработка товаров в СЭЗ. Обычно
при этом осуществлялись операции, увеличивающие прибавочную стоимость
товара. Повышение прибавочной стоимости товара при отсутствии таможенных и
других пошлин становится отличительной чертой экономических зон, которые
были созданы в США.
В практике экономических зон в настоящее время применяется широкая гамма
льгот и стимулов для иностранных вкладчиков капитала. Как правило, они
зависят от специфических условий каждой экономической зоны. Обычно, кроме
отмены таможенных пошлин, предусматриваются следующие льготы:
- отмена какого- либо налогообложения в счет права на экспорт, освобождение
от других налогов, прежде всего на недвижимое имущество, а также местных (
областных ) налогов, имеющихся в ряде стран;
- отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего в СЭЗ;
- полная или частичная отмена налогов на прибыль зональных предприятий на
определенный срок и в зависимости от ряда условий.
В Южной Корее предприятия, созданные в СЭЗ, в первые пять лет полностью
освобождаются от налогов, а в последующие три года налоги им снижаются на
50%.
В Шри Ланке полная отмена налогообложения длиться от двух до десяти лет в
зависимости от специфики функционирования предприятий экономической зоны,
при этом учитывается число занятых на предприятии, приток конвертируемой
валюты, применяемая технология и т.д.
Создание свободных экономических зон в разных странах в настоящее время
предполагает достижение таких целей:
- обеспечение наиболее полной занятости рабочей силы как непосредственно в
экономической зоне, так и за ее пределами;
- привлечение инвестиций, особенно в свободно конвертируемой валюте;
- организация в экономических зонах таких производств, продукция которых
шла бы на экспорт, не ущемляя при этом уже существующие местные
предприятия, действующие на внутреннем рынке.
Многие страны, создающие СЭЗ, считают, что они будут способствовать
развитию отсталых в экономическом смысле районов, модернизации технологий,
получению новых ноу- хау, обучению собственных специалистов и рабочих новым
методам труда, а также использованию собственных сырьевых ресурсов для
производства экспортной продукции.
Таким образом, создание СЭЗ в любой стране предусматривает прежде всего
ускоренное развитие той или иной территории. Развитие таких зон позволяет
правительствам принимающих стран смягчить кризисные ситуации в национальной
экономике и преодолевать трудности в государственных капиталовложениях в
регионе.
Среди “классических” СЭЗ, наиболее распространенных в настоящее время,
можно отметить следующие:
- беспошлинные зоны, расположенные на основных перекрестках международных
транспортных систем;
- экспортные промышленные зоны, ориентированные главным образом на внешнюю
торговлю;
- парки технологического развития, которые создаются на основе
существующего в принимающей стране научно- технического потенциала, но с
участием иностранного капитала и с использованием прогрессивного
оборудования, ноу- хау, а также зарубежного управленческого, коммерческого
и маркетингового опыта;
- зоны страховых и банковских услуг, способствующих укреплению этой
исключительно важной сферы экономики;
- импортно- промышленные зоны и зоны по замещению импорта, которые призваны
обеспечить принимающую страну современными товарами, а местные предприятия-
передовой технологией.
На практике в “чистом виде” перечисленные экономические зоны встречаются
редко. Обычно для каждой из них присуще сочетание характерных тенденций
указанных СЭЗ. К примеру, маловероятно, чтобы парки технологического
развития не оказывали таких ключевых услуг, как банковские операции,
страхование и торговля.
Подавляющее число предприятий в существующих СЭЗ- это предприятия легкой
промышленности. Они производят текстиль и одежду, бытовую электронику,
спортивный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продовольствие. Однако
учредители некоторых свободных зон пошли по другому пути и стали
способствовать развитию предприятий тяжелой промышленности. Например, в
Гане предприятия СЭЗ занимаются переработкой добываемых там бокситов в
глинозем и алюминий.
В экономических зонах Объединенных Арабских Эмиратов действует целый ряд
химических, нефтехимических м автомобильных компаний. Создание предприятий
тяжелой промышленности в свободных зонах связано с их природными ресурсами.
В процессе развития некоторые СЭЗ стали специализироваться исключительно на банковских и страховых операциях. Они получили название банковских
франковых зон. В Люксембурге, например, действуют крупные западногерманские
банки. Наиболее известные банковские франковые зоны были созданы в
Гонконге, Сингапуре, Бахрейне и Маниле, и на многочисленных островах в
Карибском море ( на Багамах, Бермудах и т.д.).
Совокупный объем кредитных операций иностранных банков, сосредоточенных в
странах Карибского моря, по самым минимальным оценкам в 80-е годы составлял
более 200 млрд.долл., что равнялось 13% общей суммы международных кредитных
активов в капиталистическом мире. Такие финансовые центры, расположенные в
развивающихся странах, часто еще называют “оффшор- центрами”, а “оффшор-
сделкой”- ту или иную операцию между иностранными ( по отношению к месту ее
совершения) кредитором и заемщиком. Такие центры расположены не только в
развивающихся странах, но и в промышленно развитых государствах, в которых
также используется термин “оффшор”, поскольку этот банковский бизнес
представляет собой вненациональную банковскую деятельность на базе валютных
кредитных ресурсов в международных финансовых центрах, и прежде всего в
Лондоне.
В свободных банковских зонах существуют очень благоприятные условия для
проведения кредитно- финансовых операций ( чрезвычайно льготный режим
налогообложения банков), что усиливает их привлекательность для иностранных
кредитных институтов и международных капиталов. Именно поэтому их часто
называют “налоговыми убежищами” или “фискальными оазисами”.
Успешная деятельность свободных банковских зон в развивающихся странах
весьма ощутимо влияет на финансовые интересы США и других капиталистических
государств. По оценке американских экспертов, служба внутренних доходов США
ежегодно недополучает около 4 млрд.долл. в результате совершения
американскими банками операций не на своей территории. Одна из главных
целей создания таких зон в развитых капиталистических странах-
переориентация международных операций своих банков, основной объем которых
совершается через “оффшор- центры” в других странах.
Как видим, создание свободных экономических зон получило на Западе большое
развитие. Их создание в Украине будет зависеть от того, что такая зона
может дать национальной экономике в конкретных условиях хозяйствования и в
данной экономической ситуации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19