|Величина собственных оборотных средств,|27222,0 |70366,0 |
|тыс.ам.дол. | | |
|Коэффициент обеспеченности собственными|0,6 |0,7 |
|средствами | | |
|Доля собственных оборотных средств |0,7 |0,8 |
|общей их сумме | | |
|Коэффициент покрытия |1,3 |1,7 |
|Коэффициент быстрой ликвидности |1,2 |1,1 |
Из таблицы видно, что все показатели в 1997 году выросли по сравнению с 1996 годом кроме коэффициента быстрой ликвидности, но он не опустился ниже минимально допустимого значения, соответственно можно сделать вывод, что предприятие обладает в целом устойчивым финансовым положением и остается платежеспособным предприятием. Небольшой спад ликвидности объясняется привлечением значительных заемных средств от иностранных банков для обновления флота.
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ
2.1. Основные производственные фонды ОАО «Новошип», их назначение, состав и структура
Предприятия морского транспорта имеют в своем владении и распоряжении средства производства, образующие материально-вещественную основу их хозяйственной деятельности. В совокупности средства производства составляют производственные фонды, которые в зависимости от роли в производственном процессе и способа перенесения стоимости подразделяются на основные и оборотные.
Основные производственные фонды – это средства труда (суда, перегрузочное оборудование, производственные здания, сооружения, машины и др.), которые в течение длительного времени многократно участвуют в процессе производства, сохраняя натуральную форму, и переносят свою стоимость на вновь созданный продукт постепенно, частями, по мере износа.
Кроме производственных, на морском транспорте имеются основные фонды непроизводственного значения. Их стоимость не участвует в формировании себестоимости продукции. Доля непроизводственных фондов на морском транспорте составляет около 5% общей стоимости его основных фондов.
Оборотные производственные фонды - это предметы труда, которые потребляются целиком в течение одного производственного цикла и полностью переносят свою стоимость на произведенную продукцию. К ним относятся материалы, топливо, малоценные и быстроизнашивающиеся (служащие менее года) предметы, запасы и т.д.
Для нормального функционирования предприятий, кроме оборотных фондов, нужны еще и фонды обращения, которые включают в себя готовую, но неоп лаченную продукцию, денежные средства в банке, кассе и в расчетах, продовольствие на судах и т.п. Оборотные фонды и фонды обращения в совокупности составляют оборотные средства предприятия.
Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия морского
транспорта должны располагать необходимыми основными производственными
фондами, характеризующими производственную мощь судоходной компании.
Поэтому проанализируем основные фонды ОАО «Новошип» и рассмотрим их наличие
в 1996-1997 годах по назначению.
Таблица 4
Наличие основных фондов ОАО «Новошип» на конец 1996–1997 годов в млн.руб.
|Показатели |1996 |1997 |Отклонения |
| |Балансо|Структу|Балансо|Структу|Балансо|% |
| |вая |ра |вая |ра |вой |изменен|
| |стоимос|основны|стоимос|основны|стоимос|ия |
| |ть |х |ть |х |ти | |
| | |фондов,| |фондов,| | |
| | |% | |% | | |
|Всего основных фондов|6116,7 |100,0 |5021,7 |100,0 |-1095,0|-17,9 |
|1.Основные |5460,4 |89,3 |4925,6 |98,1 |-534,8 |-9,8 |
|производственные | | | | | | |
|фонды | | | | | | |
|в том числе: | | | | | | |
|Промышленно-производс|5208,3 |85,2 |4706,5 |93,7 |-501,8 |-9,6 |
|твенные фонды (флот) | | | | | | |
|Промышленно-производс|219,7 |3,6 |196,3 |3,9 |-23,4 |-10,7 |
|твенные фонды | | | | | | |
|основной деятельности| | | | | | |
Продолжение таблицы 4
| |1996 |1997 |Отклонения |
|Показатели | | | |
| |Балансо|Структу|Балансо|Структу|Балансо|% |
| |вая |ра |вая |ра |вой |изменен|
| |стоимос|основны|стоимос|основны|стоимос|ия |
| |ть |х |ть |х |ти | |
| | |фондов,| |фондов,| | |
| | |% | |% | | |
|Промышленно-производс|32,4 |0,5 |22,8 |0,5 |-9,6 |-29,6 |
|твенные фонды | | | | | | |
|неосновной | | | | | | |
|деятельности | | | | | | |
|2.Непроизводственные |656,3 |10,7 |96,1 |1,9 |-560,2 |-85,4 |
|основные фонды | | | | | | |
Из таблицы 4 видно, что основные фонды в 1997 году уменьшились на 1095 миллионов рублей, или на 17,9%. Наиболее значительно уменьшились непроизводственные основные фонды: с 656,3 миллионов рублей до 96,1 миллионов рублей или на 85,4%, что связано с передачей жилищного фонда в муниципальную собственность. В группе основных производственных фондов уменьшение произошло, в основном, за счет уменьшения флота на 501,8 миллионов рублей или на 9,6%.
После передачи жилья в муниципальную собственность изменился и удельный вес основных фондов производственного и непроизводственного назначения в общей совокупности основных фондов. Так, из-за уменьшения непроизводственных основных фондов с 10,7% до 1,9%, удельный вес основных производственных фондов увеличился с 89,3% до 98,1%. Группировка основных фондов по натурально-вещественному признаку свидетельствует о их составе, а удельный вес каждой группы в процентах к итогу основных фондов характеризует их структуру.
Используя таблицу 5, рассмотрим состав и структуру основных фондов ОАО
«Новошип» за анализируемые годы по типовой классификации.
Таблица 5
Состав и структура основных фондов ОАО «Новошип» по состоянию на
31.12.96г. и 31.12.97г. в млн.руб.
|Группы основных фондов |1996 |1997 |
| |Балансовая|В % к |Балансовая|В % к |
| |стоимость |итогу |стоимость |итогу |
|Здания |180,0 |2,9 |179,2 |3,5 |
|Гидротехнические сооружения |17,6 |0,3 |17,6 |0,3 |
|Прочие сооружения |30,6 |0,5 |28,8 |0,6 |
|Передаточные устройства |11,8 |0,2 |11,5 |0,2 |
|Силовые машины и оборудование|9,2 |0,2 |3,9 |0,1 |
|Рабочие машины и оборудование|37,5 |0,6 |34,1 |0,7 |
|Погрузо-разгрузочные |7,7 |0,1 |7,7 |0,2 |
|механизмы | | | | |
|Измерительные приборы, |7,6 |0,1 |6,8 |0,1 |
|устройства, лабораторное | | | | |
|оборудование | | | | |
|Вычислительная техника |4,6 |0,1 |4,6 |0,1 |
|Прочие машины и оборудование |1,5 |- |1,5 |- |
|Транспортные средства (флот) |5204,4 |85,1 |4703,4 |93,7 |
Продолжение табл. 5
|Группы основных фондов |1996 |1997 |
| |Балансовая|В % к |Балансовая|В % к |
| |стоимость |итогу |стоимость |итогу |
|В т.ч. наливной |2712,2 |44,4 |2666,3 |53,1 |
| Комбинированный |1530,7 |25,0 |1139,2 |22,7 |
| Сухогрузный |828,2 |13,5 |752,2 |15,0 |
| Пассажирский |111,5 |1,8 |111,5 |2,2 |
| |21,8 |0,4 |34,2 |0,7 |
|служебно-вспомогательный | | | | |
|Мебель |0,9 |- |0,9 |- |
|Хозяйственный инвентарь и |2,0 |- |2,0 |- |
|инструмент | | | | |
|Транспортные средства прочие |9,2 |0,2 |8,6 |0,2 |
|(кроме флота) | | | | |
|Прочие основные фонды |0,5 |- |0,4 |- |
|Флот местный |3,9 |0,1 |7,3 |0,2 |
|Жилищный фонд |587,5 |9,6 |3,2 |0,1 |
|Озеленение |0,2 |- |0,2 |- |
|ВСЕГО |6116,7 |100,0 |5021,7 |100,0 |
Анализируя состав и структуру основных фондов видим, что в общей стоимости основных фондов транспортный флот занимает наибольший удельный вес. После передачи жилищного фонда доля флота увеличилась с 85,1% в 1996 году до 93,7% в 1997 году. Из остальных групп основных фондов здания занимают 3,5% в 1997 году, рабочие машины и оборудование – 0,7%, прочие сооружения – 0,6%.
Важнейшие предпосылки эффективного использования основных производственных фондов заложены в их структуре, совершенство которой определяется соотношением между активной и пассивной частями, а также между различными элементами.
При определении состава активных и пассивных основных производственных
фондов следует исходить из различной роли средств труда в производственном
процессе. Так, в ОАО «Новошип» к активным производственным основным фондам
следует отнести транспортный флот, составляющий 93,7% всех основных фондов
компании. С увеличением доли активных средств труда связано повышение
технической вооруженности и производительности труда. Те фонды, которые
обеспечивают нормальное функционирование активных фондов называются
пассивными. Это гидротехнические сооружения, здания, склады и другие.
Деление основных производственных фондов на активные и пассивные
производится для того, чтобы не допускать излишнего роста пассивной части
по сравнению с ее оптимальной величиной.
В связи с этим рассмотрим состав и структуру основных производственных фондов ОАО «Новошип» на конец 1997 года.
Таблица 6
Состав и структура основных производственных фондов ОАО «Новошип» в млн.руб.
|Виды основных производственных фондов |Балансовая |Структура в %|
| |стоимость | |
|Здания |120,2 |2,5 |
|Гидротехнические сооружения |6,2 |0,1 |
|Прочие сооружения |18,8 |0,4 |
|Передаточные устройства |8,9 |0,2 |
|Силовые машины и оборудования |1,9 |- |
|Рабочие машины и оборудование |29,0 |0,6 |
|Погрузо-разгрузочные механизмы |7,2 |0,1 |
Продолжение таблицы 6
|Виды основных производственных фондов |Балансовая |Структура в %|
| |стоимость | |
|Измерительные приборы, устройства, |6,4 |0,1 |
|лабораторное оборудование | | |
|Вычислительная техника |4,6 |0,1 |
|Прочие машины и оборудование |0,4 |- |
|Транспортные средства (флот) |4703,4 |95,5 |
|В т.ч. наливной |2666,3 |54,1 |
| комбинированный |1139,2 |23,1 |
| сухогрузный |752,2 |15,3 |
| пассажирский |111,5 |2,3 |
| служебно-вспомогательный |34,2 |0,7 |
|Мебель |0,6 |- |
|Хозяйственный инвентарь и инструмент |1,9 |- |
|Транспортные средства – прочие (кроме флота)|8,4 |0,2 |
|Прочие основные фонды |0,4 |- |
|Флот местный |7,3 |0,2 |
| ВСЕГО |4925,6 |100,0 |
Анализируемые показатели таблицы 6 свидетельствуют о том, что активная
часть основных производственных фондов (транспортный флот) составляет
95,5%, что примерно на 1,5% ниже требуемой оптимальной величины (норма
составляет приблизительно 97-99%).
Поэтому необходимо ОАО «Новошип» увеличить долю транспортного флота до требуемой нормы за счет пополнения его новыми более современными судами.
2.2. Расчет и анализ показателей состояния и движения основных производственных фондов
Основные производственные фонды в бухгалтерском учете и отчетности отражаются в денежной оценке. Такая оценка имеет большое значение для правильного определения их общей величины, состава и структуры, начисления амортизации, определения эффективности внедрения новой техники. Кроме того, она необходима также для расчета себестоимости продукции, определения фондоотдачи и рентабельности производства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12