Техническое состояние основных фондов характеризует коэффициент износа, который определятся как отношение суммы износа основных фондов на на чало или конец отчетного периода к их стоимости на ту же дату. По основным производственным фондам ОАО «Новошип» этот показатель выглядит следующим образом:
1) на начало 1996года: 4173,0 млн.руб./ 6249,2 млрд.руб.*100 = 66,8%
2) на конец 1996года: 3906,7 млн.руб./ 5460,4 млрд.руб.*100 = 71,5%
3) на конец 1997года: 3466,3 млн.руб./ 4925,6 млрд.руб.*100 =70,4%
Из приведенных выше вычислений следует, что коэффициент износа очень велик, и к тому же у него достаточно быстрые темпы развития: с начала 1996 года и на конец 1997 года он вырос на 3,6%. Это свидетельствует о высоком проценте физического износа основных производственных фондов, поэтому необходимо предусмотреть ускоренные темпы обновления активной части основных фондов, так как использование устаревшей техники и транспортных средств ведет к большим потерям, что проявляется в несопряженности производственных мощностей, замедлении темпов роста производительности труда и объема перевозок, повышении их себестоимости, увеличении затрат на ремонт основных средств, уменьшении прибыли и снижении рентабельности.
Дополнением коэффициента износа до 100% (или до единицы) является
коэффициент годности. Он определяется как отношение остаточной стоимости
производственных фондов на начало или конец отчетного периода к их
стоимости на ту же дату. На начало 1996 года коэффициента годности составил
по ОАО «Новошип» 33,2%, на конец 1996 года – 28,5%, на конец 1997 года –
29,6%, т.е. эти коэффициенты очень низкие и продолжают снижаться.
Рассмотрим коэффициенты износа и годности по видам основных производственных фондов ОАО «Новошип» на конец 1997 года.
Анализируя показатели таблицы 12 следует сделать вывод, что техническое состояние зданий, рабочих машин и оборудования, вычислительной техники и транспортных средств (кроме флота) можно характеризовать как нормальное. Но крайне низким является техническое состояние флота в целом, что требует немед- ленного пополнения флота новыми судами.
Таблица 12
Коэффициенты износа и годности основных производственных фондов ОАО
«Новошип» в 1997 году.
|Виды основных |Балансовая|Износ, в |Коэффициен|Коэффициен|
|производственных фондов |стоимость,|млн. руб. |т износа, |т |
| |в млн. | |в % |годности, |
| |руб. | | |в % |
|Здания |120,2 |22,4 |18,6 |81,4 |
|Гидротехнические |6,2 |4,0 |64,5 |35,5 |
|сооружения | | | | |
|Прочие сооружения |18,8 |11,8 |62,8 |37,2 |
|Передаточные устройства |8,9 |5,4 |60,7 |39,3 |
|Силовые машины и |1,9 |1,2 |63,2 |36,8 |
|оборудование | | | | |
|Рабочие машины и |29,0 |14,1 |48,6 |51,4 |
|оборудование | | | | |
|Погрузо-разгрузочные |7,2 |4,9 |68,1 |31,9 |
|механизмы | | | | |
|Измерительные приборы, |6,4 |4,1 |64,1 |35,9 |
|устройства, лабораторное | | | | |
|оборудование | | | | |
|Вычислительная техника |4,6 |0,9 |19,6 |80,4 |
|Прочие машины и |0,4 |0,3 |75,0 |25,0 |
|оборудование | | | | |
|Транспортные средства |4703,4 |3387,4 |72,0 |28,0 |
|(флот) | | | | |
|в т.ч. наливной |2666,3 |1851,6 |69,4 |30,6 |
| |1139,2 |968,0 |85,0 |15,0 |
|комбинированый | | | | |
| сухогрузный |752,2 |437,2 |58,1 |41,9 |
Продолжение таблицы 12
|Виды основных |Балансовая|Износ, в |Коэффициен|Коэффициен|
|производственных фондов |стоимость,|млн. руб. |т износа, |т |
| |в млн. | |в % |годности, |
| |руб. | | |в % |
| пассажирский|111,5 |106,0 |95,1 |4,9 |
| |34,2 |24,6 |71,9 |28,1 |
|служебно-вспомо | | | | |
|гательный | | | | |
|Мебель |0,6 |0,2 |33,3 |66,7 |
|Хозяйственный инвентарь и|1,9 |0,7 |36,8 |63,2 |
|инструмент | | | | |
|Транспортные средства |8,4 |5,2 |61,9 |38,1 |
|прочие (кроме флота) | | | | |
|Прочие основные фонды |0,4 |- |- |- |
|Флот местный |7,3 |3,7 |50,7 |49,3 |
|ВСЕГО |4925,6 |3466,3 |70,4 |29,6 |
Для характеристики движения основных фондов на предприятиях исчисляются следующие показатели:
1) коэффициент обновления основных фондов определяется как отношение стоимости основных фондов вновь введенных в эксплуатацию в течение данного периода к общей стоимости основных фондов на конец периода.
Рассчитаем этот показатель применительно к основным производственным фондам: в 1996 году: 100,9 млн.руб./ 5460,4 млн.руб. = 1,85% в 1997 году: 57,4 млн.руб./ 4925,6 млн.руб. = 1,17%
2) коэффициент выбытия основных фондов исчисляется как отношение стоимости выбывших основных фондов к стоимости основных фондов на начало того же периода. По основным производственным фондам этот показатель выглядит следующим образом:
в 1996 году: 889,2 млн.руб./ 6249,2 млн.руб. = 14,3% в 1997 году: 592,2 млн.руб./ 5460,4 млн.руб. = 10,8%
Низкий коэффициент обновления и его тенденция к снижению, а также высокий коэффициент выбытия свидетельствуют о недостаточном пополнении пароходства балансовым флотом и это обстоятельство может отрицательно сказаться на увеличении провозной способности пароходства.
2.3. Анализ эффективности использования основных производственных фондов
На морском транспорте эффективное использование основных
производственных фондов имеет большое значение. Это связано с тем, что
основные производственные фонды преобладают в производственных фондах.
Лучшее использование флота обеспечивает необходимые темпы роста
производительности труда, увеличение объема продукции транспорта на один
рубль основных производственных фондов. Недостаточное использование
основных фондов вынуждает делать огромные вложения в создание новых
производственных фондов. Поэтому необходимо постоянно контролировать
степень использования основных производственных фондов, выявлять недостатки
и разрабатывать меры по их устранению.
Степень и эффективность использования основных производственных фондов характеризуется как стоимостными, так и натуральными показателями, которые подразделяются на общие и частные.
Обобщающими показателями, оценивающими на предприятиях морского транспорта экономическую целесообразность основных производственных фондов и их использование, являются фондоотдача и фондоемкость.
Фондоотдача определяется путем отношения грузообоброта перевозок
приходящегося на один рубль среднегодовой стоимости производственных
фондов,
чем выражается связь между средствами труда и транспортной продукцией.
Фондоемкость – показатель обратный фондоотдаче; она характеризует величину
основных производственных фондов, приходящихся на один рубль продукции.
К частным относится совокупность натуральных показателей, которые
применяются для анализа использования основных производственных фондов.
Натуральные показатели отражают интенсивное использование флота по мощности
в единицу времени, и экстенсивное, т.е. использование флота в единицу
времени.
Используя эти показатели произведем анализ использования основных производственных фондов ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах.
Для этого рассчитаем обобщающие показатели фонодоотдачи и фондоемкости и результаты оформим в таблицу.
Таблица 13
Показатели фондоотдачи и фондоемкости по ОАО «Новошип» в 1996-1997 годах
|Показатели |Ед. |1996 |1997 |Изменения по |
| |изм. | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |в |% |
| | | | |абсолютно| |
| | | | |м | |
| | | | |выражении| |
|Грузооборот всего по |млн.тн-|72982,1 |70345,9 |-2636,2 |-3,6 |
|флоту | | | | | |
| |миль | | | | |
|Среднегодовая стоимость |млн. |5854,8 |5193,0 |-661,8 |-11,3 |
|основных |руб. | | | | |
|производственных фондов | | | | | |
|В том числе активной |млн. |5600,1 |4953,9 |-646,2 |-11,5 |
|части фондов (флота) |руб. | | | | |
|Удельный вес активной |% |95,6 |-95,4 |-0,2 |-0,2 |
|части фондов (флота) | | | | | |
Продолжение табл.13
| |Ед. |1996 |1997 |Изменения по |
| |изм. | | |сравнению с |
|Показатели | | | |предыдущим годом |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | |В |% |
| | | | |абсолютно| |
| | | | |м | |
| | | | |выражении| |
|Фондоотдача, всего |тонно-м|12,46 |13,55 |1,11 |8,7 |
| |или/ | | | | |
| |руб. | | | | |
|В том числе активной |тонно-м|13,03 |14,20 |1,17 |9,0 |
|части |или/ | | | | |
| |руб. | | | | |
|Фондоемкость, всего |руб./ |0,08 |0,07 |-0,01 |-12,5 |
| |тонно-м| | | | |
| |или | | | | |
Увеличение фондоотдачи при снижении грузооборота и снижении стоимости основных производственных фондов явилось результатом незначительного снижения грузооборота на 3,6% при гораздо большем уменьшении основных производственных фондов –11,3%.
Фондоотдача, рассчитанная по активной части (флоту) выше фондоотдачи в целом так же за счет гораздо большего уменьшения активной части. Все это свидетельствует об эффективном использовании основных производственных фондов и в частности, их активной части.
На изменение уровня фондоотдачи также оказывает влияние ряд таких факторов как:
- изменение загрузки основных производственных фондов по мощности (ин
тенсивное использование);
- повышение основных производственных фондов в единицу времени
(экстенсивное использование).
Интенсивное использование основных производственных фондов характеризуется совокупностью показателей работы флота. К таким показателям относятся коэффициенты загрузки и использования грузоподъемности судов, коэффициент балластных пробегов, коэффициент среднесуточной эксплуатационной скорости судна. Обобщающим натуральным показателем работы флота является производительность одной тонны дедвейта в сутки эксплуатации.
Рассмотрим показатели интенсивности использования судов по ОАО
«Новошип» в 1996-1997 годах.
Таблица 14
Показатели, характеризующие интенсивное использование флота по его видам
|Показатели |Ед.изм. |1996 |1997 |Изменение по |
| | | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |в |% |
| | | | |абсолютном| |
| | | | |выражении | |
|Наливной флот | | | | | |
|Коэффициент загрузки | |0,81 |0,82 |0,01 |1,2 |
|Коэффициент |% |45,8 |48,6 |2,8 |6,1 |
|использования | | | | | |
|грузоподъемности | | | | | |
|Коэффициент | |0,90 |0,92 |0,02 |102,2 |
|среднесуточной | | | | | |
|эксплуатационной | | | | | |
|скорости | | | | | |
Продолжение таблицы 14
|Показатели |Ед. изм.|1996 |1997 |Изменение по |
| | | | |сравнению с |
| | | | |предыдущим годом |
| | | | |В |% |
| | | | |абсолютном| |
| | | | |выражении | |
|Коэффициент | |0,40 |0,37 |-0,03 |-7,5 |
|балластных пробегов | | | | | |
|Производительность |тонно-ми|72,4 |81,3 |8,9 |12,3 |
|работы флота |ль/ | | | | |
| |двт.-сут| | | | |
| |. | | | | |
|Комбинированный флот | | | | | |
|Коэффициент загрузки | |0,73 |0,80 |0,07 |9,6 |
|Коэффициент |% |42,9 |49,2 |6,3 |14,7 |
|использования | | | | | |
|грузоподъемности | | | | | |
|Коэффициент | |0,95 |0,98 |0,03 |3,2 |
|среднесуточной | | | | | |
|эксплуатационной | | | | | |
|скорости | | | | | |
|Коэффициент | |0,39 |0,38 |-0,01 |2,6 |
|балластных пробегов | | | | | |
|Производительность |тонно-ми|73,3 |86,1 |12,8 |17,5 |
|работы флота |ль/ | | | | |
| |двт.-сут| | | | |
| |. | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12