Сельскохоз-е и агропромышл-е, в. Торговые (операции купли-продажи могут входить в рынок сбыта промышленных фирм либо независимыми торговыми посредниками, г. Строительные, д. Транспортные (вызванные развитием совр. видов транспорта), е. Страховые, ж. Инжиниринговые, з. Лизинговые, и.
Банковские. 3 последние фирмы – производящие операции с ценными бумагами и недвижимым имуществом. 2. По характеру собственности: а. Государственные, б. Государственно-частные, в. Частные. 3. По принадлежности капитала: а. национальные, б. смешанные, в. международные.
Поиск и выбор контрагента – важный и сложный процесс, как для поставщика,
так и для потребителя. Он предполагает выбор стран и фирм, наиболее
предпочтительных для сбыта или закупки продукции. 1 стадия: составление
списка стран, которые могут быть потенциальными покупателями (информация
спец. организаций о странах мира, страны, с которыми вы уже имели дело). 2
стадия: сокращение списка потенциальных контрагентов (определение стран –
основных экспортных рынков вашей страны, геогр. положение, анализ ВНП –
стран – потенциальных контрагентов). 3 стадия: выбор 3-х наиболее
предпочтительных стран (интуиция, детальный анализ, оценка перспектив).
Выбор фирм-контрагентов зависит от характера и предмета сделки
экономического потенциала страны, конъюнктуры и емкости рынка. Учитываются
и такие факторы, как наличие межправительственных торговых соглашений,
характер деятельности фирм, ее репутация, длительность торговых отношений и
предлагаемые условия сделки. Информация и фирмах систематизируется путем
составления информац-х карт.
63. Роль заграничных посредников в ВЭД. Торговое посредничество –
неотъемлемая часть рыночной экономики. Посредники – лица, соединяющие
стороны, желающие заключить сделку. Посредники действуют в области
перевозки, хранения, страхования, сбыта товаров. В кач-ве посредников могут
выступать как отдельные лица, так и учреждения (брокеры, дилеры, маклеры).
Цель привлечения посредников – повышение экономичности внешнеторговых
операций, например при экспорте торговый посредник освобождает
производителя товаров от многих обязанностей, связанных с реализацией этого
товара. Посредник доставляет товар в страну-импортера, сортирует,
упаковывает, подбирает товар по ассортименту, стремится приспособить его к
запросам рынка. Таким образом, экспортер (производитель) использует опыт и
знания посредника, чтобы закрепиться на иностранном рынке, в то же время он
экономит средства, которые потребовались бы ему для развертывания
собственной сбытовой сети в стране импортера. Участие посредников повышает
экономичность операции: 1. возрастает оперативность в сбыте товаров, в рез-
те за счет ускорения оборота капитала увеличивается прибыль. 2. Техническое
обслуживание, сокращение сроков поставок с промежуточных складов
способствует повышению конкурентоспособности. 3. создание и развитие
сбытовой сети преуспевающими посредниками экономит средства экспортера. 4.
Специализация посредников обычно на массовом сбыте определенных товаров
позволяет снизить издержки обращения на единицу реализуемого товара и дает
доп. коммерческую прибыль. Дистрибьюторские услуги – комплекс маркетинговых
и посреднических услуг, предоставляемых при покупке оборудования и ноу-хау,
а также услуг по установке и наладке оборудования, обучению и
консультированию пользователей.
64. Структура и содержание внешнеторгового контракта. Требования в форме
внешнеторгового договора установлены в части 1 и 4-й Венской конвенции и
обязательны для всех участников, независимо от того, приняли они ее или
нет, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.
Венская конвенция вступила в силу с 1988 года. Она состоит из 4-х частей и
101 статьи. Она регулирует отношение по вопросам, связанных с заключением
договоров и с их исполнением, ответственностью за неисполнение или
ненадлежащее исполнение. Договор купли-продажи товара в международной
практике называется контрактом. При заключении внешнеторговой сделки
стороны должны определиться: право какого гос-ва будет применяться для
выбора форм заключения сделки, прав, обязанностей сторон и урегулирование
споров. В контракте купли-продажи обязат. условием явл. переход права
собственности на товар от продавца к покупателю. До заключения контракта
необходимо выяснить следующее: 1. разрешен ли ввоз, вывоз товара на
территорию страны. 2. облагается ли товар экспортной, импортной пошлиной и
ее размер. 3. попадает ли товар под режим лицензирования или квотирования.
4. требуется ли получение санитарных, ветеринарных и экологических
сертификатов. 5. какие документы необходимы для обеспечения пропуска товара
за границу. При составлении контракта и согласования его условий с
партнерами проверяют: действует ли в отношениях между Россией и страной-
контрагентом международные договоры, устанавливающие режим торговли. Все
условия контракта можно рассматривать с точки зрения их обязательности для
продавца и покупателя и с точки зрения их универсальности. Структура
контракта: 1. Преамбула. 2. Содержание операции, 3. Количество товара 4
Качество товара, 5. Базовые условия поставки 6. Цена 7. Платежи, 8.
Документы для оплаты, 9. Срок и дата поставки 10. Упаковка, 11. Маркировка
12. Порядок отгрузки, 13. Транспортные условия, 14. Приемка/сдача товара
15. Реклама 16. Форс-мажор (непредвид. обстоят-ва), 17. Страхование, 18.
Арбитраж, 19. Санкции, 20. Лицензии, 21. Прочие условия, 22. Юридич.
адреса, 23. Подписи сторон.
При купле-продаже машин и оборудования в контракт добавляются такие
пункты как технические условия, техническая документация, техническое
обслуживание в гарантийный период, послегарантийное обслуживание.
Обязательные условия контракта: № пунктов структуры контракта (см. выше):
2,3,4,5,6,7,15,19,22. Если одна из сторон не выполняет эти условия, то
другая вправе расторгнуть контракт и требовать возмещения убытка. Доп.
условия (№ пунктов: 10,11,14, 16,17,18,21). При неисполнении этих пунктов
сделка не расторгается, а с виновника взыскиваются штрафные санкции.
Количество товара. В контракте устанавливается единица измерения кол-ва, порядок его определения, система мер и весов. Выделяют вес – брутто, нетто, и брутто за нетто. Если масса тары сост. не более 1-2% от массы товара, и когда цена тары незначительна, то пренебрегают массой тары и в контракте делается оговорка «масса брутто за нетто». Т.к. некоторые массовые товары подвержены в период транспортировки естественной убыли (усушка, утруска, утечка), стороны в контракте делают оговорку «франшиза» и определяют, кто принимает на себя естественную убыль. Качество товара – устанавливается совокупность свойств, пригодность товара для использования по его назначению в соотв. с потребностями покупателей. Качество опред-ют по стандарту, по тех. причинам, по спецификации, по образцу, по предварит. осмотру, по описанию (продажа фруктов и овощей), по выходу готового продукта. Базовые условия поставки – БУП – определяют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой товара, т.е. расходы, которые несет экспортер, включают в цену товара. Базисными наз-ся потому, что устанавливают базис поставки товара и оказывают влияние на уровень цены товара, они могут составлять до 40-50% цены товара. Цена. Цены устанавливаются за колич. единицу товара, единицу массы, площади, объема, единицу комплекта, за десяток, сотню, за весовую единицу. Сущ. различные виды цен: базисные, закупочные, мировые, оптовые, розничные, скользящие и т.д.
65. Основные формы, условия расчетов и средства платежа при
внешнеэкономич. сделках. Междунар. практика торговых отношений выработала
несколько форм расчетов в зависимости от степени доверия торговых
партнеров, а также роли, которые призваны в каждом конкретном случае играть
банки в расчетах между продавцом и покупателем. Банки могут производить
расчеты в форме документарного аккредитива, инкассо, банковского перевода и
др. формах, применяемых в международной банковской практике. Документарный
аккредитив – это любой договор, в силу которого банк-эмитент (банк,
выставивший аккредитив), действуя по просьбе и в соотв. с указаниями
импортера, берет на себя обязат-ва произвести платежи третьему лицу, либо
распорядиться, чтобы такие платежи были произведены или такие тратты
оплачены, акцептованы другим банком против обусловленных и в соответствии с
оговоренными условиями. Приказодатель определяет свои отношения с банком-
эмитентом в заявлении банку об открытии аккредитива. В заявлении должны
содержаться все важные, предусмотренные контрактом условия, при выполнении
которых экспортер может получить денежное возмещение за поставленный им
товар. Классификация документарных аккредитивов: 1. по виду обязательства:
а) отзывной (может быть в любое время изменен или отозван по указанию), б)
безотзывной – твердое обязательство банка – эмитента по отношению к
бенефициару (3-му лицу), в. подтвержденный (безотзывной аккредитив по
поручению банка-эмитента может быть подтвержден другим банком). В случае
подтверждению аккредитива др. банком экспортер получает доп. гарантии
некоторых рисков. г. неподтвержденный (безотзывной аккредитив может быть
сообщен бенефициару через другой банк без какой-либо ответственности со
стороны обязующего – сообщающего банка, т.е. банк-корреспондент лишь
обязует бенефициару открытие аккредитива). 2. По переадресуемости: а)
переводный (трансферабельный – предоставляет право бенефициару давать
указание банку передать аккредитив полностью или частично одному или
нескольким третьим лицам). Это делается для того, чтобы поставщик мог
финансировать суб-поставщика из средств аккредитива. б. нетрансферабельный.
3. По возобновляемости а) револьверный – возобновляемый – используется при
регулярно повторяющихся стандартных партий товаров. б) невозобновляющийся.
Инкассовая форма расчетов. В основе лежит договоренность экспортера со своим банком, предусматривающая его обязательство передать товарораспорядительную декларацию импортеру только при условию выплаты последним стоимости отгруженного товара, либо договориться об этом с банком, расположенным в стране импортера. В инкассовом поручении экспортер просит свой банк, чтобы им была получена стоимость отгруженного товара на условиях «наличными против документов» и реже «наличными при сдаче товаров». Обычно платеж совершается через банк вместе нахождения покупателя. 2 вида инкассо: 1. чистое инкассо – т.е. инкассо только фин. документов (переводы и простые векселя-чеки), 2. Документарное инкассо – инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими док-тами или же инкассо только коммерческих документов (счета отгрузки, документы о праве собственности и др.). Условия платежа регулируют сроки, форму, условия, при которых покупатель осущ-ет платеж, определяют для покупателя и для продавца различные преимущества и риски.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18