Ответы на ГОС по Мировой экономике
p> 21. Экстенсивное и интенсивное сельское хозяйство. Экстенсивный путь ведения сельского хозяйства - связанный с количественным увеличением
(расширением, распространением) без качественного роста. Экстенсивное сельское хозяйство (в отличие от интенсивного) — система ведения сельского хозяйства, основанная на относительно небольших капиталовложениях на единицу земельной площади; характеризуется слабым применением техники, плохой обработкой земли, низкими урожаями. Примером высокоинтенсивного сельского хозяйства могут служить развитые страны, такие как США, Канада.

Так, распашка целинных земель с целью получения большого количества зерновых культур, вовлечение все большего и большего количества рабочих для строительства электростанций, производство все большего количества зерноуборочных комбайнов - все это примеры экстенсивного пути увеличения общественного продукта. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников и за счет увеличения мощности предприятия, т.е. увеличения установленного оборудования. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.

Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников.

Необходимость перехода от экстенсивного к интенсивному типу развития сельского хозяйства обусловлена прежде всего возрастающими потребностями в продовольствии. Экономический рост в аграрном секторе возможен лишь на основе внедрения новых технологий с соблюдением экологических требований охраны окружающей среды.

22. Черная металлургия мира: структура и значение, ресурсы и производство, их распределение по странам и регионам.

Металлургический комплекс – совокупность отраслей, производящих разнообразные металлы. Он состоит из черной и цветной металлургии. Черная металлургия включает добычу и обогащение железной, марганцевой и хромовой руды, выплавку чугуна и стали, производство стального проката. Продукция черной металлургии служит основой развития машиностроения, металлообработки, строительства и т.д.

Добыча железной руды возрастала с 50-х до 80-х г.г. прошлого столетия до
900 млн. тонн, затем пережила спад, но после возросла до 1 млрд. тонн.
Снизилась добыча железной руды в США, Зап. Европе, в России, Казахстане и
Украине. Вместе с тем растет добыча на легкодоступных месторождениях Китая,
Бразилии и Австралии. Мировая выплавка стали довольно быстро увеличивалась до середины 70-х годов. Но в период энергетического и сырьевого кризиса развитие черной металлургии резко замедлилось. Выплавка стали в мире практически не растет и характеризуется заметной неустойчивостью. Это обусловлено: тенденцией к снижению металлоемкости производства в развитых странах, и растущим замещением металла пластмассами и алюминием (цв. металл). Объем производства стали, который недавно служил одним из главных показателей экономического состояния страны, утратил свое значение.
Снижение роли черной металлургии объясняется общим уменьшением металлоемкости производства, сокращением расхода стали на единицу готовой продукции, повышением требований не столько к количеству, столько к качеству металла. Важнейшей тенденцией в развитии мировой черной металлургии является перемещение ее в развивающиеся страны. В 1996 г. Китай вышел в мировые лидеры по производству стали. Юж. Корея практически сравнялась по этому показателю с Германией, а Бразилия опередила
Великобританию и Францию. Развивающиеся страны производят, в основном, рядовой металл. РФ по производству стали занимает 4 место, в США и Японии ведущие корпорации сокращают производства традиционной металлопродукции, но при этом расширяют выпуск качественных металлов и сложных видов проката.
Рост выплавки стали происходит только в странах «нового освоения»
(Австралия, Канада, ЮАР). Работа металлургического комплекса сопряжена с образованием больших объемов отходов, по загрязнению атмосферы занимает 3-е место.

23. Цветная металлургия мира: структура и значение, ресурсы и производство, их распределение по странам и регионам.

Цветная металлургия включает добычу и обогащение руд цветных, благородных и редких металлов, их выплавку, производство сплавов и переработку вторичного сырья. Развитие мировой цветной металлургии на протяжении длительного времени характеризовалось устойчивым ростом. Мировое потребление основных цветных металлов за 1973-1997 г.г. возросло с 26 до 37 млн. тонн. В настоящее время производится 70 различных видов цветных металлов. Основная доля выплавки приходится на алюминий (45,4%), медь –
25,3%, цинк-15,8%, свинец-11%. Заметное место на рынке цветной металлургии занимают также никель, олово, кобальт, вольфрам, молибден. Одной из обобщающих характеристик уровня развития экономики в современных условиях стало потребление алюминия на душу населения. Алюминий и его сплавы в условиях все возрастающих конструкционных и экологических требований вытесняет черные металлы и их сплавы там, где снижение массы изделий обеспечивает экономию топлива и увеличение скорости. Среднедушевое потребление алюминия в середине 90-х годов составляло в кг: 31,3, в Японии
– 31,6, в Германии: 21, в России – 3.

Для цветной металлургии развитых стран характерны следующие отличительные черты: а) растущая доля сырья вторичного металлолома, б) повышенное внимание к выплавке редких металлов (титана, магния, ниобия), в) т.ч. и стратегически важных. в) преобладание производства проката и готовой продукции, г) выплавка тяжелых металлов окончательно переместилось в развивающиеся страны, которые все больше и больше осваивают заключительные стадии производства. Алюминий: Россия, США, Канада, Австралия. Россия в 90- е годы стала мировым лидером по экспорту черных и цветных металлов. 20% алюминия, 11% – меди. Это объясняется высоким спросом внешнего роста по причине дешевизны, падающего спроса на внутреннем рынке из-за экон. спада в
90-е годы.

24. Машиностроение: особенности развития в постиндустриальную эпоху.
Машиностроение явл. главной отраслью мировой промышленности, на его долю приходится около 35% стоимости мировой пром. продукции. В развитых странах на продукцию этой отрасли приходится 32-38% стоимости промышл. производства, в странах с переходной экономикой – 20 – 25%, в
Новоиндустриальных странах – 15-25%. Выделяют 4 главных машиностроительных региона мира: ведущее место среди них по масштабам производства занимает
Северная Америка-30%, которая выделяется по производству сверхмощных компьютеров, самолетов, ракетнокосмической техники и др. видов вооружений.
Регион Зап., Центр., и Восточной Европы дает около 30% продукции мирового машиностроения. 3-й регион, включающий страны Восточной и Юго-Вост. Азии, производит около 25% продукции мирового машиностроения. В этот регион продолжает перемещаться производство судов, автомобилей, бытовой электроники. Япония концентрирует усилия на наукоемких производствах. 4-й регион образуют Россия и др. бывшие советские республики. СНГ относятся к группе стран, обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства. В этих странах большое развитие получили отрасли ВПК, сравнительно несложное производство (сельхоз. техника и станки), в то же время по наукоемким отраслям, кроме авиационной и ракетно-космической промышленности и бытовой электроники. У них отмечается серьезное отставание. Машиностроение подразделяется на: общее, транспортное и электротехнику. Последние годы опережающими темпами растет электроника, умеренными – общее машиностроение, тогда как доля транспортного машиностроения уменьшается. В развитых странах преобладает производство оборудования, станкостроения, выпуск с/х машин и несложного оборудования перемещается в развивающиеся страны. В структуре транспортного машиностроения произошел интенсивный рост автомобилестроения; судостроение и выпуск подвижного состава ж/д уменьшается. Автомобилестроение во второй половине 20-го века превратилось в одну из наиб. динамичных отраслей машиностроения. Мировой выпуск автомобилей вырос с 10 млн. штук в 1950 г. до 50 млн. штук в середине 90-х. 70% из них – легковые авто. На первое место по производству авто вышла Япония. Резко растет производство легковых авто в НИС (Новоиндустр. странах) – Южная Корея, Бразилия. В РФ и СНГ отмечается высокая доля грузовых машин. Судостроение развивалось в 60-е годы и первую половину 70-х. – в эпоху «дешевой нефти». Южная Корея вышла на 1-е место в мире, опередив Японию. Крупными производителями судов стали:
НИС – Бразилия, Аргентина, Мексика, а также Китай и Тайвань. В электротехнич. промышленности увеличилось производство энергетического оборудования. Особенно быстро растет электронная индустрия. Выделяют 2 подотрасли: военно-промышленная и бытовая электроника. Главными центрами являются США и Япония. Бытовая электроника, ориентирующаяся на дешевую рабочую силу, получила развитие в НИС и Китае. Развитые страны постепенно свертывают выпуск бытовой электроники, переключаясь на импорт ее из НИС. В целом вторая половина XX в. стала периодом, когда машиностроение перестало быть уделом лишь развитых стран и получило широкое распространение в развивающемся мире. На машины, оборудование и транспортные средства в структуре мирового экспорта приходится 37%, в экспорте развитых стран –
43%, развивающихся стран – 19. Свыше 80% мировой торговли машинами и оборудованием приходится на развитые страны. Доля развивающихся стран в мировом экспорте машин и оборудования составляет около 10%. На Россию приходится менее 1% мирового экспорта машиностроительной продукции.

25. Особенности развития третичной сферы в современном мире. Всемирное хозяйство с точки зрения его отраслевой структуры подразделяется на 3 сектора: 1. первичный – сельское хоз-во и лесное, добыча ископаемых и т.п.,
2. вторичный – промышленность, 3. третичный – услуги. Кроме этого, теперь выделяют и четвертичный – наиб. квалифицированные отрасли, сферы услуг: наука, высшее образование, банковское дело, управление высшего уровня (Гус. управление, макрорегиональное), СМИ, некоторые сферы культуры. (См. 1-й вопрос). В экономике развитых стран на этапе пост-индустриального развития ведущую роль играет сектор услуг – 60% ВВП. К сфере услуг относят: традиционные отрасли, транспорт и связь, торговля. 2. такие отрасли хоз. деятельности как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и др. деловые услуги. 3. социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, бытовое, жилищное и коммунальное хоз- во, искусство, туризм, и др. рекреационные услуги. Одна из наиболее динамичных отраслей услуг – туризм, особенно международный. Число международ. туристов постоянно растет. Туризм обеспечивает работой по всех странах мира свыше 100 млн. человек. В России туризм развит весьма слабо.
Число туристов, выезжающих из России за рубеж значительно превышает число иностр. туристов, посещающих РФ. Это неблагоприятный для России баланс возможных поступлений от туризма. В зависимости от уровня развития сферы услуг страны можно подразделить на 3 группы: 1. страны постиндустриального типа – высокий уровень развития, 2. к странам со средним уровнем развития сферы услуг относят НИС (Новоиндустр. страны) Юго-Вост. Азии и Лат.
Америки, а 3 страны с переходной экономикой, для которых характерен относительно высокий уровень развития одной или 2-х отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого сектора в целом. 3. большинство развивающихся стран входит в группу с низким уровнем развития сферы услуг.
На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около
70% мирового экспорта и примерно такая же доля импорта услуг (США). Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами постепенно увеличивается.
Некоторые из них стали крупными экспортерами услуг (Ю. Корея – инженерно- консультационных и строительных; Мексика – туристических). Россия с переходной экономикой располагает значительными возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерно-консультационных и строительных услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать