Ответы на ГОС по Мировой экономике
p> Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п.
Факторы экономического роста: а) количество и качество природных ресурсов; б) количество и качество трудовых ресурсов; в) объем основного капитала; г) уровень научно- технического прогресса (технология).

Наличие обильных природных ресурсов не всегда является самодостаточным фактором экономического роста. Например, некоторые страны Африки и Южной
Америки обладают существенными запасами природных ресурсов, но до сих пор состоят в списках отсталых стран. Это означает, что только эффективное использование ресурсов ведет к экономическому росту.

Научно-технический прогресс является важным двигателем экономического роста. Он охватывает целый ряд явлений, характеризующих совершенствование процесса производства. Научно-технический процесс включает в себя совершенствование технологий, новые методы и формы управления и организации производства.

4. Государственное регулирование экономического роста. Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента
(политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений.
При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

2. В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что Кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

5. Федеративное и унитарное устройство государства. Унитарное гос-во имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть.
Подавляющее большинство стран мира – унитарные государства (Великобритания,
Франция, Италия, Венгрия, Болгария, Алжир, Колумбия, Япония и др.).

Федеративное гос-во имеет такую форму администр.-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т.д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. В Европе федеративное устройство имеют Австрия,
Бельгия, Германия, Россия, Сербия и Черногория; в Азии: Индия, Малайзия,
Мьянма, ОАЭ, Пакистан. В Америке: Бразилия, Венесуэла, США, Канада,
Мексика. В Африке: Нигерия, ЮАР, Коморские острова. В Австралии и Океании:
Австралия и Микронезия.

Конфедерация: форма объединения государств, для достижения ограниченных целей (военных, внешнеполитических, экономических), встречается очень редко. В наст. время только в одном гос-ве мира – в Швейцарии, Конституцией закреплена эта форма устройства его территории (Швейцарская конфедерация состоит из 23 кантонов, каждый из которых имеет свою конституцию, парламент и правительство.

6. Ведущие империалистические державы мира: общие черты и особенности.
Высокоразвитые страны (империалистические). Типичные страны: США, Япония,
Германия, Великобритания, Франция, Италия. По некоторым признакам к ней близка Канада, по другим – Россия (еще больше общего имел СССР) и даже
Китай. Для этих стран характерно: 1. высокие показатели эк. развития, как относительные, так и абсолютные. 2. Все они находятся на постиндустриальной стадии развития. 3. универсальная экономическая структура, в которой представлены все важнейшие отрасли промышленности, с/х и непроизводственной сферы, независимо от наличия или отсутствия природных ресурсов. Эти страны в прошлом имели колониальные империи или, по меньшей мере, сферы влияния.
Это повлияло на характер их экономики и культуры. Сегодня колоний не осталось, или почти не осталось, но сферы влияния сохранились. Развитые страны явл. главной группой стран в мировом хозяйстве. В конце 90-х на них приходилось 55% мирового ВВП и бОльшая часть мировой торговли и международного движения капитала. В самой группе развитых стран выделяют
«семерку» с наибольшим объемом ВВП (США, Япония, Франция, Великобритания,
Канада, Германия, Италия). На эти страны приходится больше 44% мирового
ВВП, в т.ч. на США-21%, Японию-7, Германию-5. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения (ЕС, НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле).

7. Страны «переселенческого капитализма» (Канада, ЮАР, Австралия, также к ним относят Израиль, Новую Зеландию) относятся к промышленно развитым странам. Своим названием они обязаны тому, что, образовавшись как самостоятельные государства, они сразу стали капиталистическими странам, т.е. хозяйственный уклад туда привнесли колонисты-основатели из других капиталистических стран. В странах переселенческого капитализма не было такого перехода, как в др. капитал. странах: сначала к феодализму, потом от феодализма к капитализму. Благодаря этому эти страны относительно «молоды».
В них высокий уровень жизни, т.к. это промышленно развитые страны. В этих странах представлены не все отрасли промышленности, как например в США, во многих отраслях – экстенсивный экономический рост (см. 3-й вопрос), например – сельское хоз-во в Канаде.

Почему к ним не относятся, скажем, страны Латинской Америки? Бразилия,
Аргентина и т.п.? Ответ – исторически освоение этих стран колонистами из
Европы началось раньше, чем колонизация современных Канады, ЮАР, и др., еще в 16-17 веках, а поэтому колонисты привнесли не капиталистический уклад хоз. деятельности, как в страны «переселенческого» капитализма, а еще во многом феодальный. Примером могут служить Латифундии в странах Лат. Америки
– огромные землевладения, которые когда-то обрабатывались рабами – это явные пережитки тех времен.

8. Малые «привилегированные» страны Европы. Это Скандинавские страны
(Норвегия, Швеция, Финляндия), страны Бенилюкс, Швейцария, Австрия, карликовые страны Европы (Лихтенштейн, Монако, Андорра, Сан-Марино). Это страны, как правило, бедные природными ресурсами, но есть исключения
(Швеция к примеру), где основное богатство составляют трудовые ресурсы, обладающие высокой культурой, квалификацией, экономическими «традициями».
Дополнительный «ресурс» - богатая история этих стран, привлекающая многочисленных туристов. Поэтому они получают немалый, если не основной доход в бюджет от экспорта туристических услуг. Каждая из этих стран специализируется на небольшом количестве отраслей, причем наиболее характерны – точное машиностроение, высокоинтенсивное сельское хоз-во, обслуживание туристов и др. высококвалифицированные отрасли. Эти страны отличаются очень высокими среднедушевыми показателями развития, по которым они иногда опережают ведущие развитые страны. Эти страны либо не создавали колониальных империй, либо давно их лишились. Для них характерна либо политика нейтралитета, либо даже при участии в военных блоках относительная пассивность. Отсюда большая экономия на военных расходах, которая позволяет назвать их привилегированными странами.

9. Новые индустриальные страны (НИС). НИС – Республика Корея, Сингапур,
Малайзия, Таиланд, Бразилия, Мексика, Аргентина, Тайвань. В Азии наблюдаются самые высокие в мире темпы экономического роста, повышается уровень экономического развития, растет уровень дохода на душу населения, снижается уровень нищеты и улучшаются другие социальные показатели. Эти страны делают ставку на расширение использования мирового рынка и приток прямых иностранных инвестиций с сопутствующим ему расширением притока капитала, передачи технологий и торговли и в некоторых случаях со значительной ролью государства в экономике при наличии активного частного сектора. Проведение политики, ориентированной на развитие внешних связей, ведет к усилению зависимости от мирового рынка. Кроме того произошли изменения структуры экспорта этих стран: НИС перешли от экспорта простых промышленных товаров к экспорту более капиталоемкой продукции. По мере роста зависимости этих стран от внешнего мира они становятся менее защищенными от стихийного развития мировой экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать