Ответы на ГОС по Мировой экономике
p> 18. Междунар. миграция рабочей силы: сущность, причины, формы. Под международной (внешней) трудовой миграцией понимается перемещение населения через гос. границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями др. стран. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты- челноки, а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранным работодателем). Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на: 1. трудовую эмиграцию – выезд трудоспособ. населения из страны пребывания для долговременного или постоянного в др. стране. 2. Трудовую иммиграцию – приезд рабочей силы в данную страну из-за границы. Виды трудовой миграции: 1. Безвозвратная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране; 2. временно- постоянная – когда миграция ограничена сроком пребывания в стране въезда от одного года до 6 лет. 3. сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах 1 года) выездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хоз-во, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции явл. кочевничество, сохранившееся в Африке и в Зап. Азии. 4. Маятниковая (челночная, приграничная) – ежедневный переезд из 1 страны в другую и обратно мигрантов, пересекающих границу для работы в соседней стране – называют рабочими-фронтальерами. 5. Нелегальная – незаконный въезд в др. страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частным приглашением в кач-ве туриста и т.д.) с последующим нелегальным трудоустройством. 6. «Утечка умов» - международ. миграция высококвалиф. кадров – ученых, редких специалистов, иногда звезд искусства и спорта.

Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт,
Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).

19. Виды транспорта и структура мирового рынка транспортных услуг.
Междунар. хозяйственные отношения обуславливают громадные потоки передвижения товаров из одних стран в другие. Сама по себе транспортная сеть сформирована в рамках национальных экономических систем. Все виды транспорта, за исключением морского, имеют, прежде всего, внутрихозяйственные цели для своего функционирования. Вместе с тем они обслуживают и международные перевозки. По мере расширения и углубления международной торговли развиваются и международные транспортные связи.
Важнейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования явл.: 1. Темпы и объемы ВЭД. 2. Научно-тех. прогресс, использование достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных связей.

Транспортное обслуживание международных экономических отношений осущ. в 2 направлениях: 1) Перевозка товарных грузов 2) Перевозка пассажиров. За последние 20-25 лет наметилась тенденция к сокращению объемов перевозимых грузов. Этот факт свидет. не о падении темпов междунар. торговли, а о качественных переменах в структуре товарообмена, где сократилась доля топливно-сырьевой продукции как наиболее «транспортоемкой». Среди всех видов транспорта самым распр. в междунар. торговле явл. морской транспорт.
Этот вид транспорта обеспеч. примерно 65% объема перевозок. Осн. ассортимент перевозок сост. наливные и навалочные грузы, т.е. все те же топливно-сырьевые товары, сост. около 40% объема морских перевозок.
Остальные 60% приходятся на генеральные грузы (готовая промышленная продукция, потребительские товары, продовольствие). На железнодорожный транспорт приходится примерно 15-17% объема междунар. перевозок. Он используется для внутриконтинентальных перевозок. Серьезным конкурентом морскому транспорту за посл. 30-40 лет стал воздушный транспорт. Учитывая преимущества последнего в скорости перемещения, он стал лидером в международных пассажирских перевозках. С внедрением скоростных и широкофюзеляжных самолетов провозная способность резко увеличилась. Но этот транспорт относительно дорогостоящий. Наименьшее значение в транспортном обслуживании и внешнеэкономич. связей занимают автомобильный и речной транспорт. На них в целом приходится около 5% объема внешнеторг. грузовых перевозок. Эти виды транспорта более локальны. Автомоб. и речные пути обеспечивают движение грузов, как правило, между гос-вами-соседями. Немалая роль принадлежит трубопроводному транспорту. Его назначение связано с систематической и бесперебойной доставкой нефти, нефтепродуктов, природного газа. Низкая себестоимость обслуживания, 7-8% всех грузовых перевозок – на нем.

20. Топливно-энергетические ресурсы и структура топливно-энергетического баланса. Природные ресурсы (топливно-энергетические, минерально-сырьевые, земельные, водные, биологические, рекреационные и др.). Суммарные общегеологические (прогнозные) запасы минерального топлива нашей планеты превышают 12,5 трлн. тонн, из них более 60% приходится на уголь, около 12% на нефть, 15% на природный газ, остальное – на сланцы, торф и другие виды топлива. Угольные ресурсы, занимающие лидирующее положение в запасах минерального топлива (разведанные запасы каменного и бурого угля превышают
5 трлн. тонн, а достоверные сост. около 1,8 трлн. тонн), встречаются на земном шаре почти повсеместно. Самый бедный углем континент – Ю. Америка.
Угольные ресурсы разведаны почти в 100 странах мира. Их осн. запасы сосредоточены в развитых странах, исключение – Индия и Ботсвана, обладающие значительными запасами угля среди развивающихся стран. Примерно 80% общих геологических запасов угля приходится только на 3 страны – Россию, США и
Китай. Сущ. значение имеет качественный состав углей – доля коксующихся углей, применяемых в черной металлургии. Наиболее велика их доля в запасах угля Австралии, ФРГ, России, Украины, США, Индии и Китая. В России общегеологические запасы угля составляют около половины мировых, а по разведанным уступают США и Китаю. 90% общих запасов России приходится на
Сибирь и Д. Восток, где выделяется Тунгусский, Иркутско-Черемховский районы добычи и др. В целом обеспеченность мирового хоз-ва углем довольно велика – значительно больше, чем другими видами топлива. Разведанные запасы нефти оцениваются в 270 – 300 млрд. тонн, достоверные – в 140 млрд. В отличие от угольных, нефтяные ресурсы размещены на земном шаре крайне неравномерно.
Более половины разведанных запасов нефти приурочено к морским месторождениям, зоне континентального шельфа, побережьям морей. Крупные скопления нефти выявлены у берегов Аляски, в Мексиканском заливе, в приморских районах северной части Ю. Америки, в Северном море, Баренцевом,
Беренговом, Каспийском морях, у запад. берегов Африки, в Персидском заливе и др. местах. Особенно богаты нефтью развивающиеся страны Ближнего и
Среднего Востока: Сауд. Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Иран, Катар, Бахрейн. В
Латинской Америке: Мексика, Венесуэла, Эквадор. В Африке: Алжир, Ливия,
Нигерия. В Ю-В. Азии: Индонезия и Бруней. Они сосредотачивают 4/5 мировых запасов нефти. Крупными запасами располагают: Россия, США, Китай,
Великобритания, Канада, Румыния, и нек. др. На РФ приходится примерно 4,8-
5% мировых разведанных запасов нефти. Около 70% разведанных запасов нефти нах-ся в Томской и Тюменской областях в Зап. Сибири. Остальную часть разведанных запасов разделяют м/у собой Поволжье, Сев. район, Сев. Кавказ,
Вост. Сибирь и Д. Восток. Обеспеченность разведанными запасами нефти при совр. уровне добычи в целом составляет 45 лет. В США – едва больше 10 лет, в России – 20, в Сауд. Аравии – 90, в Кувейте и ОАЭ – 140 лет.

Природный газ. Его ресурсы, как правило, залегают вблизи нефтяных месторождений, поэтому наиб. запасами располагают страны, богатые нефтью
(Россия, Туркмения, Узбекистан, Казахстан, США, Канада, Мексика, Венесуэла,
Алжир, Ливия, Норвегия, Нидерланды, Великобритания, Китай, Бруней и
Индонезия). Россия сосредотачивает 1/3 мировых разведанных запасов природного газа. Обеспеченность МЭ природным газом при совр. уровне его добычи сост. 71 год. Урановые руды. Составляют базу совр. ядерной энергетики, сконцентрированы в небольшой группе стран: Канада, США,
Бразилия, в Африке: ЮАР, Нигер, Намибия, в Зап. Европе – Франция и Россия.
Есть они и в Австралии. В России крупнейшие месторождения урановых руд нах- ся в Вост. Сибири на юге Читинской области.

В развитии топливно-энергетической промышленности выделяют 3 главных этапа: угольный, нефтегазовый и современный. В конце 19 – начале 20 века в промышленной энергетике и международной торговле топливом господствовал уголь. Еще в 1948 г. доля угля в общем потреблении сост. 60%. Но в 50-60 г.г. прошлого столетия структура потребления существ. изменилась На первое место вышла нефть – 51% от всего баланса. Уголь – 23%, прир. газ – 21,5%, гидроэнергии – 3%, ядерной энергии – 1,5%. Такого рода изменения в структуре потребления энергоресурсов были обусловлены широким освоением новых крупных источников нефти и природного газа, рядом преимуществ этих видов сырья перед твердым топливом. Однако, начиная с 80-х г.г. в качестве приоритетного выдвигается направление, предусматривающ. переход от использования преимущественно исчерпаемых ресурсов к использованию неисчерпаемых, нетрадиционных источников энергии (энергия ветра, солнца, приливов, отливов, яд. энергии, геотермич. источники, и т.д.). Энергией будущего ученые считаю Гелий, который возможно будет транспортировать с
Луны. Этот элемент сможет давать огромное количество энергии, одного Шаттла с гелием должно хватить на год энергопотребления США («Известия» от
21.01.2004).

В итоге доля нефти в общем потреблении стала сокращаться до 38%, вновь возрастает значение угля. Упрочил свои позиции природный газ. Более заметным становится рост использования гидроэнергии и ядерной. Нефтяная промышленность. В современном хозяйстве нефть и нефтепродукты широко используются как в энергетических целях, так и в качестве хим. сырья.
Ведущую роль в мировой добыче нефти играет организация стран-экспортеров нефть – ОПЕК- 43% всей добычи. В нее входят: Иран, Кувейт, Сауд. Аравия,
ОАЭ, Катар, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Индонезия и Венесуэла. Весьма велика в мировом производстве нефти роль России, Азербайджана, Туркмении,
Казахстана. Десятку крупнейших производителей нефти образ-ют: Сауд. Аравия,
США, Россия, Иран, Норвегия, Китай, Венесуэла, Мексика, ОАЭ и
Великобритания (около 100 млн. тонн в год). Природный газ. Природный газ используется как топливо и как сырье для хим. промышленности. Наличие значит. разведанных запасов, дешевизна добычи, транспортировки, использования способств. развитию отрасли. По размерам добычи прир. газа резко выделяются Россия, США, Канада. На их долю – более половины добычи.
Крупнейшие производители одновременно и явл. большими потребителями природного газа, поэтому в сравнении с нефтью доля поставок прир. газа на экспорт сравнительно невелика. Крупнейшие экспортеры – Россия – 30%,
Нидерланды, Канада, Норвегия, Алжир. США, будучи одним из крупнейших потребителей, использует не только свой, но и газ др. стран. Импортирует газ Япония и бОльшая часть стран Европы. Угольная промышленность. Весьма перспективна в энергоснабжении (угольные ресурсы по настоящему еще не разведаны, их общегеологические запасы значительно превосходят запасы нефти и прир. газа. Среди главных угледобыв. стран – представители всех регионов мира. Больше всего добывают угля Китай, США, ФРГ, Россия, Индия, Австралия,
Польша, ЮАР, Казахстан, Украина. Примерно 10 часть мировой добычи угля, преим. коксующегося, поступает на экспорт.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать