6. существование на территории области 4 зон экономического наибольшего благоприятствования (безналоговых зон для производственных структур);
7. действие закона об амнистии долгов в областной и местные бюджеты в случае предоставления инвестиционных проектов финансово- неустойчивыми предприятиями и многое другое.
Значительным влиянием на территории области обладают предпринимательские общественные объединения:
8. Новгородская Торгово-промышленная палата;
9. Союз предпринимателей Новгородской области;
10. Отделение Российской ассоциации развития малого предпринимательства;
11. Фонд товаропроизводителей Новгородской области;
12. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств;
13. Общественный совет предпринимателей при Губернаторе области;
14. Лига деловых женщин г. Новгорода;
15. Ассоциация женщин-предпринимателей Новгородской области;
16. Общественное региональное движение “Новгородский женский парламент”;
17. Молодежная экономическая коллегия при Администрации области и др. организации.
Одним из основных каналов взаимодействия органов государственной власти и управления области с общественностью в целях выработки согласованных позиций по политическим и социально-экономическим вопросам является деятельность областной Общественной палаты при Новгородской областной Думе и Администрации области.
Новгородская область одной из первых в России приступила к системному
развитию малого предпринимательства. В 1992 году при участии Международного
Центра развития малых предприятий была разработана пилотная “Программа
развития и поддержки малых предприятий в отраслях народного хозяйства
Новгородской области в условиях формирования рыночных отношений”. Вслед за
ней последовала Комплексная программа поддержки и развития малого
предпринимательства Новгородской области (основные направления), разбитая
на три этапа: 1) 1993-1995 г.г.; 2) 1996-1998 г.г.; 3) 1999-2000 г.г.
Эти этапы предусматривают:
1. Существенное изменение роли предпринимательства в экономике Новгородской
области, формирование основополагающих условий для нормального развития
малого бизнеса и конкуренции на основе Концепции стабилизации и дальнейшего
социально-экономического развития Новгородской области на 1993-1995 гг.
2. Формирование комплексной разветвленной системы государственного и иного
содействия развитию малого бизнеса в области, способной оказать широкую
поддержку деловым людям в любом районе (городе) области в 1996-1998 гг.
3. Долгосрочная стратегия органов государственного управления Новгородской
области по развитию и поддержке предпринимательства до 2000 года.
Таким образом можно констатировать, что цели, поставленные первыми
двумя этапами Комплексной программы, в определенной части, достигнуты.
Основные направления региональной политики по поддержке малого
предпринимательства предполагают, что к настоящему времени сформировались
три группы субъектов Российской Федерации, существенно отличающиеся по
уровню региональной дифференциации развития малого предпринимательства,
степени развитости
Комплексная программа государственной поддержки малого
предпринимательства в Новгородской области на 1999-2000 годы “Малый бизнес”
(третий этап) представляет собой модель деятельности органов
государственного управления, определяющую:
18. актуальные проблемы развития малого предпринимательства в регионе;
19. существующие возможности улучшения условий создания и деятельности малых предприятий и общий замысел использования этих возможностей
(стратегию программы);
20. задачи изменения внешней среды функционирования и развития малого бизнеса;
21. совокупность связанных и скоординированных мер по решению этих задач;
22. ресурсы, потребные для реализации мер поддержки;
23. ожидаемые результаты (цели программы).
Настоящая программа третьего этапа государственной поддержки малого предпринимательства в Новгородской области, в отличие от предыдущих двух этапов, впервые разработана на основе проблемно-ориентированного анализа ситуации в сфере малого предпринимательства. Неудовлетворительные результаты работы сектора МП, выявленные экспертами, являются следствием каких-то недостатков как вокруг, так и внутри него. Перед разработчиками программы стоял один главный вопрос: “Что требуется изменить на данном этапе в секторе малого предпринимательства области и условиях его работы, чтобы улучшить результаты на выходе?”
Для выявления проблем в секторе малого предпринимательства
экономическим комитетом области был сформирован независимый экспертный
совет. Эксперты оценивали ситуацию в регионе по следующим направлениям:
1. Результативность малого предпринимательства.
2. Структура и потенциал малого предпринимательства.
3. Анализ среды малого предпринимательства.
К настоящему времени в области зарегистрировано немногим более 7 тысяч малых предприятий, из них, по экспертным оценкам, только 2.3 тысячи ведут активную деятельность (перед органами областной статистики за 1997 год отчиталось 2293 предприятие). За 5 лет количество малых предприятий увеличилось вдвое. Отраслевая структура малого предпринимательства в разрезе производственной и непроизводственной сферы изменяется в сторону увеличения доли производственных фирм. В 1997 году всего 39.2% от общего числа малых предприятий составляли МП торговли и общественного питания. На долю промышленности, транспорта и строительства приходилось 40.5% фирм.
Одним из общепризнанных показателей степени развития малого
предпринимательства служит доля работающих в сфере малого
предпринимательства среди общего числа занятых в экономике. В настоящее
время в сфере малого бизнеса (учитывая лиц занятых индивидуально-трудовой
деятельностью) сосредоточено около 23 % работающих в области. По сравнению
с 1992 годом (за пять лет) доля работающих в малом предпринимательства
возросла почти в 3 раза. Общая численность занятых в сфере малого бизнеса,
(по данным статистики и информации экономических служб районов) увеличилась
по сравнению с 1992 годом на 27.9 тысяч человек.
Из общего числа занятых на малых предприятиях 87.6 процентов работают на постоянной основе. Более половины всех работающих в малом предпринимательстве занимаются индивидуально-трудовой деятельностью.
Средняя численность занятых на одном предприятии - 9 человек. Самыми крупными являются предприятия промышленности и строительства, на каждом из которых в среднем работает по 14-15 человек. Самые малочисленные предприятия - в торговле и общественном питании, информационно- вычислительном обслуживании, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и другие. В среднем на них работает по 3-4 человека.
По итогам 1997 года объем продукции, произведенной малыми
предприятиями области по всем видам деятельности, составил 865.8 млн.
деноминированных рублей. Наибольшую долю, 61 % от этой величины, составил
объем производства малых предприятий промышленности и строительства, 17.2%
- предприятий торговли и общественного питания.
Значимость малого предпринимательства в отдельных отраслях экономики
области за последние пять лет возросла, как по числу работающих, так и по
объему производства продукции (работ, услуг):
24. в промышленности - удельный вес занятых на малых предприятиях в общем числе работающих в этой отрасли увеличился в 2.3 раза, а в объеме производства в 3.3 раза;
25. в строительстве - в 6.5 раза по числу работающих и в 2.6 раза по объему работ;
26. в торговле и общественном питании (без учета индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговлей) - в 2.6 раза по числу работающих и в 1.2 раза по объему выполненных работ (услуг).
Для характеристики результативности малого предпринимательства в
области были использованы показатели развития малого предпринимательства за
1997 год и динамики роста за последние 5 лет: по объему производства
(работ, услуг), выполненному малыми предприятиями; доле в общем объеме
производства по области в сфере основных отраслей экономики; числу вновь
созданных рабочих мест; балансовой прибыли; объему освоенных инвестиций;
объему налоговых поступлений в бюджет области и доле малого
предпринимательства в общем объеме налоговых поступлений и др.
Параметры для анализа результативности были выбраны исходя из имеющейся статистической информации и экспертных оценок, полученных при проведении выборочных исследований деятельности малых предприятий и материалов по развитию малого бизнеса экономических служб районов.
Анализ оценок результативности малого предпринимательства в области по приведенным в таблице параметрам позволяет сказать, что несмотря на достигнутые относительные успехи области в развитии малого бизнеса за последние годы, уровень развития малого предпринимательства недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики. По степени удовлетворительности фактические значения почти всех параметров результативности малого предпринимательства в области признаны экспертами неудовлетворительными.
Очень неудовлетворительными признаны следующие параметры:
- объем выполненных работ в промышленности малыми предприятиями и его доля
в общем объеме промышленного производства;
- балансовая прибыль малых предприятий.
Объем выполненных работ малыми предприятиями области в 1997 году (по данным статистического исследования) составил 865.8 млн. деноминированных рублей, что составляет более 10 процентов областного ВВП.
По мнению экспертов, этот показатель должен быть значительно выше, так как в статистическом исследовании, проведенном по заказу экономического комитета области, участвовало всего лишь 1546 малых предприятий из 2300 действующих. Кроме того, наиболее быстрыми темпами в последние годы малое предпринимательство стало развиваться на основе индивидуально-трудовой деятельности (половина всех занятых в малом бизнесе отдают предпочтение именно этой форме) а статистических показателей (по объему производства, работ, услуг и т.д ) по этому роду деятельности на сегодняшний день нет. Но даже делая досчеты, учитывая не отчитавшиеся малые предприятия, удельный вес малого предпринимательства в экономике области остается относительно низким - 15-16 процентов ВВП (тогда как в развитых странах он достигает более 50 процентов).
Наиболее динамично малые предприятия развиваются в сфере торговой
деятельности. Так, например, из 198 малых предприятий, вновь созданных в
1997 году, 21.7 процента начали функционировать в сфере промышленности,
12.1 процента - в строительстве и почти 40.0 процентов - в торговле и
общественном питании.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16