Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли бы
способствовать развитию предпринимательства, русский историк академик В.
Безбородов выделяет особо:
1. Чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движения, увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;
2. Практический расчет – умение сосредотачиваться на важнейших и ближайших целях жизни, и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями;
3. Самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремлениями к их удовлетворению;
4. Трезвость характера, не позволяющая увлекаться всплесками чувств и страстей, удаляющих от решения поставленной задачи, от начатого предприятия;
5. Сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая поддаваться излишнему самообольщению при успехе, и чрезмерному унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств.
Именно эти черты стали фундаментом для развития русского предпринимательства, и определяли его успех на протяжении более тысячи лет.
3.3. Становление системы поддержки и развития малого предпринимательства
Новгородская схема развития предприятий с акционерной формой собственности малого бизнеса привлекла внимание экспертов Международного банка реконструкции и развития. На международный конкурс, организованный этим банком, областная администрация представила проект «Новгородский бизнес-парк».
Администрация Новгородской области в течение ряда лет системно реализует стратегию, направленную на стабилизацию и дальнейший рост экономики области, развитие малого предпринимательства. Эффективным инструментом воздействия на кризисные ситуации власти региона считают становление сферы малого бизнеса. Все органы государственного и муниципального управления области ориентированы на создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности, развития предпринимательства, поиск инновационных моделей эффективного управления, продвижение территории к международным стандартам организации социально-экономических процессов.
Несмотря на множество объективно существующих проблем, в 1997 году начался рост производства: в машиностроении –10 %, в производстве товаров народного потребления – 16%. В 1998 году позитивные тенденции сохранились.
В качестве первого шага в Новгородской области была предпринята
организация АО «Новгородский бизнес-парк», учредителями которого стали
администрация области, ведущие ВУЗы города, кредитно-банковские структуры,
страховые общества, фермерские хозяйства. Правительство РФ выделило 250
млн. рублей на первоначальное развитие. Существенная черта – организация
начала объединять науку и большой капитал. «Под одной крышей» стало
возможно разместить 70 отдельных фирм и проектных групп. Инновационных фонд
«Новгородский бизнес-парк» сконцентрировал как доходы от собственной
деятельности, так и взносы российских и зарубежных инвесторов, а на первых
порах -и федеральные субсидии. Далее развитие Новгородской области
происходило в направлении реформирования малого и среднего
предпринимательства, затрагивая как федеральное законодательство, так и
законодательство субъектов Российской Федерации. В 1997 году разработана
концепция и модель форсированного развития депрессивных территорий области.
Особенность разработанной модели состоит в том, что она предусматривает
возможность быстрого решения комплексных социально-экономических проблем
различных муниципальных образований: районов, городов и т.п. Достижение
столь быстрого преодоления кризисных ситуаций в муниципальных образованиях
предполагается осуществить прежде всего за счет регулируемого развития
малого и среднего фермерского бизнеса. Ключевые положения предполагаемой
модели следующие:
- маркетинговая система организации производственно-хозяйственного комплекса административных территорий, позволяющая обеспечить управляемость экономико-социальных ситуаций;
- особая система внешнего управления всеми элементами социально- экономической структуры территории, обеспечивающая гарантированное достижение поставленных целей и задач
(комплексное трастовое инкубирование административных территорий в целом);
- широкое целенаправленное использование финансовых лизинговых схем при формировании производственно-социальных комплексов нового поколения, ориентированных на преодоление депрессивности, и дальнейшее ускоренное развитие административной территории области.
Малое предпринимательство – объективный фактор развития муниципальных
образований в современных условиях. Эффективность малого бизнеса
проявилась при реализации федеральных целевых программ государственной
поддержки малого предпринимательства, а также региональной программы.
Именно малый бизнес способен изменить условия в решении конкретных
социально-экономических задач, прежде всего на уровне местного
самоуправления. Проведенные среди предпринимателей исследования показали
объективную картину распределения факторов влияния на условия
функционирования малого предприятия:
1. 62.2% - создать устойчивую законодательную базу предпринимательства;
2. 52.4% - разработать дифференцированную систему налоговых льгот;
3. 45.8% - сократить бухгалтерскую отчетность;
4. 43.2% - разработать механизм для усиления заинтересованности муниципальных органов власти в развитии малого предпринимательства;
5. 34.6% - ускорить процесс приватизации государственного и муниципального имущества;
6. 24.8% - демонополизировать структуры экономики;
7. 21.4%- организовать школы, курсы по подготовке и переквалификации специалистов для работы в новых рыночных условиях;
8. 21% - создать информационную систему о рынке товаров и труда;
9. 18.2% - искать способы привлечения иностранных технологий;
10. 14% - организовать работу бирж, торговых домов, снажбенческо- посреднических фирм;
11. 11.9% - увеличивать привлекательность для иностранных инвестиций;
12. 9.8% - отпустить цены.
Целью новгородской модели ускоренного развития местного самоуправления является превращение малого бизнеса в главный из факторов развития муниципального образования, (особенно это касается депрессивных районов), при решении социально-экономических проблем.
«Законодательные основы предпринимательской деятельности установил
Гражданский Кодекс Российской Федерации. Его вторая часть, вступившая в
силу 1 марта 1996 года, устанавливает механизм защиты экономических прав
предпринимателей, формы договоров, нормы ответственности партнеров по ним
(обязательное право), правила сдачи в аренду и доверительное управление
любым имуществом (без последующего перехода в собственность), гарантии
возврата банковских вкладов путем их обязательного страхования и т.д…
Можно считать, что на этом завершается первоначальный этап развития предпринимательства в современной России (1987-1992 гг.) и начинается его цивилизованный период».(
В Новгороде законодательная база по поддержке и развитию малого
предпринимательства удивительно многобразна и динамична. Более того, главы
администраций находят необходимым сами разъяснять смысл нормативных актов
предпринимателям. Так, например, 26 октября 1998 года мэр Великого
Новгорода А. В. Корсунов провел вторую встречу с предпринимателями города.
Первая состоялась месяц назад. На ней подверглись критике недавние
постановления правительства РФ о внесении изменений в правила торговли с
применением контрольно-кассовых машин (ККМ). 19 октября администрация
области приняла постановление, которое разрешает до 1.01.99 года торговать
без кассовых аппаратов с открытых прилавков промышленными и
продовольственными товарами, сельхозпродукцией из личных подсобных хозяйств
и от фермеров, в киосках - мороженым, безалкогольными напитками в розлив и
табачными изделиями, изготовленными в РФ. Участники совещания получили
разъяснения о правомерности действий работников центра стандартизации и
метрологии и милиции в сфере бизнеса, узнали о готовности юристов союза
предпринимателей "Профессиональный альянс" давать бесплатно юридические
консультации.
В настоящее время обилие законодательных актов Новгорода и
Новгородской области не позволяет рассмотреть подробно весь спектр
творчества законодательных органов. И, тем не менее, остановимся на
некоторых из них: Концепции социально-экономического развития города
Новгорода на 1998 год (поддержка предпринимательства), и Программе
содействия занятости населения г. Новгорода на 1997 год.
Программа содействия занятости населения г. Новгорода
на 1997 год составлена на основе анализа состояния и развития рынка труда и
прогноза поступления средств в фонд занятости. Она предусматривает
продолжение работы по расширению спектра и повышению качества услуг,
оказываемых службой занятости населению, повышение внимания к безработным
гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, совершенствование
информационной деятельности. Среди активных мер по реализации политики
занятости в Программе намечено обеспечение материальной поддержки
безработных граждан через выплату пособий по безработице и материальной
помощи, а также предоставление досрочных пенсий. Финансирование Программы
предполагается осуществлять в основном за счет Государственного фонда
занятости населения по Новгородской области, а также дотаций из
централизованных на федеральном уровне средств фонда. Реализация настоящей
Программы должна оказывать положительное воздействие на сдерживание роста
безработицы в городе, смягчение ее последствий для граждан, длительное
время находящихся в поиске работы. Городскому центру занятости населения:
Совместно с комитетами экономики и финансов, по социальным вопросам
Администрации города в 1 полугодии разработать и внести на утверждение
Администрации города Программу создания новых рабочих мест в г. Новгороде
до 2000 года. Городскому центру занятости населения в течение года:
Проводить консультации с безработными с целью выявления лиц, желающих
организовать собственное дело или приступить к индивидуальной трудовой
деятельности. Проводить тестирование всех граждан для выявления
способностей к предпринимательству и самозанятости. Обеспечить приоритетное
направление на производство товаров и услуг В организации собственного дела
.Обучить в Учебно-деловом центре при ОАО Новгородский бизнес-парк; основам
предпринимательства не менее 30 безработных и заключить с ними договоры на
индивидуальную трудовую деятельность. Совместно с ОАО Новгородский бизнес-
парк; провести ярмарку предпринимателей и граждан, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью. Также предполагается содействовать
профориентации и переобучению граждан.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16