Особую актуальность в связи со структурной перестройкой экономики приобретает проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях. Следует подчеркнуть, что без инвестиций немыслима никакая предпринимательская деятельность. При этом под инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. В качестве инвестиций могут выступать денежные средства, целевые банковские выплаты, паи, акции и другие ценные бумаги, лицензии, кредиты, имущество, интеллектуальные ценности. Все это служит источником развития предпринимательской деятельности. Без осуществления инвестиций в той или иной форме средства предприятия расходуются нерационально, проедаются, производство эффективно развиваться не может.
Например, на Западе для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малых получила широкое распространение и уже дала значительный экономический эффект система контрактных отношений крупных и мелких фирм - франчайзинг, особенно в торговле и в сфере услуг.
Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма представляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.д. Малый бизнес, как уже было сказано выше, обладает заметно большей способностью к нововведениям и более заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.
Очевидно, что преимущественное право на получение поддержки, в том числе и льгот и преимуществ, должны иметь малые предприятия, осуществляющие деятельность, признанную приоритетной. Приоритетной признается любая деятельность малых предприятий, лежащая в русле целей, стратегии и тактики общего государственного регулирования экономики страны и обеспечивающая наиболее полное удовлетворение социальных, экономических и экологических потребностей населения с минимальными затратами общественного труда.
В постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 11 мая 1993 г.
№446 “ О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации” в качестве основных
приоритетов развития малого бизнеса определены такие направления деятельности, как производство и переработка
сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных,
промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных
препаратов и медицинской техники, оказание производственных, коммунальных и
бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного и
социального назначения, инновационная деятельность.
То есть к приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых предприятий, в продукции которых население ощущает особо острую нужду: продовольствие, ширпотреб, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона.
Исходя из того, что одним из направлений финансовой поддержки, способствующей развитию малого бизнеса, является налоговая политика, в частности, льготное налогообложение, сначала Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” предусмотрены налоговые льготы малым предприятиям, особенно занятым в производстве. Также вопросы льготного налогообложения нашли отражение в принятом Законе РФ “ О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” и в Законе “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”. Указанные льготы создают определенные экономические преимущества для функционирующих и особенно для вновь создаваемых малых предприятий. Тем не менее, по-прежнему для всех предпринимателей, в том числе и занятых в малом бизнесе, налоги остаются главной проблемой. В проектах федеральных законов по налогообложению, направленных в Государственную Думу, практически сохранены все льготы малому бизнесу, Вместе с тем предусматривается передача права отмены уплаты авансовых платежей налога на прибыль и на добавленную стоимость по малым предприятиям - органам исполнительной власти субъектов федерации, способным более гибко использовать указанную льготу.
Другим направлением государственной поддержки является выделение ассигнований из федерального и регионального бюджетов для финансирования программ поддержки малого предпринимательства. Так, в 1995 году из федерального бюджета направлено на поддержку предпринимательства 5 млрд.рублей, из них 2 млрд. рублей перечислено Фонду поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГКАП России, который является генеральным заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Кроме того, с 1 января 1995 года на развитие предпринимательства в соответствии с государственной программой приватизации государственной и муниципальной собственности в указанный фонд направляется 5% денежных средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
Следует отметить, что государственная поддержка развития предпринимательства осуществляется также за счет финансирования и других фондов и федеральных целевых программ. Так, в целях поддержки инновационной деятельности постановлением Правительства РФ создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Государство оказывает помощь фермерским хозяйствам. За счет ассигнований из федерального бюджета предусмотрено возмещение разницы в процентных ставках по льготным кредитам, выданным крестьянским хозяйствам, а также участие в становлении системы крестьянских банков и страховых компаний.
Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 “ О мерах
по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации
государственных программ и выполнения заказов для государственных нужд”
государственным заказчикам положено при проведении конкурсных отборов по
размещению заказов на закупку и поставку товаров, выполнение работ
(оказание услуг) для государственных нужд создавать условия, обеспечивающие
участие малых предприятий в конкурсном отборе. Министерству внешних
экономических связей поручено рассматривать возможность привлечения малых
негосударственных предприятий к участию в конкурсных торгах на поставку
товаров, выполнение работ для федеральных государственных нужд.
Малым негосударственным предприятиям, участвующим в выполнении
государственных оборонных заказов, предоставляется право закупок продукции
общепромышленного применения в счет устанавливаемых Министерством экономики
РФ специальных квот обязательной продажи этой продукции.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 967 “ Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов”, малым предприятиям предоставлено право в первый год их функционирования наряду с использованием механизма ускоренной амортизации списывать как амортизационные отчисления 50 % первоначальной стоимости машин и оборудования со сроком службы свыше 3-х лет.
Следует обратить внимание на то, что поддержка предпринимательства является задачей не только центральных, государственных органов, но и в не меньшей степени задачей регионов, в которых в последнее время получили большую самостоятельность.
Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне может включать в себя: прямое финансовое субсидирование льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов предоставление льгот по местному налогообложению передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, технических лицензий из подведомственного региону госсектора обеспечение на льготных условиях совместно с подведомственными организациями госсектора проведения НИОКР участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, ограниченное регулирование в ценообразовании формирование и регулирование рынка труда частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами предоставление выгодных региональных госзаказов упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе , в сфере внешнеэкономических операций юридический и экономический консалтинг содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д. содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимательства
Деятельность малого предпринимательства должна быть ориентирована, главным образом, на местный рынок, на решение региональных проблем.
Местные органы власти и управления располагают административными и экономическими рычагами, а также средствами для регулирования предпринимательской деятельности. Практически все органы государственной власти на уровне республик, краев, областей и городов имеют подразделения по экономическому развитию. Главная их цель - способствовать в конкретном регионе развитию предпринимательства, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос, созданию рабочих мест. Региональные органы государственной власти и управления должны определять направления поддержки малого предпринимательства в регионах, а также комплекс необходимых мероприятий, материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет местных источников.
В ряде регионов России разработаны и осуществляются целевые программы поддержки малого бизнеса при долевом участии средств местного бюджета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16