Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов
p> Однако, несмотря на большое количество малых предприятий, занимающихся торговлей, удельный вес малого предпринимательства в торговле по данным статистической отчетности очень незначителен - 6.6 процентов. По мнению же экспертов, а также данных экономических служб районов, реально этот показатель составляет около 70 процентов. Проблема заключается прежде всего в том, что при существующей системе налогообложения малые торговые фирмы стремятся не показывать в полной мере размеры своей деятельности. Это приводит к постоянному искажению реальной картины и, как хорошо видно, существенному недобору налогов в бюджеты.

Удельный вес малых промышленных предприятий в общем объеме производства по области менее 4 процентов, что значительно ниже, чем в среднем по России. Объясняется это следующим: в Новгородской области основной объем промышленного производства приходится на химическую отрасль
(30.6 процента от общего объема промышленного производства), которая представлена, по существу, только двумя крупными предприятиями - химическим комбинатом и заводом стекловолокна. Доля других отраслей промышленности в общем объеме производства гораздо ниже: машиностроения и металлообработки -
11.3%, лесной и деревообрабатывающей - 11.0%, промышленности строительных материалов - 2.3%, легкой - 0.4%, пищевой - 17.8%. Промышленные малые предприятия сосредоточены именно в этих отраслях. Здесь развитие предпринимательства требует относительно меньших капитальных вложений, чем в химической или электронной промышленности. .Доля малого предпринимательства в этих отраслях более ощутима, превышает средний показатель по области: в легкой промышленности приходится 12.5 процентов всего объема производства этой отрасли, в производстве строительных материалов - 10.6 процентов, машиностроении и металлообработке - 8.9 процентов, пищевой - 7.6 процентов, лесной и деревообрабатывающей - 6.0 процентов полиграфической - 14.6 процентов.

Более всего, как показывает статистическая отчетность, малое предпринимательство развито в отрасли пищевой промышленности. Всего в области действует около 200 предприятий по производству продуктов питания, из них 26 - крупные и средние предприятия, которые сосредоточены в городах области - Новгороде, Старой Руссе, Боровичах и Валдае. На этих предприятиях работает половина всех занятых в сфере производства продуктов питания, здесь же производится и основной объем мясных, молочных и др. продуктов.
Почти 80 процентов всех колбасных изделий области производятся на трех предприятиях - ОАО “Новгородский мясной двор”, ОАО “Комбинат пищевых продуктов “Старорусский” и ООО “Боровичский мясокомбинат”, 70 процентов хлебобулочных изделий изготавливаются в области на трех предприятиях - ОАО
“Новгородхлеб”, ОАО “Боровичский хлеб” и ОАО “Старорусский хлеб”. В остальных районах пищевая отрасль промышленности представлена мелкими фирмами с небольшой численностью работающих, небольшими предприятиями облпотребсоюза и цехами по переработке молока и мяса, минипекарнями при крестьянских хозяйствах и товариществах. В комплексных программах развития малого предпринимательства (первого и второго этапов) одним из приоритетных направлений развития малого предпринимательства было определено активное развитие малого бизнеса в производственной сфере и особенно в пищевой отрасли. Третья часть финансовой поддержки оказанной конкретным предприятиям за период 1993-1997 годов из областного бюджета была направлена на организацию хлебопекарного производства, развитие предприятий по выпуску продуктов питания прежде всего в районах области.

Значение балансовой прибыли малых предприятий по степени результативности малого предпринимательства в области признано очень неудовлетворительным. В 1997 году удельный вес прибыли, полученной от деятельности малых предприятий, в общем объеме прибыли по области составил
1.7 процента. В предыдущих годах этот показатель был выше: в 1994 году -
18.1 %, в 1995 году - 6.2 %, в 1996 - 14.7 %. Такой разброс показателей характерен для всех регионов России. (в 1997 году прибыль от деятельности малых предприятий в целом по Российской Федерации уменьшилась в два раза, по сравнению с предыдущим годом). Объясняется он, во-первых, заметным оттоком субъектов малого предпринимательства - юридических лиц в сферу индивидуальной предпринимательской деятельности, что влечет за собой изменение общих показателей результативности малого предпринимательства, в т.ч. прибыли. Во-вторых, действующая фискальная система налогообложения деятельности МП буквально выталкивает их в теневую сферу, где находится множество способов сокрытия реальных доходов.

В целом по области малые предприятия промышленности и строительства в отчетном году получили убыток от своей деятельности более 15.0 млн. деноминированных рублей. Только в торговле и общественном питании предприятиями малого бизнеса получена балансовая прибыль в объеме 36.7 млн. деноминированных рублей.

Однако, несмотря на низкий процент прибыли малого предпринимательства в общем объеме по области, более половины всех малых предприятий (51.2% от общего числа) отчетном году получили прибыль в размере 146.0 млн. деноминированных рублей (в расчете на одно предприятие -
0.15 млн. рублей.

Успешнее всего работают малые производственные предприятия пищевой промышленности: из 57 МП этой сферы, отчитавшихся перед органами статистики в 1997 году, более 30 получили прибыль в размере 54.4 млн. деноминированных рублей.

Для характеристики структуры и потенциала малого предпринимательства были использованы следующие основные и дополнительные параметры: число зарегистрированных и реально действующих малых предприятий; число малых предприятий на 1 тысячу жителей (плотность); стоимость основных фондов; износ основных фондов; оборотные средства собственные и привлеченные; капитальные вложения; технологический потенциал предприятий; потенциал менеджмента; число новых предприятий, регистрируемых за год; темп роста
(сокращения числа малых предприятий за год и др. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

На протяжении нескольких последних лет количество зарегистрированных и реально действующих малых предприятий на территории области остается примерно на одном уровне - 7.0 - 7.5 тысяч зарегистрированных и более 2.0 тысяч реально действующих. Таким образом, развитие малых предприятий, значительно ускорившееся в 1992-1993 годах, под влиянием объективных факторов в настоящее время существенно замедлилось. В целом по области, при общей численности населения около 740 тысяч жителей, число зарегистрированных малых предприятий на данном этапе можно считать удовлетворительным. Однако для получения устойчивой налогооблагаемой базы необходимо существенно увеличить число действующих МП.

По данным областной статистики и проведенных исследований в секторе малого предпринимательства занято около 23 процентов от общего числа работающих по области, (учитывая лиц, занимающихся индивидуально- трудовой деятельностью).10-13 процентов от общего числа занятых в экономике области работают на малых предприятиях, что соответствует уровню среднего показателя в целом по России. Важным для региона на ближайшую перспективу, по мнению экспертов, является достижение численности занятых в сфере малого предпринимательства около 135-150 тысяч человек, что позволит дать стабильную среднюю величину налоговых поступлений в бюджет около 40 процентов.

По данным проведенного новгородским областным комитетом государственной статистики исследования малых предприятий за 1996 и 1997 год, в котором была использована информация о деятельности 64.4 % всех действующих малых предприятий области, объем капитальных вложений малых фирм всех видов деятельности зафиксирован в размере: 47.2 млн. деноминированных рублей - в 1996 году и 98.1 млн. рублей - в 1997 году, а с учетом досчета на число не отчитавшихся предприятий: в 1996 году - 73.3 млн. рублей и в 1997 году - 152.3 млн. рублей.

Общая характеристика среды МП

Эксперты весьма строго охарактеризовали существующие в настоящий момент общие условия деятельности малых предприятий в области. И тот факт, что несмотря не отдельные положительные моменты в своем развитии, малое предпринимательство области находится еще в очень несовершенной внешней среде, еще и еще раз подтверждает необходимость усиления государственного внимания к становлению этого сектора экономики.

В силу объективных причин малое предпринимательство пока не обрело той степени устойчивости, позволяющей в широком плане осуществлять межрегиональную и, особенно, международную деятельность. Уровень подготовки менеджеров, технологии управления хозяйствующими субъектами, экономическая и финансовая подготовка кадров и многое другое сегодня таковы, что существенно ограничивают возможности эффективного международного и межрегионального сотрудничества субъектов предпринимательства. Это не означает, что такая деятельность отсутствует вовсе. Многие малые предприятия достаточно успешно освоили правила и стандарты международного бизнеса и являются субъектами внешнеэкономических отношений области.
Особенно со странами т.н. ближнего зарубежья, где предпринимательская культура пока совместима с российской. Но это капля в море, по сравнению с желаемыми параметрами такой работы.

Потребность во внешнеэкономической деятельности МП для области крайне актуальна и требует специального инструментария для развития всех ее компонентов. В рамках программ зарубежной технической помощи предстоит большое количество различных мероприятий, направленных на повышение внешнеэкономической деятельности МП области на основе как минимум четырех крупных Международных программ, в которых участвует регион: программа
“Региональные инвестиционные инициативы” (США), программа ЕС “ТАСИС”, программа ЕС “ЭКОС/УВЕРТЮРА, Российско-Итальянского проекта “Сеть
Новгородских центров”.

Ситуация с внутрироссийскими связями и контактами малых предприятий несколько более привлекательна. География деловых отношений
Новгородских МП весьма обширна и продолжает расширяться. Однако неравномерность развития различной инфраструктуры по регионам России сдерживает этот процесс: трудности с получением достоверной маркетинговой информации, сведений о субъектах рынка, их состоятельности, о товаре и ценах и т.п. - типичная для межрегиональных контактов проблема. Частично
Торгово-промышленные палаты регионов пытаются улучшить ситуацию, оказывая информационные услуги такого характера. Определенные надежды вызывает получающая все большее распространение система ММЦ - Межрегиональных маркетинговых центров, направленная на решение затронутых здесь проблем МП.
Такой центр создается и в Новгородской области. Его поддержка является одним из мероприятий настоящей программы.

Пока не в полной мере, но у МП появилась возможность получать гарантии для иностранных инвесторов и инвесторов из других регионов России.
Эту возможность им предоставляет 24 статья областного закона о бюджете области, которой создан специальный Гарантийный фонд. 10% его объема целевым назначением предназначены для МП области. С улучшением бюджетной ситуации объемы бюджетных финансовых ресурсов, направляемых на цели гарантирования рисков МП и банков будут соответственно возрастать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать