Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов
p> ЗАО "Селиванов" размещается на территории г. Новгорода, ул. Великая,
22. Стоит отметить, что на ул. Великой, 20 занимает огромные производственные площади бывший монстр мебельной промышленности АО
"Новгородмебель". Однако, последнее конкурентом Селиванову не является, поскольку продукция, выпускаемая "Новгородмебель", низкокачественна, недолговечна, дорога в своей категории, и, к тому же, не отвечает требованиям моды, можно сказать даже - оскорбляет эстетические чувства любого человека. И то, и другое предприятия используют высококачественные импортные материалы. Почему же Селиванов более успешен? Малые объемы производства, возможность комбинировать основные и отделочные материалы по желанию заказчика, разработка любых конфигураций мебели - все это ставит малого предпринимателя на недосягаемую для предприятий государственного сектора высоту. В то время, как на АО "Новгородмебель" задерживается выплата налогов, рабочие получают зарплату в 300-500 рублей с гарантированной задержкой в 3 месяца, у Селиванова каждый из работников, которых насчитывается 25 человек с учетом представителей в других городах, зарабатывает от 1000 до 3000 рублей в месяц, регулярно их получая. Вообще система оплаты здесь дифференцирована: сколько заработал, столько получи.
Допустил брак - плати штраф. Работаешь ударно - получи премию. У рабочих есть мощный экономически стимул к улучшению качества работы, повышению собственного профессионального уровня.

Геннадий Васильевич не называет сумму годовой прибыли, объясняя это сохранением коммерческой тайны, но в качестве компенсации предлагает схему распределения прибыли предприятия:
1. 2,5% - благотворительность;
2. 3% - заработная плата работникам;
3. 12% - амортизационные расходы и расходы на расширение производства;
4. 14,5% - закупка материалов;
5. 68% - налоги и услуги государственных организаций за предоставление информации, аренду помещения и т.д.

Благотворительность, на которую тратится сравнительно небольшая сумма, приносит не только моральное удовлетворение, но и создает позитивное общественное мнение (имиджевая реклама), а также предоставляет некоторые налоговые льготы по местным налогам.

Самой большой проблемой, конечно же, по словам предпринимателя, являются налоги: "Я не понимаю, почему должен отдавать больше половины того, что заработал?! Куда идут эти деньги, кому? Почему я не могу использовать их на благо страны сам?"

Вторую проблему он определил как недостаток информации. К сожалению, организованный с подачи администрации области информационный центр, начал работать недавно, имеет неотработанную систему получения и распространения информации, скудные и неполные базы данных. Торгово-промышленная палата, также предоставляющая информационную поддержку, зачастую имеет устаревшие сведения, и, кроме адресов и владельцев фирм, иная ее помощь практически бесполезна. Маркетинговый центр, об открытии которого было гордо заявлено учредительным комитетом еще в октябре 1998 года так еще и не открылся. Так что исследования рынка товаров, конкурентного рынка и рынка сбыта Г.В.
Селиванову приходится проводить самому, опираясь на собственные знания и опыт.

«…Опросы предпринимателей показывают, что большинство из них не видят ни поддержки, ни управления, ни даже интереса к ним со стороны государства.»(

Инвестиционные программы, вводимые в действие администрациями области и города, на конкретно взятом предпринимателе не отразились никак. Конкурсы- смотры он сам считает бесполезной тратой времени, которое лучше было бы потратить на работу.

С микрокредитованием положение вообще особое. В 1997 году Г.В. Селиванов обратился в Отдел по развитию и поддержке малого предпринимательства при
Администрации области с просьбой о разрешении выдачи кредита на закупку материалов за рубежом (ламинированные плиты, ламинат, декор и фурнитура).
Однако, при выяснении порядка выдачи кредита, который длится 3-4 месяца при успешном сборе различных документов, предприниматель решил обратиться в банк (назвать отказался). Процентная ставка на микрокредит даже по программе поддержки малого предпринимательства оказалась, тем не менее, непомерна высока. Это вынудило предпринимателя обратиться к знакомым с просьбой о займе. В настоящее время Геннадий Васильевич говорит: "Пока это возможно, я постараюсь обойтись без помощи государства. Оно дает копейку, а взамен требует рубль".

Существует в Новгороде и особая организация для помощи предпринимателям. Г-н Селиванов в ближайшее время хочет попытать счастья там. Кредитно-потребительский кооператив "Перспектива",который финансируется из средств Агентства Меадуна - родного Развития США (USAID), продолжает успешно работать и активно развиваться на рынке услуг для малого бизнеса. Он уже хорошо известен многим предпринимателям не только Великого
Новгорода, но и области. Однако малый бизнес постоянно пополняется новичками. Они пытаются открыть свое дело и испытывают при этом большие проблемы, особенно финансовые. Помощь таким людям с низким уровнем доходов и ставит своей главной целью КПК "Перспектива". Кооператив является партнерским агентством американской общественной корпорации "Оппортюнити
Интернэйшнл", которая оказывает поддержку малому бизнесу буквально на всех континентах. " Схема работы с клиентами в "Перспективе" довольно проста.
Предлагаются две программы займов: групповая и индивидуальная, в соответствии с которыми можно получить рублевый эквивалент суммы от 100 до
6000 долларов США. Для постоянных клиентов предусмотрены льготы при получении повторных займов."( Не удивительно, что услуги КПК
"Перспектива" пользуются популярностью. Опыт показал: они востребованы в городе и области. Со 2 ноября 1998 года действует представительство кооператива в г. Старая Русса. К концу прошлого года было выдано 246 займов на сумму 224000 долларов США. Для "Перспективы" заемщики - не безликие клиенты. Сотрудники организации постоянно поддерживают с ними контакт, интересуются их успехами, помогают решать проблемы. Они считают, что:
«Предпринимательство – форма выражения и развития личности человека. его способностей и потребностей».((

Такое сотрудничество способствует росту взаимного доверия и ответственности. Партнерская программа, в рамках которой "Перспектива" оказывает поддержку малому бизнесу, основана на взаимном доверии. От попыток некоторых недобросовестных заемщиков "забыть" о своих обязательствах пострадают, прежде всего, нуждающиеся предприниматели, которые могут остаться без помощи.
«Можно выделить три основных пути компенсации недостатка ресурсов у малого предприятия:

1. Тщательно разработанная система государственной поддержки;

2. Содействие со стороны крупного предприятия или специализированной организации, например, бизнес – инкубатора;

3. Самоорганизации и кооперирование малых фирм».(((

Положение, в котором оказался Селиванов, вовсе не дискредитирует его как предпринимателя, но создает крайне негативное отношение к неразвитой, а, возможно, просто плохо проработанной поддержке малого предпринимательства в
Новгородской области. Громадьё административных планов реализуется в малой своей части, в основном, из-за недостаточного финансирования. То есть - кому-то поддержка оказывается, а кому-то - нет. За недостатком места оказалось невозможным рассмотреть положительный пример в данной сфере, но опыт показывает, что процентное соотношение между получившими помощь предпринимателями и теми, кому было в ней отказано - 20% - 80%. Но в условиях современной конкурентной борьбы, похожей больше на борьбу за выживание, и это - достижение антимонопольной политики. правда, некоторые специалисты считают, что: «Из-за отсутствия государственной поддержки отечественные предприниматели не в силах конкурировать с импортом и теряют рынок России».(


Заключение

Итак, меры, необходимые для развития малого бизнеса в РФ, следующие: предоставление значительных налоговых льгот, дифференцированных в зависимости от вида деятельности и направлений использования прибыли; создание государственных гарантий кредитования и страхования деятельности малых предприятий; направление части средств, полученных от приватизации, на поддержу малого бизнеса, создания рабочих мест в частном секторе; стимулирование внешнеэкономической активности малого бизнеса за счет выделения им определенной доли иностранных кредитов, предоставляемых по межправительственным соглашениям, резервирования за ними части квот по каждому экспортному товару; выделение кредитов и субсидий для прямого финансирования на старте деятельности. Для этого создан Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, которому планировалось выделить 25 млрд. рублей для реализации целевых программ по развитию частного бизнеса ( реально так и не выделенных); содействие организации торгово-промышленных палат, ассоциаций и других форм, обеспечивающих представительство интересов предпринимательства в центральных и региональных органах власти. Постановлением Совета Министров
- Правительства РФ было санкционировано формирование Совета по развитию предпринимательства при Правительстве РФ (в дальнейшем практически упраздненного); развитие финансовой инфраструктуры, ориентированной на работу с малым бизнесом; содействие созданию специализированных банков и сети их филиалов, обществ взаимного кредита, инвестиционных фондов, других финансовых институтов для осуществления различных проектов силами бизнеса. Указами
Президента РФ были созданы Государственная инвестиционная корпорация и российская финансовая корпорация, основными задачами которых являются привлечение иностранных инвестиций, аккумулирование финансовых ресурсов и инвестирование их в предпринимательский сектор, предоставление гарантий для предприятий малого бизнеса при заключении перспективных контрактов как с российскими, так и с иностранными партнерами.

За прошедшие годы было сделано немало в указанных направлениях.
Упрощен режим лицензирования. Число видов деятельности , на ведение которых раньше требовались лицензии, сократилось с 144 до 77. Унифицирован и упорядочен режим выдачи и использования лицензии, сокращено общее количество документов, которое необходимо представлять для оформления и выдачи лицензии.

Введены значительные налоговые льготы малым предприятиям, определенные льготы получили банки и финансовые компании, финансирующие малый бизнес.

Принята Федеральная программа поддержки малого предпринимательства.
Наличие подобной программы способно поставить государственную поддержку предпринимательства на солидную и систематическую основу .

Федеральная программа учитывает тот факт, что деятельность малых предприятий ориентирована, как правило, на местные рынки, решение региональных проблем. Роль малого бизнеса в формировании рациональной структуры региональной экономики исключительно велика. Отсюда и необходимость активной региональной политики поддержки предпринимательства силами региональных органов государственной власти.

Таким образом, развитие малого предпринимательства - важная политическая проблема. Пожалуй, никем в России уже не оспаривается истина, что стабильность в обществе зависит от того, располагает ли оно мощным средним классом. Однако до сих пор эта политика остается декларативной.
Необходима целостная системная методология развития малого предпринимательства.

Реализация проекта развития и поддержки малого предпринимательства в
Новгородской области может послужить базовой моделью для других регионов
Российской Федерации. На рисунке 2 наглядно представлены возможности проекта.

Рисунок 2 (по материалам отдела статистики Администрации Новгородской области).

Удельные вес прибыли, получаемый от деятельности малых предприятий в общем размере прибыли

Суммируя все вышеизложенное, можно сказать, что в нынешних условиях представители МП оказались в наиболее сложном положении, которое определяется рядом моментов. Важнейшими из них являются следующие:
1. Отсутствие идеологии проведения реформ, стержнем которой должны стать целостная государственная политика по отношению к МП и системный подход к решению его проблем. Общим местом стал тезис о том, что малый бизнес развивается скорее не благодаря, а вопреки государственной политике.
2. Неурегулированность экономических отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свертыванию деятельности множества малых предприятий.
3. Нежелание государства видеть в секторе МП равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных условиях для выживания. Для представителя МП становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве. Фактическое удушение
МП государством подтверждается данными Госкомстата об уменьшении общей численности малых предприятий с 907.7 тыс. в середине 1994 г. до 837,9 тыс. в настоящее время и сокращении занятости в секторе МП.
4. Пренебрежительное отношение со стороны государства к МП как субъекту рыночных отношений имеет и другое крайне негативное последствие: государство отказалось защищать мелкого собственника и его имущество от преступного мира, оставив его один на один с организованной преступностью - рэкетирами, шантажистами, грабителями. Попустительство, а порой и поощрение методов “дикого капитализма” в осуществлении первоначального накопления капитала делает представителя МП легкой добычей преступного мира. Ни органы внутренних дел, ни средства массовой информации не акцентируют внимание на тех жертвах, которые несет эта группа населения. Поэтому мелкий собственник вынужден сам искать пути отлаживания своих отношений с преступным миром и нередко - в силу объективных и субъективных причин - оказывается втянутым в преступную деятельность.
5. Сложными и противоречивыми являются отношения представителей МП с местной властью. С одной стороны, МП становится естественной, объективной и надежной опорой власти в решении экономических проблем на местном уровне, что обеспечивает сектору МП некоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес не местном уровне оказывается в полной зависимости от бюрократического аппарата в лице чиновничества. Недостаточная урегулированность правового положения государственного служащего позволяет чиновнику использовать свое служебное место для изъятия значительных финансовых и материальных средств у представителей малого бизнеса в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, которые он обязан выдавать в рабочем режиме.

Таким образом, неурегулированность отношений представителя малого бизнеса с государством и властью, стремление последней не столько организовать и стимулировать развитие малого бизнеса и защищать его представителей, сколько использовать для получения денег в казну и собственного благополучия, делают мелкого предпринимателя настолько бесправным и беззащитным, что при продолжении такой политики он может оказаться среди наиболее горячих сторонников изменения характера власти и государственной политики, а от его общественного, политического поведения будет зависеть возможность и эффективность проведения многих экономических акций.

Поэтому в силу объективных причин и факторов на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации в стране свидетельствует о том, что МП начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно
МП было единственным растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.

В малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формирует условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ. Это приобретает особую важность с учетом приближающихся президентских выборов, а также выборов Губернатора
Новгородской области.
( "Директор" - информационно-аналитический журнал, 1996, № 1-2, стр. 45-49
( Дж. Хасс «Тенденции развития рыночных отношений и предпринимательства в
России»// Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996
( Г.Г. Филиппов «Бизнес, политика, власть»// Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО:
Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996
( Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996 // Журавлев Ю.Н., Мельников Ю.И.
«Предпринимательство и инвестиционная деятельность»
( Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996 // Журавлев Ю.Н., Мельников Ю.И.
«Предпринимательство и инвестиционная деятельность», стр. 43
( «Свободная мысль», N 11, 1995// Е. Брагина «Малый бизнес. Состояние и проблемы», стр. 91
( «Свободная мысль», N 11, 1995 // Е. Брагина «Малый бизнес. Состояние и проблемы», стр. 90

( Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996 // П. Вакуров «Объединения малых и средних предприятий», стр. 142
( Гражданский Кодекс Российской Федерации в 2 ч., Москва, "Инфра-М", 1997
(( Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996 // Л.С. Бляхман «Предпринимательство и пути его развития в России», стр. 9
( Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996 Г.Г. Филиппов «Бизнес, политика, власть», стр. 5
( Газ. "Новгород", 1998, 26 ноября // В. Таганский "Акулы" рынка, потеснитесь!"
(( Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996 // Л.С. Бляхман «Предпринимательство и пути его развития в России», стр. 12
((( Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996// П. Вакуров «Объединения малых и средних предприятий», стр. 143
( Сборник «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: Экономика, управление, государственное регулирование», СПб, СЗАГС, 1996 // Л.С. Бляхман «Предпринимательство и пути его развития в России», стр. 11

-----------------------
[pic]

[pic]



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать