Разработка мероприятий по формированию политики сектора ценных бумаг Омского отделения Сбербанка №8634
p> 1.3. Приоритетные направления совершенствования деятельности коммерческих банков

Совершенствование кредитной системы связано с внедрением новых банковских продуктов и услуг.

Банковская услуга – это предоставляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие проведение банковских операций.(14, с.128(

Банковская операция – комплекс взаимосвязанных действий банка и клиента, производимых от имени банка, предусматривающих перемещение средств и направленных на решение конкретной экономической задачи.

Банковский продукт – комплекс взаимосвязанных банковских услуг и операций, направленных на удовлетворение потребностей клиентов в отдельных видах банковской деятельности.

Портфель банковских услуг – совокупность банковских услуг, сопровождающих банковские операции в определенной сфере деятельности банков.

Банковская деятельность требует формирования портфеля предлагаемых услуг, организации торговли и сбыта их конечному потребителю, то есть нуждается в рынке банковских услуг. Рынок банковских услуг – это специфичная сфера рыночных отношений, обеспечивающая спрос и предложение на услуги банков, направленные на стимулирование банковских операций в целях удовлетворения потребностей клиентов.

Применительно к рынку банковских услуг его инфраструктуру следует определить как совокупность организационно-правовых форм, обслуживающих формирование спроса и предложения, покупку-продажу банковских услуг через кредитно-финансовые институты.

Основными составляющими инфраструктуры рынка банковских услуг являются центральные и коммерческие банки, небанковские кредитно-финансовые институты, информационные технологии и средства связи, налоговая система.

В свою очередь структура рынка банковских услуг состоит из следующих секторов:

1) рынок платежных или корреспондентских услуг;

2) услуги на рынке ссудных капиталов;

3) рынок коммерческих услуг корпоративным клиентам;

4) рынок услуг частным клиентам;

5) рынок услуг по банковскому обслуживанию внутренней и внешней торговли;

6) рынок электронных банковских услуг;

7) рынок услуг по доверительному управлению активами.

Предоставление новых банковских услуг является одним из наиболее рисковых мероприятий, на которые может решиться банк. Особенно высок риск в индустрии, ориентированной на обслуживание, так как конкурентам в этой сфере легче воспроизвести те же самые услуги, чем в большинстве производственных отраслей промышленности, где новые продукты защищены патентами. Более того, успех или неудача новых услуг в банковском деле часто определяется общими факторами, находящимися вне контроля отдельной банковской фирмы, особенно регулированием банковской деятельности, которое может возвести вокруг новых услуг жесткие барьеры, а также экономическими условиями, в частности колебаниями процентных ставок, которые могут резко и радикально изменять возможное соотношение между расходами и доходами от новых услуг.

Возникновение новых банковских услуг и продуктов обусловлено в основном тремя причинами:

- непрерывным движением предпринимательской мысли и стремлением обойти конкурентов;

- периодически возникающим кризисом (или общим, или частным) в банковской сфере, что является стимулом к усилению финансовой мысли и повышению финансовой устойчивости банка;

- функционированием финансового рынка в зарубежных странах, что дает информацию о банковских нововведениях за рубежом.

Стратегии разработки и предложения новых банковских услуг обычно основываются на фундаментальных концепциях маркетинга – дифференциации услуг и сегментации рынка. Дифференциация услуг достигается тогда, когда банк смог убедить своего клиента в том, что является единственным в своем роде учреждением как по качеству, так и по количеству предоставляемых им услуг. Обычно для этого требуется мощная рекламная кампания, в ходе которой управляющие маркетингом банка стараются внедрить в сознание клиентов нужную банку идею и образ предлагаемой им услуги. Успешная дифференциация услуг – дорогостоящее занятие. Управлению банка необходимо производить частое обследование клиентуры, чтобы быть уверенным, что клиенты осознали идею и образ новой услуги, созданные с помощью этой рекламной кампании.

При этом сервисная дифференциация и рыночная сегментация новых услуг обычно эффективны лишь как краткосрочные стратегии. Поскольку и другие финансовые сервисные фирмы легко могут воспроизвести каждую из банковских операций, в скором времени в дифференцированной и сегментированной областях, которые становятся прибыльными, возникает конкуренция. В этом случае банку необходимо искать путь к следующей новой сервисной идее.

В современных условиях большой потенциал в развитии и совершенствовании деятельности коммерческих банков содержат новые информационные технологии. С появлением новых видов программных продуктов и новых процессоров появилась реальная возможность почти полностью автоматизировать банковские услуги. В настоящее время автоматизация идет по следующим основным направлениям:

1. электронная обработка бумажных финансовых документов;

2. компьютеризация расчетных и платежных операций;

3. внедрение систем связи между отдельными рабочими местами и между банками.

Концепция электронных денег позволяет банкам доставлять свои услуги клиентам на дом. Одним из главных условий для банка является наличие представительства в Интернете.

Вместе с использованием электронных систем расчетов и банкоматов банки предоставляют клиентам такую услугу, как ведение банковских операций на дому – «home banking». Эта услуга заключается в том, что клиент покупает необходимое оборудование, то есть оборудует домашний терминал, который по телекоммуникационным линиям связи подключается к банковскому компьютеру.
Банк дает консультации по поводу оборудования и программного обеспечения домашних терминалов. При такой системе предоставления банковских услуг операции могут вестись круглосуточно и постоянно. Банк может управлять текущими счетами клиентов, вкладами, расчетами клиентов с бюджетом.
Выделяются следующие виды операций: оплата услуг различных компаний
(например оплата вперед счетов за пластиковую карточку); получение баланса за текущий день; отчет о движении средств на счете; заказ чековой книжки; ведение операций с ценными бумагами; осуществление перечислений по счетам клиентов за определенный промежуток времени. Клиент может выполнить любую операцию в любое удобное для него время дня и ночи, так как банк осуществляется последующий контроль. Перед каждой операцией владелец домашнего терминала использует специальный «ключ» в коде защиты от неправомочного подключения к системе.

С 1998 года начали работать в Интернете и российские банки. Их клиенты имеют возможность совершать практически любые операции: открывать депозитные счета в рублях и в валюте; переводить деньги на пластиковую карточку; оплачивать коммунальные платежи; продавать и покупать валюту; оплачивать услуги Интернет-провайдеров и тому подобное. Системы российских банков похожи: надо открыть в банке счет, получить или «скачать» из
Интернета необходимое банковское программное обеспечение, после получить индивидуальный пароль, электронно-цифровую подпись или чип с шифром. После этого можно управлять своим счетом из любого места, где есть подключенный к
Интернету компьютер. Для этого не надо получать специального образования, достаточно элементарных навыков обращения с компьютером.

Использование Интернета в секторе корпоративных клиентов дает банку сразу несколько преимуществ. Во-первых, снижение расходов на обслуживание клиентов, обусловленное автоматизацией электронного документооборота. Во- вторых, улучшение качества предлагаемых клиенту продуктов, за счет их индивидуальной настройки под его потребности. В-третьих, дает возможность быстрого расширения масштаба деятельности, выхода на региональные и смежные финансовые рынки.(19, с.247(

Интернет в России используют примерно 2 млн. человек, таким образом, число клиентов «сетевых» банков очень невелико. После кризиса 1998 года граждане не доверяют свои сбережения банкам, да и сами банки не хотят вкладывать в рекламу сетевых услуг большие средства, поскольку это может сыграть на руку более сильным конкурентам.

В будущем, вероятно, обслуживание клиентов банками на дому станет основной формой банковских услуг.

Банки используют также систему «Клиент-Банк».

Система "Клиент—Банк" — это услуга, создающая дополнительные удобства для клиентов, позволяющая банку улучшить качество расчетно-кассового обслуживания, повысить доходность этих операций, уменьшить объем ручного труда при приеме, обработке и учете расчетно-денежных документов клиентов.(9, с.206(

Программный аппаратный комплекс "Клиент—Банк", включает в себя две подсистемы — "Клиент"' и "Банк".

Комплекс "Банк" устанавливается на ПЭВМ в отделах, специализирующихся на обслуживании юридических лиц.

Комплекс "Клиент" устанавливается на ПЭВМ в офисе клиента.

Обслуживание клиентов банка по системе "Клиент—Банк" является коммерческой услугой. Эта система обеспечивает реализацию следующих целей:

• привлечение крупных, устойчивых в финансовом отношении клиентов, в том числе находящихся на значительном расстоянии от банка, получающих, благодаря внедрению данной услуги возможность оперативного управления лицевыми счетами;

• закрепление уже имеющейся крупной клиентуры;

• экономия времени операционистов на прием и обработку документов клиентов.

С дальнейшим развитием технических возможностей, появлением новых телекоммуникационных линий связи появится возможность объединить услуги банкоматов и услуги на дому в единую универсальную систему полного комплексного обслуживания клиента.

Рассматривая российский рынок пластиковых карт как устоявшееся нововведение, следует отметить ряд присущих ему особенностей.

Во-первых, рынок банковских услуг претерпевает серьезные изменения и в последние годы приобрел все черты динамично развивающегося рынка пластиковых карт. С одной стороны, ведущие российские банки активно работают с международными системами пластиковых карт, а с другой – они сами включились в конкурентную борьбу за пальму первенства на российском рынке высоких технологий, создавая собственные электронные системы платежей и расчетов либо объединенные системы пластиковых карт. При этом преобладающей является тенденция к объединению первоначально разрозненных систем многих банков и фирм в единую универсальную платежную систему.

Во-вторых, важная особенность российского рынка пластиковых карт состоит в том, что основными элементами систем платежей являются банковские карточки. Банки-эмитенты активно конкурируют между собой, стремясь привлечь больше клиентов. В результате острой конкурентной борьбы снижается стоимость карточек и взимаемых комиссионных за пользование ими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать