Проблема определения основных понятий финансовых результатов имеет практическое значение поскольку на их основе принимаются важнейшие решения корпоративного управления. Кроме того, от определения конечного финансового результата зависит оценка рентабельности вложения капитала. Показатели рентабельности, которые базируются на конечном финансовом результате, прежде всего это касается рентабельности собственного капитала, должны рассчитываться с применением показателя чистой прибыли. Величина показателя рентабельности продаж широко варьируется в зависимости от сферы деятельности предприятия. Объясняется это различие в скорости оборота средств, связанным с различиями в размерах используемого капитала, необходимого для хозяйственных операций, в сроках кредитования. Длительный оборот капитала делает необходимым получение большей прибыли, чтобы достичь удовлетворительных результатов. Более быстрый оборот капитала те же результаты приносит при меньшей прибыли в расчете на объем данной продукции.
Для того чтобы предприятие получило прибыль, стоимость потребленного сырья и материалов, заработная плата, накладные расходы должны иметь определенные соотношения с продажными ценами. Отношение выручки к расходам не мене важно для оценки финансовой деятельности, чем показатели рентабельности, поскольку оно характеризует распределение каждого рубля в ценах покрытия издержек на материал, заработную плату, накладные расходы а так же определяет остающуюся разницу-источник прибыли.
Рынок услуг связи подвержен значительным колебаниям не только вследствие динамичного изменения рыночных сегментов, но из-за острой конкурентной борьбы среди производителей услуг за рынки сбыта своего продукта.
Связь вовлечена в сферу внешней, отраслевой и внутриотраслевой конкуренции. Внешняя конкуренция означает приход на национальный рынок услуг связи международных операторов, формирование транснациональных компаний и производство услуг связи в других секторах экономики. Oтpаслевая конкуренция проявляется на рынке взаимозаменяемых услуг связи, внутренняя - при соперничестве операторов определенного вида связи за высокорентабельные секторы рынка, поэтому изучение рыночной структуры должно производиться с учетом всех видов конкуренции.
Сложные взаимосвязи и взаимоотношения участников рынка обуславливают необходимость его сегментации и структурирования. Сегментация заключается в разделении рынка на отдельные части – сегменты - по определенным признакам: виду услуг, типу пользователей, территориальному расположению, по социальным, поведенческим признакам. Анализ сегментов рынка позволяет устанавливать закономерность потребления услуг связи, динамику спроса, выявлять структурные сдвиги, прогнозировать предложение услуг и стратегию развития связи в конкурентной среде.
Сегментация рынка услуг связи осуществляется в несколько этапов. Сначала выделяются более крупные классы: потребительский, производственный, территориальный рынки, включающие производителей и потребителей услуг связи в определенных территориальных и географических границах.
Затем в каждом классе рынка выделяются группы производителей и потребителей, которые в свою очередь дифференцируются на сегменты и под сегменты по различным классификационным признакам.
Для характеристики демографии участников рынка услуг связи используется количественный учет организаций, получивших лицензию на деятельность в области почтовой и электрической связи и включенных в реестр лицензиатов.
По состояния на 1 января 2003г. в реестр лицензиатов - участников рынка
услуг связи внесено 7700 организаций: электросвязи - 78, 2%, телерадиовещания-20,8%,почтовой связи - l%. Данная структура характеризует производителей услуг по видам связи и секторам экономики и демонстрирует, с одной стороны, доминирование на рынке услуг связи операторов электросвязи, с другой стороны – потерю отраслью значительной доли рынка, которую занимают в ходе диверсификации своей деятельности другие секторы экономики.
Для удобства статистического анализа принято новых участников рынка услуг связи, основанных на частной и кооперативной собственности, называть – «Новыми», в противовес «Традиционным», которые образовались на базе государственного имущества в ходе приватизации с сохранением базовых сетей, систем и техники связи.
Динамичность рынка услуг связи состоит в том, что доля «Традиционных» его участников по доходам от услуг уже сократилось более чем вдвое, и сопровождается опережающими темпами роста доходов «Новых» операторов, а также повышением их доли в потреблении услуг связи деловым сектором национальной экономики, являющимися более рентабельным сегментом потребительского рынка по сравнением с населением.
Данные по рыночной структуре «Новых» и «Традиционных» операторов связи по технико-экономическим показателям свидетельствуют о значительных диспропорциях в результатах и факторах производства услуг. Занимая значительную долю факторов производства (численности, емкости АМТС, ГТС и СТС), новые операторы основное внимание уделили перспективным видам услуг и технологиям связи, т.е. технологической и инновационной конкуренции, что позволяет получать высокую маржу и прибыль.
В сфере связи благодаря многообразию форм собственности и свободе доступа на рынок услуг формируется острая конкуренция между «Новыми» и «Традиционными» операторами. Для анализа рыночной структуры уровня конкуренции используются разные подходы, дающие возможность оценить динамику развития рынка в стоимостном и натуральном измерении в разрезе видов связи и разновидностей услуг.
Структура объёмов производства услуг по видам и разновидностям услуг связи за 1 год дает представление о составе деятельности по производству услуг, доминирование тех или иных видов связи. Так в общей совокупности услуг связи в 2005 году наибольший удельный вес занимали услуги междугородной и международной телефонной связи(25,1%), более половины структуры составляли услуги местной телефонной связи и подвижной электросвязи(54,9%).
Для измерения долей рынка операторов электросвязи региона учитывают их количество, натуральные объемы услуг и доходы от их продажи в анализируемом и базисном периодах. Например, в число участников регионального телекоммуникационного рынка входит традиционный оператор ОАО «Электросвязь», новые операторы местной телефонной связи, телематические службы передачи данных, операторы сотовой связи и персонального радиовызова.
Расчет доли операторов на телекоммуникационном рынке по физическим объемам услуг ведется дифференцированно по видам услуг:
· доступ к телефонной сети общего пользования – по количеству абонентских устройств или пользователей;
· предоставление местных, междугородных (международных) телефонных соединений – по объемам использованной номерной телефонной емкости присоединяемых сетей проводной (беспроводной) связи;
· доступ к сети Интернет, система персонального радиовызова – по числу пользователей.
Доля рынка услуг пропуска трафика определяется по объемам исходящего платного трафика от абонентов присоединяемых сетей дифференцированно по видам телефонных соединений: местные, междугородные, международные. Оценка доли рынка по физическим объемам услуг характеризует положение оператора (монопольное, лидирующее, и др.) среди производителей услуг. На потребительском рынке услуг подвижной сотовой связи региональный оператор МРК « Электросвязь» не имеет лидирующего положения.
Основанием определения рыночной структуры по физическим объемам услуг связи являются договоры на присоединение операторов к ССОП, данные биллингового учета объемов пропуска трафика, данные собственных статистических наблюдений, опросы пользователей.
Изучение рыночной структуры по доходам от услуг связи по видам (разновидностям) осуществляется на основе данных операторов-конкурентов о физических объемах услуг и тарифах на них.
Результаты оценки рыночной структуры и конкуренции на рынке услуг связи должны использоваться в аналитической и прогнозной работе организаций связи по оценке конкурентоспособности, для выработки стратегии развития, завоевания новых сегментов рынка, принятия решения о слиянии компании.
В течение пяти последних лет на МАП (Министерство антимонопольной политики) РФ были возложены функции регулирования тарифов в области связи. Регулированию подлежат тарифы, в частности, на такие услуги связи, как предоставление пользователям доступа к телефонной сети, предоставление местного и междугородного телефонного соединения. Кроме того, во взаимоотношениях между организациями связи регулируются цены за пропуск трафика по междугородной сети ОАО "Ростелеком", а также цены (таксы) для организаций связи за взаимное предоставление ресурсов местной телефонной сети в случае разногласий по ценам (таксам) между этими организациями связи.
До 1999 г. функции регулятора исполняла Федеральная служба по регулированию естественных монополий в области связи, при этом тарифы на услуги местной телефонной связи регулировались региональными властями. С 1999 г. функции регулирования были переданы МАП РФ, которое совмещало функции регулятора тарифов с функциями антимонопольного органа. Связисты всегда были и остаются под пристальным контролем антимонопольных органов - по количеству выявленных и пресеченных МАП РФ и его территориальными управлениями нарушений антимонопольного законодательства они находятся на втором месте после энергетиков.
Ситуация, в которой МАП РФ приступило к регулированию тарифов, усугублялась целым рядом обстоятельств. Кризис 1998 г. оказал существенное негативное влияние как на платежеспособность потребителей, так и на финансовое состояние операторов связи. Имелась значительная долговременная очередь на установку телефона. Услуги местной телефонной связи, оказываемые населению, были глубоко убыточными, процесс же регулирования местных тарифов носил выраженный политический характер. Вследствие этого затормозились процессы развития и модернизации местных телефонных сетей, уровень их цифровизации составлял порядка 18%. Что не только отражалось на низком качестве телефонных услуг, но и препятствовало внедрению новых телекоммуникационных услуг – основы современного общества. Структура и уровни тарифов не соответствовали структуре и уровню затрат и полностью искажали ценовые сигналы рынка.
Было необходимо принятие комплекса мер по кардинальному улучшению ситуации, как при регулировании тарифов для абонентов, так и при регулировании межоператорских взаимодействий. Последовательная их реализация в течение 5 лет позволяет говорить о достижении перелома в тарифной политике. Можно выделить следующие этапы: отказ в 2000-2001 гг. от тарификации оплаты за доступ к сети с повышающими коэффициентами за срочность и переход к установлению предельно повышенных уровней тарифов; выход к концу 2001 г. на покрытие тарифами за услуги местной телефонной связи текущих затрат, а к 2003 г. и рентабельности, позволяющей развивать и модернизировать местные сети.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12